Библиографическое описание:
Изотова К.В. Программа "Сотвори мир внутри себя" // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.
Существует особое состояние человека – умиротворенность, которое можно понимать как «творенье мира в душе». Самые важные пожелания заключаются в словах: «Мир дому твоему», «Мир человечеству во всем мире», «Иди с миром», «Весь мир в тебе!». Есть три глагола, которые определяют отношения человека и мира: освоить, усвоить, присвоить мир – сделать его своим, знать его, уметь жить в нем. Исходя из этого, можно обозначить целью патриотического воспитания следующее: формирование и развитие Личности, способной строить жизнь, достойную человека; активной в процесс усвоения и присвоения окружающего мира. Присвоить ценность – значит открыть ее значимость лично для себя. Человек, живущий в гармонии с собой и окружающим миром, способен создавать и транслировать собственные ценности, которые можно отнести в разряд общечеловеческих. Творить мир может только истинно нравственный человек.
Чтобы стать гражданином и патриотом, необходимо пройти путь к себе, найти свое место в жизни. Этот путь - долог и сложен. Ребенок должен пройти несколько этапов – ступеней. Во – первых, научиться познавать, понимать себя и окружающих. Во – вторых, стремиться жить в гармонии с собой и миром, осознать свою исключительность, ценность. В – третьих, ставить реальные цели (на месяц, на год, на ближайшее будущее), видеть пути их достижения, имеющие значимость для своей Родины. В – четвертых, уметь осмысливать, анализировать происходящее, прогнозировать будущее. В - пятых, закрепить активную жизненную позицию как основу для позитивных изменений как внутреннего, так и окружающего мира.
В связи с этим, необходима система работы с детьми, нацеленная на развитие у ребенка способности измерять себя и окружающий мир через собственное жизнетворчество.
В основе программы «Сотвори себе мир» лежит ситуация выбора, а возможность выбирать – обязательное условие самоутверждения. Реализация программы предполагает восемь взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов с основными психолого- педагогическими задачами, средствами и приемами их разрешения. Занятия по программе адаптируются на определенный возраст при сохранении целеполагания.
Цель программы: создание условий для формирования и развития у ребенка способности изменять себя и окружающий мир через собственное жизнетворчество. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
· выявлять и реализовывать возможности ребенка, способствуя осознанию им собственной уникальности;
· создавать условия для добровольного выбора деятельности и самоопределения ребенка;
· учить ребенка ставить цели и определять способы их достижения;
· развивать способность к самопознанию, научить пользоваться полученным опытом в различных областях жизнедеятельности;
· обогащать ценностный мир ребенка посредством изучения культурных образцов человечества;
· актуализировать ценность собственного развития, обучить навыкам построения перспектив дальнейшего развития;
· способствовать появлению у ребенка активной жизненной позиции, осознанию себя творцом собственной жизни, гражданином своей страны.
В основе программы лежит ситуация выбора на индивидуальном или групповом уровне деятельности, позиции, отношения к предложенному. А возможность выбирать – обязательное условие самоутверждения. Ценно то, что ребенок творит свою жизнь сам «хотя она и является объектом программы».
Основным механизмом реализации программы являются сюжетно – ролевые игры и сказки.
В программе восемь взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов, которые ниже характеризуются через основные психолого-педагогические задачи и возможные средства (приемы) для их разрешения.
Первый шаг: диагностика и реализация способностей детей, помощь в осознании собственной уникальности.
- неоднозначные вопросы в анкете, цель которых - изучение самооценки, неординарности мышления (например, с помощью вопроса «Кто ты?»);
- анкета – интервью – сочетание вопросов и беседы. Метод позволяет увидеть реакцию на предлагаемые вопросы;
- метод социометрического выбора, помогающий проникнуть во взаимоотношения, выявить микрогруппы, неформальных лидеров, личную позицию в коллективе;
- дискуссия, позволяющая выявить ценностные ориентации и жизненную позицию участников;
- тестовые методики («Социально- психологическая самоаттестация коллектива», «Твои увлечения», «Я и смысл моей жизни», «Художник- мыслитель», «Свободный рисунок»).
Второй шаг: предоставление ребенку информационного пространства, создание условий для добровольного выбора деятельности и самоопределения ребенка в предложенных видах деятельности.
Основная задача: предоставить ребенку возможность постоянного выбора и обеспечения полной, интересно поданной информацией о многообразии видов деятельности.
Третий шаг: научить ребенка ставить цели, определять способы их достижения.
Участник должен четко знать, зачем, для чего ему нужна та или иная деятельность. Цель группы складывается, в конечном счете, из личных целей каждого.
Приемы, которые помогут осознать значимость этого момента:
- индивидуальные беседы, анкетирование, по результатам которых можно узнать о наличии лил отсутствии четких целей на период курса занятий;
- использование метафоричности, иносказания в виде притч соответствующего содержания, которые рассказывает психолог;
- соотнесение своих целей с целями вымышленных героев;
- совместная разработка дневников личностного роста и дальнейшая работа над ними;
- выбор детских проектов для реализации в течение курса занятий.
Четвертый шаг: развивать у ребенка способность к познанию, открытию себя для мира и мира для себя, пользоваться полученным опытом в различных областях жизнедеятельности.
Развитие познавательной активности, ее стимуляция происходят во время экскурсий в музее; в процессе занятий, когда психолог предлагает решить различные шарады, загадки, выполнить мини- тесты, в ходе тренингов на развитие воображения, памяти, интеллекта. Создаются условия для развития способности познавать, использовать полученные знания в различных областях. Это можно обеспечить, например, с помощью сюжетно- ролевой игры «Время открытий продолжается». В основе игры лежат философские понятия «время», «открытие».
На основании материалов проблемного стола на одном из занятий формулируется цель работы всей группы: «Доказать, подтвердить право жить в ХХI веке, в своей стране, творить свое и ее Будущее». Для этого предстоит открыть 6 Миров, природы, интересных людей, друзей, знаний, фантазии, движения и Мира в себе. Участники создают общую визуальную форму Миров, которые ежедневно заполняются знаками-смыслами.
Существуют Личные карты Роста. Критерий оценки – позиция ребенка в прожитом дне. Основа – слово «ОТКРЫТИЯ», каждая буква которого означает определенную позицию или проявленное качество: О – организатор, Т – творец, К – красота, Р – рыцарство, Ы – юмор, Т – трудолюбие, И – исполнительность, Я – личное открытие. Итоги подводятся за определенное время. Если участник «заработал» все буквы, ему вручается Знак Отличия, его имя записывается на Стену «Гордость России и мира».
Пятый шаг: создать условия для овладения участником формами культурного досуга, освоение социально значимого опыта межличностных отношений.
Это может быть:
- обучение навыкам организации досуга, которые стимулируют познавательную активность: методические занятия «Откуда берутся идеи», психологические КВНы, клубы, мастерские.
- проигрывание определенных ролей в группе, имеющих социально значимый характер.
Шестой шаг: обогатить ценностный мир участника посредством изучения культурных образцов достижений Родины и человечества.
1 этап. Диагностика имеющих ценностей (методика «Сундучок», «Лучики», варианты ранжирования ценностей). Итоги становятся основой для определения характера дальнейшей работы с группой.
2 этап. Непосредственная деятельность по корректировке представлений, которые вызывают опасение. Необходима система занятий, выстроенная в соответствии с полученными результатами, психологическими особенностями.
Темы занятий: «Великие открытия Отечества» (на примере жизни людей, посвятивших себя открытиям на благо общества), «Человек ХХI века, каков он»» (определение наиболее важных качеств человека ХХI века, соотнесение с собой, постановка задач на ближайшее будущее, работа над программой развития), «Весь мир – во мне» (самовыражение каждого участника, рефлексия).
Эффективным приемом влияния на ценностный мир ребенка считается обращение к иносказанию. Сказки, притчи рисуют в сознании ребенка определенные особенности поведения, образа мыслей, которые он, следуя силе их влияния, адаптирует, переносит на себя. Он присваивает ценности тех, кому верит, даже если это вымышленный герой, персонаж сказки. Выбор той тли иной притчи обусловлен ситуацией, психологической обстановкой. Притча должна нравиться детям за что-то. Важно найти это «что-то», даже если для этого нет оснований: дети провинились, поссорились, разочаровали в чем-то.
Сюжетные занятия с элементами арт-терапии: «Сотворим свой мир», «Дерево по имени «Я», «Маска моей души».
3 этап. Работа над определением иерархии ценностей, важных для всех участников группы. Как правило, после нескольких занятий список ценностей меняется, наполняется новыми. Происходит переосмысление того, в чем ребенок раньше был уверен. Вырабатываются общие ценности группы, выраженные в своде законов. Ценность любви как источника творчества, высшего проявления духовности человека, главного чувства жизни может стать основной групповой программой.
Седьмой шаг: актуализировать ценность собственного развития, научить строить перспективы собственной жизни.
Приемы: дискуссионные формы, индивидуальные и групповые беседы, специальные вопросы в анкетах, демонстрация фильмов, чтение книг, ведение личных дневников, в которых изо дня в день появляются показатели – символы, качественных личностных изменений ребенка.
Возможно составление каждым участником (или желающим) личного плана развития на конкретные сроки: месяц, четверть, год, 5 лет.
Аналитическая работа по подведению итогов не должна быть стихийной и заключаться в воспоминаниях об отдельных моментах прожитого. Каждый «анализ» должен стать настоящим событием, ярким, запоминающимся. Что можно анализировать? День в целом, успехи, достижения; ошибки, проблемы и пути их разрешения; поступки, ситуации; события; фразы, настроение, чувства. «День как звук. Движение, песня, пламя огня.», «День как урок».
Восьмой шаг:способствовать тому, чтобы каждый участник осознал себя творцом.
Работа в группе, где каждый участник на виду, дает ему возможность побывать в разных ролях. Постоянное чередование деятельности – дополнительное средство закрепления у него активной жизненной позиции человека ищущего, стремящегося к самосовершенствованию.
Таким образом, проходя последовательно описанные выше «шаги», участники занятий строят свою Личность, способную к жизни, достойной человека, гражданина, патриота.
Список литературы
1. Алябьева, Е.И. Психогимнастика в начальной школе [Текст]: учебное пособие / Е.И.Алябьева. – М., 2003. – 85 с.
2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга [Текст]: техники / И.В. Вачков. – Москва: Ось-89, 2005. – 205 с.
3. Григорьева, Т.С. Основы конструктивного общения [Текст]: методическое пособие / Т.С. Григорьева. – Новосибирск: 1997. – 169 с.
4. Пилипко, Н.С. Приглашение в мир общения [Текст]: психологический практикум / Н.С. Пилипко. – ч.1.-2. – Москва: УЦ «Перспектива», 2000. – 102 с.
5. Роббер, М.К. Психология индивида и группы [Текст]: учебное пособие / М.К. Робер. - Москва: МГУ, 1988. – 154 с.
6. Фопель, К.С. Как научить детей сотрудничать [Текст]: Психологические игры и упражнения / К.С. Фопель. – Моcква: Академия, 2006. – 160 с
7. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса [Текст]: / Н.Е.Щуркова.- Москва, 2004. – 132с.
Изотова К.В. Программа "Сотвори мир внутри себя" // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.
Существует особое состояние человека – умиротворенность, которое можно понимать как «творенье мира в душе». Самые важные пожелания заключаются в словах: «Мир дому твоему», «Мир человечеству во всем мире», «Иди с миром», «Весь мир в тебе!». Есть три глагола, которые определяют отношения человека и мира: освоить, усвоить, присвоить мир – сделать его своим, знать его, уметь жить в нем. Исходя из этого, можно обозначить целью патриотического воспитания следующее: формирование и развитие Личности, способной строить жизнь, достойную человека; активной в процесс усвоения и присвоения окружающего мира. Присвоить ценность – значит открыть ее значимость лично для себя. Человек, живущий в гармонии с собой и окружающим миром, способен создавать и транслировать собственные ценности, которые можно отнести в разряд общечеловеческих. Творить мир может только истинно нравственный человек.
Чтобы стать гражданином и патриотом, необходимо пройти путь к себе, найти свое место в жизни. Этот путь - долог и сложен. Ребенок должен пройти несколько этапов – ступеней. Во – первых, научиться познавать, понимать себя и окружающих. Во – вторых, стремиться жить в гармонии с собой и миром, осознать свою исключительность, ценность. В – третьих, ставить реальные цели (на месяц, на год, на ближайшее будущее), видеть пути их достижения, имеющие значимость для своей Родины. В – четвертых, уметь осмысливать, анализировать происходящее, прогнозировать будущее. В - пятых, закрепить активную жизненную позицию как основу для позитивных изменений как внутреннего, так и окружающего мира.
В связи с этим, необходима система работы с детьми, нацеленная на развитие у ребенка способности измерять себя и окружающий мир через собственное жизнетворчество.
В основе программы «Сотвори себе мир» лежит ситуация выбора, а возможность выбирать – обязательное условие самоутверждения. Реализация программы предполагает восемь взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов с основными психолого- педагогическими задачами, средствами и приемами их разрешения. Занятия по программе адаптируются на определенный возраст при сохранении целеполагания.
Цель программы: создание условий для формирования и развития у ребенка способности изменять себя и окружающий мир через собственное жизнетворчество. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
· выявлять и реализовывать возможности ребенка, способствуя осознанию им собственной уникальности;
· создавать условия для добровольного выбора деятельности и самоопределения ребенка;
· учить ребенка ставить цели и определять способы их достижения;
· развивать способность к самопознанию, научить пользоваться полученным опытом в различных областях жизнедеятельности;
· обогащать ценностный мир ребенка посредством изучения культурных образцов человечества;
· актуализировать ценность собственного развития, обучить навыкам построения перспектив дальнейшего развития;
· способствовать появлению у ребенка активной жизненной позиции, осознанию себя творцом собственной жизни, гражданином своей страны.
В основе программы лежит ситуация выбора на индивидуальном или групповом уровне деятельности, позиции, отношения к предложенному. А возможность выбирать – обязательное условие самоутверждения. Ценно то, что ребенок творит свою жизнь сам «хотя она и является объектом программы».
Основным механизмом реализации программы являются сюжетно – ролевые игры и сказки.
В программе восемь взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов, которые ниже характеризуются через основные психолого-педагогические задачи и возможные средства (приемы) для их разрешения.
Первый шаг: диагностика и реализация способностей детей, помощь в осознании собственной уникальности.
- неоднозначные вопросы в анкете, цель которых - изучение самооценки, неординарности мышления (например, с помощью вопроса «Кто ты?»);
- анкета – интервью – сочетание вопросов и беседы. Метод позволяет увидеть реакцию на предлагаемые вопросы;
- метод социометрического выбора, помогающий проникнуть во взаимоотношения, выявить микрогруппы, неформальных лидеров, личную позицию в коллективе;
- дискуссия, позволяющая выявить ценностные ориентации и жизненную позицию участников;
- тестовые методики («Социально- психологическая самоаттестация коллектива», «Твои увлечения», «Я и смысл моей жизни», «Художник- мыслитель», «Свободный рисунок»).
Второй шаг: предоставление ребенку информационного пространства, создание условий для добровольного выбора деятельности и самоопределения ребенка в предложенных видах деятельности.
Основная задача: предоставить ребенку возможность постоянного выбора и обеспечения полной, интересно поданной информацией о многообразии видов деятельности.
Третий шаг: научить ребенка ставить цели, определять способы их достижения.
Участник должен четко знать, зачем, для чего ему нужна та или иная деятельность. Цель группы складывается, в конечном счете, из личных целей каждого.
Приемы, которые помогут осознать значимость этого момента:
- индивидуальные беседы, анкетирование, по результатам которых можно узнать о наличии лил отсутствии четких целей на период курса занятий;
- использование метафоричности, иносказания в виде притч соответствующего содержания, которые рассказывает психолог;
- соотнесение своих целей с целями вымышленных героев;
- совместная разработка дневников личностного роста и дальнейшая работа над ними;
- выбор детских проектов для реализации в течение курса занятий.
Четвертый шаг: развивать у ребенка способность к познанию, открытию себя для мира и мира для себя, пользоваться полученным опытом в различных областях жизнедеятельности.
Развитие познавательной активности, ее стимуляция происходят во время экскурсий в музее; в процессе занятий, когда психолог предлагает решить различные шарады, загадки, выполнить мини- тесты, в ходе тренингов на развитие воображения, памяти, интеллекта. Создаются условия для развития способности познавать, использовать полученные знания в различных областях. Это можно обеспечить, например, с помощью сюжетно- ролевой игры «Время открытий продолжается». В основе игры лежат философские понятия «время», «открытие».
На основании материалов проблемного стола на одном из занятий формулируется цель работы всей группы: «Доказать, подтвердить право жить в ХХI веке, в своей стране, творить свое и ее Будущее». Для этого предстоит открыть 6 Миров, природы, интересных людей, друзей, знаний, фантазии, движения и Мира в себе. Участники создают общую визуальную форму Миров, которые ежедневно заполняются знаками-смыслами.
Существуют Личные карты Роста. Критерий оценки – позиция ребенка в прожитом дне. Основа – слово «ОТКРЫТИЯ», каждая буква которого означает определенную позицию или проявленное качество: О – организатор, Т – творец, К – красота, Р – рыцарство, Ы – юмор, Т – трудолюбие, И – исполнительность, Я – личное открытие. Итоги подводятся за определенное время. Если участник «заработал» все буквы, ему вручается Знак Отличия, его имя записывается на Стену «Гордость России и мира».
Пятый шаг: создать условия для овладения участником формами культурного досуга, освоение социально значимого опыта межличностных отношений.
Это может быть:
- обучение навыкам организации досуга, которые стимулируют познавательную активность: методические занятия «Откуда берутся идеи», психологические КВНы, клубы, мастерские.
- проигрывание определенных ролей в группе, имеющих социально значимый характер.
Шестой шаг: обогатить ценностный мир участника посредством изучения культурных образцов достижений Родины и человечества.
1 этап. Диагностика имеющих ценностей (методика «Сундучок», «Лучики», варианты ранжирования ценностей). Итоги становятся основой для определения характера дальнейшей работы с группой.
2 этап. Непосредственная деятельность по корректировке представлений, которые вызывают опасение. Необходима система занятий, выстроенная в соответствии с полученными результатами, психологическими особенностями.
Темы занятий: «Великие открытия Отечества» (на примере жизни людей, посвятивших себя открытиям на благо общества), «Человек ХХI века, каков он»» (определение наиболее важных качеств человека ХХI века, соотнесение с собой, постановка задач на ближайшее будущее, работа над программой развития), «Весь мир – во мне» (самовыражение каждого участника, рефлексия).
Эффективным приемом влияния на ценностный мир ребенка считается обращение к иносказанию. Сказки, притчи рисуют в сознании ребенка определенные особенности поведения, образа мыслей, которые он, следуя силе их влияния, адаптирует, переносит на себя. Он присваивает ценности тех, кому верит, даже если это вымышленный герой, персонаж сказки. Выбор той тли иной притчи обусловлен ситуацией, психологической обстановкой. Притча должна нравиться детям за что-то. Важно найти это «что-то», даже если для этого нет оснований: дети провинились, поссорились, разочаровали в чем-то.
Сюжетные занятия с элементами арт-терапии: «Сотворим свой мир», «Дерево по имени «Я», «Маска моей души».
3 этап. Работа над определением иерархии ценностей, важных для всех участников группы. Как правило, после нескольких занятий список ценностей меняется, наполняется новыми. Происходит переосмысление того, в чем ребенок раньше был уверен. Вырабатываются общие ценности группы, выраженные в своде законов. Ценность любви как источника творчества, высшего проявления духовности человека, главного чувства жизни может стать основной групповой программой.
Седьмой шаг: актуализировать ценность собственного развития, научить строить перспективы собственной жизни.
Приемы: дискуссионные формы, индивидуальные и групповые беседы, специальные вопросы в анкетах, демонстрация фильмов, чтение книг, ведение личных дневников, в которых изо дня в день появляются показатели – символы, качественных личностных изменений ребенка.
Возможно составление каждым участником (или желающим) личного плана развития на конкретные сроки: месяц, четверть, год, 5 лет.
Аналитическая работа по подведению итогов не должна быть стихийной и заключаться в воспоминаниях об отдельных моментах прожитого. Каждый «анализ» должен стать настоящим событием, ярким, запоминающимся. Что можно анализировать? День в целом, успехи, достижения; ошибки, проблемы и пути их разрешения; поступки, ситуации; события; фразы, настроение, чувства. «День как звук. Движение, песня, пламя огня.», «День как урок».
Восьмой шаг:способствовать тому, чтобы каждый участник осознал себя творцом.
Работа в группе, где каждый участник на виду, дает ему возможность побывать в разных ролях. Постоянное чередование деятельности – дополнительное средство закрепления у него активной жизненной позиции человека ищущего, стремящегося к самосовершенствованию.
Таким образом, проходя последовательно описанные выше «шаги», участники занятий строят свою Личность, способную к жизни, достойной человека, гражданина, патриота.
Список литературы
1. Алябьева, Е.И. Психогимнастика в начальной школе [Текст]: учебное пособие / Е.И.Алябьева. – М., 2003. – 85 с.
2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга [Текст]: техники / И.В. Вачков. – Москва: Ось-89, 2005. – 205 с.
3. Григорьева, Т.С. Основы конструктивного общения [Текст]: методическое пособие / Т.С. Григорьева. – Новосибирск: 1997. – 169 с.
4. Пилипко, Н.С. Приглашение в мир общения [Текст]: психологический практикум / Н.С. Пилипко. – ч.1.-2. – Москва: УЦ «Перспектива», 2000. – 102 с.
5. Роббер, М.К. Психология индивида и группы [Текст]: учебное пособие / М.К. Робер. - Москва: МГУ, 1988. – 154 с.
6. Фопель, К.С. Как научить детей сотрудничать [Текст]: Психологические игры и упражнения / К.С. Фопель. – Моcква: Академия, 2006. – 160 с
7. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса [Текст]: / Н.Е.Щуркова.- Москва, 2004. – 132с.