Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf
Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривают:
· овладение учащимися способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
· умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Таким образом, возникает необходимость включения в образовательный процесс новых форм и методов обучения. Одним из таких методов является проектная деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.
К технологии проектной деятельности я обращаюсь не первый год. Изучив литературу, я выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста и построила свою работу на следующих принципах:
1)учёт интересов детей;
2) учение через деятельность;
3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей;
4) сотрудничество участников педагогического процесса
Проект – это 5-«П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Результатом
работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
В своей работе использую различные виды проектов.
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми.
Хочу остановить ваше внимание на презентации исследовательского проекта по краеведению «Улицы родного города». Проведя вместе с сотрудниками краеведческого музея автобусную экскурсию по улицам родного города, ребята стали задавать вопрос: « А почему про мою улицу ничего не рассказали?». Это натолкнуло нас на мысль провести исследовательскую работу и выяснить, почему так названа та улица где живу я, в честь кого, чем она знаменита? Цель исследования: познакомиться с разнообразными названиями улиц нашего города и историей происхождения некоторых из них. Задачи: собрать информацию о названиях улиц узнать, как называются улицы города, изучить историю возникновения отдельных улиц. Использовали в работе следующие методы исследования:
- информационный поиск по исторической и краеведческой литературе;
- ознакомление с историей и теорией вопроса;
- анализ информации;
- анкетирование;
- консультации;
- метод опроса;
- статистическая обработка данных;
- обобщение и сравнение собранного материала.
Продуктом этого проекта стало внеклассное мероприятие в форме заочной экскурсии, путешествия по улицам Михайловки. Ребята рассказывали об истории образования родного города, станции Себряково. Учащиеся класса представили свой материал в разных литературных жанрах. Прозвучала былина собственного сочинения о появлении улицы Первомайской.( Первомихайловской):
Во славном Кобылянском юрте жил-был армейский полковник,
Добрый молодец Сидор Себряков,
И задумал Сидор дело важное -
Завладеть всем юртом Кобылянским,
Но не дожил до решения вопроса -
И представился.
После его веку дело продолжить довелося
Сыну – Михаилу Себрякову,
За службу верную царь молодцу пожаловал
Весь Кобылянский юрт.
И вот на бережку Медведицы
Растет селение – Себряково,
А к озеру-то Деревенскому
Аж пятьдесят семей приказал выселить Михаил.
Поселок стали называть Новая Михайловка.
А улицу – Первомихайловской…
Другой ученик рассказал об истории улицы Журавлевской, ныне ул.Коммуны. В 1966 году был торжественно открыт обелиск в память о михайловцах, погибших на фронте. В предпраздничные дни улица меняет свой облик. В центре города на перекрестке улиц Коммуны и Республиканской установлен камень-памятник. На табличке написано:
« Владельцу Кобылинского юрта и основателю Михайловки полковнику Михаилу Сидоровичу Себрякову».
Нам была интересна история улицы Смехова, на которой находится наша школа. С именем Марка Моисеевича связано рождение новой современной Михайловки. Постановлением администрации города его именем названа улица Маяковского. Марк Моисеевич проживал на этой улице. А в 1999 году
городская дума города единогласно приняла решение о присвоении нашей школе имени Смехова. Многие улицы в городе носят имена великих полководцев, командиров. Мы услышали такие строки:
Есть много улиц в городе
Названья их привычные –
Московская, Первомайская.
А Щорса – необычная!
А знаете ли Вы, в честь кого названа эта улица?
Когда-то давно
Шёл отряд по берегу,
Шёл издалека,
Шёл под красным знаменем
Командир полка.
"Хлопцы, чьи вы будете,
Кто вас в бой ведет?
Кто под красным знаменем
Раненый идет?"
"Мы- сыны батрацкие,
Мы за новый мир,
Щорс идет под знаменем -
Красный командир.
Живу на этой улице,
Хожу по ней с приятелем.
Знакомо всё до мелочи.
И вид её приятен мне!
Интересна была сказка о том, как в нашем городе парк появился:
В старые, добрые времена, когда был построен цемзавод, его директор Смехов обеспокоился тем, что негде жителям и детям славного града Михайловки отдыхать да предаваться веселью. И решил издать указ о том, чтоб разбить в Михайловке парк с дивными деревьями, каруселями и чудесным водоемом. Бросил он клич своим работникам, а они как лежали на печи, так и лежали. Тогда Смехов сам пришел в свой выходной день и начал копать ямки под деревья. Работники посмотрели, как директор трудится, и совесть в них проснулась. Дружно взялись они за лопаты и быстро выкопали ямки. Привезли саженцы со всего света, посадили - и пошли в рост дубки, вязы, клены, топольки, голубые ели. А они приговаривали: «Расти деревце высокое, крепкое на здоровье и на радость будущим детишкам». И задышалось в городе чище, и красивее стало…
Учащиеся разгадывали кроссворд, работали с пословицами о родине, пели песни собственного сочинения:
Город мой, летом ты такой зеленый.
Город мой, я в тебя давно влюбленный.
Я люблю этот парк, эти улицы и площадь,
Стадион и фонтан, город мой такой хороший.
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки детей, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность младшему школьнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Библиографический список
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
7.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
8.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
9.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.