Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Соболева М.В. Развитие речи детей через познание окружающего мира посредством сенсорных эталонов (из личного опыта логопеда)

Библиографическое описание:

Соболева М.В. Развитие речи детей через познание окружающего мира посредством сенсорных эталонов (из личного опыта логопеда) // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом.

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Лучше, если знакомство с эталонами будет происходить в процессе показывания и называния, в том числе должна присутствовать деятельность детей, когда они сопоставляют различные эталоны между собой, подбирают одинаковые эталоны, закрепляют это в своей памяти. В этот момент происходит запоминание и в дальнейшем ребенок начинает использовать названия.

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда.

Изучая предметы с помощью сенсорики, у детей развивается интерес к окружающему миру, происходит востребованность и интерес к разным видам предметов, за счет этого идет активная познавательная деятельность и вместе с этим развивается речь ребенка.

Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

При выполнении заданий используются стихотворения, из этого следует, что развивая мелкую моторику, активно развивается речь ребенка.

Мелкая моторика в развитие речи детей решают следующие задачи:

-Повышает тонус коры головного мозга.

-Развивает речевые центры коры головного мозга.

-Стимулирует развитие речи ребенка.

-Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

-Способствует улучшению артикуляционной моторики.

-Развивает чувство ритма и координацию движений.

-Улучшает положительно-эмоциональный настрой ребенка.

Виды деятельности для развития познания окружающей среды, применяя мелкую моторику рук:

-Пальчиковые игры с предметами и без предметов.

-Изобразительная деятельность.

-Игры и прищепками, и пуговицами.

-Игры с крупными бусинами.

-Игры с мелкими игрушками.

-Конструкторы и строительные наборы.

-Сенсорные мешочки, лабиринты.

-Застегивание и расстегивание различных видов застежек.

-Выкладывание из счетных палочек.

-Шнуровки, мозаики.

-Пирамидки.

Все игры должны находиться в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом мы объясняем, показываем, рассказываем, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.

Сенсорное воспитание не возможно без развития анализаторов у ребенка. Это значит научить ребенка умению обследовать предметы.

Одной из основных задач сенсорного воспитания является формирование навыков сравнения, синтезирования, обобщения, развития мысли и представления о предмете через его непосредственное, близкое восприятие. При проведении работы по формированию сенсорных эталонов необходимо побуждать детей к выполнению определенных действий: выполнять поисково-примерочные предметно-специфические действия, подсказываемые свойствами предметов: втыкать, вынимать, нанизывать, накладывать, открывать, закрывать, перекладывать предметы.

Восприятие целостного предмета. Является наиболее главной функцией восприятия: восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств. Для этого ребенку надо освоить более сложные действия с предметами:

- конструирование предметов из составных элементов;

- узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению;

- обнаружение похожего и различного в предметах;

- словесное описание предметов;

- узнавание предметов по словесному описанию.

В своей работе по развитию речи детей использую следующие приёмы:

1. Показ с названием при рассматривании окружающих предметов («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете? », «Наша мебель и мебель для кукол», «Что находится в группе», «Что, где стоит», «Что изменилось», и т.д.)

2. Сочетание показа предмета с активными действиями ребёнка, его обследованию (ощупывание; восприятие на слух, на вкус и т.п.) в дидактической игре типа «Чудесный мешочек».

3. Сравнивание сходных по внешнему виду предметов (шуба-пальто; чайник-кофейник; туфли-сандалии и т.п.). Научиться различать и называть эти предметы детям помогают дидактические упражнения и игры «Не ошибись», «Не перепутай», «Что изменилось?», «Кто, на чём в гости приехал?» и др.

4. Задания, предполагающие ответ действием («принеси», «найди», «покажи»).

5. Создание воображаемых ситуаций (ситуация поведения животных, приготовление куклам еды и т. п.).

Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие речевой активности детей раннего возраста по средствам сенсорных игр.

Игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форме.

Литература:1.Мелёхина И.В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014.

2.Фоменко Т.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.

3.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Методическое пособие для воспитателей и родителей // Библиотека воспитателя «Мозаика – Синтез» - 2010.
2023