Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривают: · овладение учащимися способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; · умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; · умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; · умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; · умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Таким образом, возникает необходимость включения в образовательный процесс новых форм и методов обучения. Одним из таких методов является проектная деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки. К технологии проектной деятельности я обращаюсь не первый год. Изучив литературу, я выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста и построила свою работу на следующих принципах: 1)учёт интересов детей; 2) учение через деятельность; 3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей; 4) сотрудничество участников педагогического процесса Проект – это 5-«П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. В своей работе использую различные виды проектов. Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми. Хочу остановить ваше внимание на презентации исследовательского проекта по краеведению «Улицы родного города». Проведя вместе с сотрудниками краеведческого музея автобусную экскурсию по улицам родного города, ребята стали задавать вопрос: « А почему про мою улицу ничего не рассказали?». Это натолкнуло нас на мысль провести исследовательскую работу и выяснить, почему так названа та улица где живу я, в честь кого, чем она знаменита? Цель исследования:познакомиться с разнообразными названиями улиц нашего города и историей происхождения некоторых из них. Задачи: собрать информацию о названиях улиц узнать, как называются улицы города, изучить историю возникновения отдельных улиц. Использовали в работе следующие методы исследования: - информационный поиск по исторической и краеведческой литературе; - ознакомление с историей и теорией вопроса; - анализ информации; - анкетирование; - консультации; - метод опроса; - статистическая обработка данных; - обобщение и сравнение собранного материала. Продуктом этого проекта стало внеклассное мероприятие в форме заочной экскурсии, путешествия по улицам Михайловки. Ребята рассказывали об истории образования родного города, станции Себряково. Учащиеся класса представили свой материал в разных литературных жанрах. Прозвучала былина собственного сочинения о появлении улицы Первомайской.( Первомихайловской): Во славном Кобылянском юрте жил-был армейский полковник, Добрый молодец Сидор Себряков, И задумал Сидор дело важное - Завладеть всем юртом Кобылянским, Но не дожил до решения вопроса - И представился. После его веку дело продолжить довелося Сыну – Михаилу Себрякову, За службу верную царь молодцу пожаловал Весь Кобылянский юрт. И вот на бережку Медведицы Растет селение – Себряково, А к озеру-то Деревенскому Аж пятьдесят семей приказал выселить Михаил. Поселок стали называть Новая Михайловка. А улицу – Первомихайловской… Другой ученик рассказал об истории улицы Журавлевской, ныне ул.Коммуны. В 1966 году был торжественно открыт обелиск в память о михайловцах, погибших на фронте. В предпраздничные дни улица меняет свой облик. В центре города на перекрестке улиц Коммуны и Республиканской установлен камень-памятник. На табличке написано: « Владельцу Кобылинского юрта и основателю Михайловки полковнику Михаилу Сидоровичу Себрякову». Нам была интересна история улицы Смехова, на которой находится наша школа. С именем Марка Моисеевича связано рождение новой современной Михайловки. Постановлением администрации города его именем названа улица Маяковского. Марк Моисеевич проживал на этой улице. А в 1999 году городская дума города единогласно приняла решение о присвоении нашей школе имени Смехова.Многие улицы в городе носят имена великих полководцев, командиров. Мы услышали такие строки: Есть много улиц в городе Названья их привычные – Московская, Первомайская. А Щорса – необычная! А знаете ли Вы, в честь кого названа эта улица? Когда-то давно Шёл отряд по берегу, Шёл издалека, Шёл под красным знаменем Командир полка. "Хлопцы, чьи вы будете, Кто вас в бой ведет? Кто под красным знаменем Раненый идет?" "Мы- сыны батрацкие, Мы за новый мир, Щорс идет под знаменем - Красный командир. Живу на этой улице, Хожу по ней с приятелем. Знакомо всё до мелочи. И вид её приятен мне! Интересна была сказка о том, как в нашем городе парк появился: В старые, добрые времена, когда был построен цемзавод, его директор Смехов обеспокоился тем, что негде жителям и детям славного града Михайловки отдыхать да предаваться веселью. И решил издать указ о том, чтоб разбить в Михайловке парк с дивными деревьями, каруселями и чудесным водоемом. Бросил он клич своим работникам, а они как лежали на печи, так и лежали. Тогда Смехов сам пришел в свой выходной день и начал копать ямки под деревья. Работники посмотрели, как директор трудится, и совесть в них проснулась. Дружно взялись они за лопаты и быстро выкопали ямки. Привезли саженцы со всего света, посадили - и пошли в рост дубки, вязы, клены, топольки, голубые ели. А они приговаривали: «Расти деревце высокое, крепкое на здоровье и на радость будущим детишкам». И задышалось в городе чище, и красивее стало… Учащиеся разгадывали кроссворд, работали с пословицами о родине, пели песни собственного сочинения: Город мой, летом ты такой зеленый. Город мой, я в тебя давно влюбленный. Я люблю этот парк, эти улицы и площадь, Стадион и фонтан, город мой такой хороший. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки детей, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность младшему школьнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности. Библиографический список 1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. 2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6. 3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6. 5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005. 6.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001. 7.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. 8.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7. 9.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.