НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Алексеева В. Т., Портнова Л. Г. Педагогический проект с детьми старшей группы на тему «Мир мальчика и девочки»

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Актуальность проекта
Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения. Внедрение гендерного воспитания детей в социальную жизнь детского сада поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые могут иметь место при безнравственном подходе к будущему. Оно обеспечит овладение детьми культурой поведения в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
Современные исследования показали, что женщину в девочке, как и мужчину в мальчике нужно формировать с дошкольного возраста. На протяжении многих лет педагоги дошкольного образования ищут пути осуществления дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей в зависимости от пола. Однако, в большинстве дошкольных учреждений физическое развитие детей, как и все дошкольное воспитание, ориентировано на «условного» ребенка: та же нагрузка, те же упражнения, средства и методы обучения. Половые различия присутствуют лишь в результатах тестирования (диагностики) физической подготовленности детей, потому что, как правило, нормативы для девочек и мальчиков различны.
Цель: Создание условий для овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.
Задачи:
1. Формирование полоролевых знаний и представлений, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
2. Овладение дошкольниками способами полоролевого поведения, развитие умения оценивать характер своего полоролевого поведения с позиций ценности, значимости, гуманности.
3. Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской и чувашской народной культуре, развитие интереса к ознакомлению с ними, а также желание следовать лучшим гуманистическим традициям русского и чувашского народа.
4. Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).
5. Развитие ценностного отношения к себе как к человеку
Срок реализации проекта: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.
Ожидаемый результат:
1. Дети узнают, что в будущем они станут мужчинами и женщинами, обладающими особенными признаками поведения.
2. Дошкольники будут проявлять интерес к народным трудовым обрядам, праздникам, которые помогают уважительно относиться к труду. У мальчиков сформируются представления о мужских профессиях, у девочек – женских профессиях.
3. У мальчиков сформируется желание быть ответственным за сохранение мира на родной земле. У девочек сформируется желание быть добрыми, заботливыми, внимательными.
4. У детей разовьется правильные действиям во взаимоотношениях в ситуациях независимо от их пола- уступать, понимать друг друга, быть благодарными за уступку, уметь слушать друг друга, попеременно высказывать суждения, уважать мнение, право первого выбора остается за девочкой.
5. У детей сформируются правила поведения в семье (мальчики освоят поведение будущего папы, девочки – поведение будущей мамы)
Участники проекта и их роль в реализации проекта
Воспитатель:
- изучает дидактические, методические, поведенческие аспекты руководства деятельностью детей старшего дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей;
- оформляет уголок по гендерному воспитанию;
- готовит наглядный материал для проведения занятий по гендерному развитию;
- проводит подвижные игры для мальчиков и подвижные игры для девочек;
- определяет, последовательность проведения занятий в ходе реализации проекта;
- выбирает пути применения полученных в ходе реализации проекта знаний, умений, навыков;
- подводит итоги реализации проекта.
Дети старшей группы:
- дети узнают о том, что в будущем они станут мужчинами и женщинами, обладающими особенными признаками поведения;
- мальчики учатся различать традиционные и современные мужские профессии;
- девочки узнают представления о женских профессиях;
- дети узнают, что важной задачей воспитания подрастающего поколения народ считал формирования чувства любви к родине, к родному очагу;
- девочки и мальчики овладевают современными нормами поведения в различных жизненных ситуациях;
- дошкольники узнают, что защитой и опорой в семье всегда были мужчины.
Родители детей:
- углубляют и расширяют знания о воспитании мальчиков и девочек в семье;
- обмениваются мнениями по результатам процесса полоролевого воспитания детей,
План реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме.
2. Проведение диагностики полоролевой воспитанности:
- Беседа «Мужской и женский мир»;
- Тест «Профессия»;
- Метод «Социально-генеалогическая цепочка»;
- Методика «Рисунок женщины (мужчины);
- Методика «Определение Я-концепция»;
- Метод беседы «О народных традициях»;
- Апперцептивный детский тест «Беллака-Беллак;
- Метод наблюдения.
3. Создание игровых зон для девочек и мальчиков с определённым набором игрушек и игр.
4. Анкетирование родителей «Определение стиля своего взаимоотношения ребенком в семье».
Основной этап:
Раздел: «Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины»
Этические беседы с мальчиками
Тема. «Мальчики - будущие мужчины»
Этические беседы с девочками
Тема: «Девочки - будущие женщины»
Совместные беседы с мальчиками и девочками
Тема: «Мальчики и девочки - разные и похожие»
Упражнения, направленные на развитие полового самосознания
Взаимодействие с семьей:
Семинар-практикум «Одинаково ли воспитывать мальчика и девочку в семье»
Раздел: «Маленькие умельцы и умелицы»
Этические беседы с мальчиками
Тема: «Мальчики – юные мастера»
Этические беседы с девочками
Тема: «Девочки маленькие хозяюшки»
Совместные беседы с мальчиками и девочками
Тема: «Мальчики и девочки в совместной деятельности»
Взаимодействие с семьей:
Изготовление буклета «Взаимосвязь темперамента и формирования полоролевой идентичности» (методические рекомендации для родителей, воспитывающих девочек и мальчиков)
Раздел: Мужской и женский этикет
Этические беседы с мальчиками
Тема: «Мальчики – маленькие рыцари»
Этические беседы с девочками
Тема: «Девочки-маленькие принцессы»
Совместные беседы с мальчиками и девочками
Тема: «Мальчики и девочки в совместной деятельности»
Состязательные игры:
«Рыцарский турнир», «Маленькая хозяйка», «Модница»
Взаимодействие с семьей:
- консультация «Воспитываем мужчину в семье»
- родительское собрание «Роль отца и матери в полоролевом воспитании»
Раздел: «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»
Этические беседы с мальчиками
Тема: «Мальчики – защитники слабых (девочек, женщин, стариков)
Этические беседы с девочками
«Девочки - маленькие охранительницы и утешительницы»
Совместные беседы с мальчиками и девочками
Тема: «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»
Советы родителям: «Мальчики и девочки - два разных мира»
Раздел: «Мальчики и девочки - будущие папы и мамы»
Этические беседы с мальчиками
Тема: Мальчики – будущие папы
Этические беседы с девочками
Тема: Девочки - будущие мамы
Совместные беседы с мальчиками и девочками
Тема: Мальчики и девочка – будущая семья
Дидактические игры «Мама»
Моделирование ситуаций «Любящие родители»
Взаимодействие с семьей:
Консультации:
- «Воспитываем будущего папу»
- «Воспитываем будущую маму»
(сетевой город, буклеты)
Заключительный этап
1. Проведение диагностики полоролевой воспитанности
2.Обработка и оформление материалов педагогического проекта.
3. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников
4. Проведение развлечений: «Коса-девичья краса», «Рыцарский турнир»
Библиографический список:
Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек Д/в, №12, 1997.
Иванова И. Гендер в сети. Обруч, №3, 2009.
Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? Обруч, №6, 1998.
Степанова О. Гендерное воспитание дошкольников. Ребенок в д/с, №5, 2009.
Стерлова М. Раздельное воспитание: за и против. Д/в №7, 2000.
Н.А. Виноградова, Н.В. Милявская «Формирование гендерной идентичности» методическое пособие, Москва 2012 г
Н.Е. Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы», Москва,2013 г
2020