Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Брагин А.Н. О формировании понятий чести и долга у воспитанников суворовского военного училища

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ №1493 от 30 декабря 2015 г. говорится о том, что одной из основных целей и задач программы является «военно-патриотическое воспитание граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах» [3].
Воспитание в военном училище, как и в любой общеобразовательной школе – это неотъемлемая часть образования. Воспитание является основным самостоятельным видом деятельности всех педагогов и тесно взаимосвязано с обучением.
Воспитательная работа опирается на духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Поскольку в училище готовят будущих офицеров Российской армии, следует обратить внимание и на формирование у суворовцев основ понятий офицерской чести и долга. Такие понятия, как «честь мундира», «доблесть офицера», «выправка и стать», «офицерское братство», «верность долгу», «слово офицера», «дело чести», «порядочность» и т.п. не должны быть пустыми фразами, а должны иметь моральную ценность и стать жизненными ориентирами.
Учитывая специфические условия, в которых воспитываются суворовцы, а именно: чисто мужской состав, круглосуточное пребывание в коллективе, отсутствие рядом родителей, можно отметить следующие особенности формирования у них чувства чести и долга:
1. На формирование этих качеств очень большое влияние имеет коллектив товарищей, а именно, умение суворовца найти свою нишу в социальной группе сверстников, дающую ему максимальные возможности для самореализации и, как следствие, самоуважение и признание товарищей.
2. В данном процессе велика организующая и направляющая роль воспитателя, который зная особенности, достоинства и недостатки своих воспитанников, умело руководит их взаимоотношениями в коллективе и создает условия для развития личности каждого ребенка и коллектива взвода в целом.
3. Личный пример взрослых также имеет огромное значение: если воспитатели уважают своих коллег, начальников и подчиненных, не позволяют себе унижать честь и достоинство как собственное, так и своих товарищей или воспитанников, умеют в тактичной форме отстаивать свои позиции и взгляды, не допускают оскорбительных выражений или осуждений «за глаза», то это не может остаться незамеченным воспитанниками и не оказывать на них косвенного воспитательного воздействия.
4. Проведение внеклассных мероприятий, классных часов и занятий нравственно-этической тематики.
Ниже мы приведем фрагмент подобного занятия по теме «Честь и долг».

«О чести и долге»

урок-рассуждение с элементами тренинга

(фрагмент)

Цели:
- способствовать формированию нравственных понятий: честь, достоинство, долг
- воспитывать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма;
- способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Обеспечение: карточки с заданиями, музыка, информация, подготовленная воспитанниками ранее (значение слов Честь и Долг в словарях разных авторов).
Ход урока.
Воспитатель:
Честь – это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, совершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения из вне и без всякого другого вознаграждения, кроме одобрения своей совести. (П.А. Румянцев)
Честь, достоинство, совесть, благородство… Такие привычные и знакомые слова… они звучат с экранов телевизоров, встречаются на страницах книг и газет, о них слагают пословицы и поговорки, например: «Береги честь смолоду», «Всякому своя честь дорога», «Живи по чести – будут и почести», «Жизнь – Родине, честь – никому». Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся над значением этих слов.
Давайте мы с вами обратимся к словарям и посмотрим, а как же в разные времена авторы давали определение понятиям «совесть» и «честь».
Воспитанники:
Воспитанникам заранее дано задание: Найти значение слов «Честь» и «Долг» в словарях разных авторов.
В словаре живого великорусского языка Владимир Иванович Даль дает такие определения [1]:
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Честный человек – прямой, правдивый, надежный в слове, кому во всем можно доверять.
Долг – все должное, что должно исполнить, обязанность.
В словаре современного русского языка Сергея Ивановича Ожегова даны такие определения понятиям чести и долг [2]:
Долг – то же, что и обязанность, круг действий, возложенных на кого –либо и безусловных для выполнения.
Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.
Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный, заслуживающий уважения, безупречный.
Честное слово – выражение уверения в истинности чего-нибудь.
Воспитатель:
Честь и достоинство – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращается в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.
Меня поразил отрывок из воспоминаний….
Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Выдаются карточки на еду, хватает только на хлеб. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что измученная женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последний в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпением ждал похвалы. Но услышал: «Лучше бы ты умер»…. [5]:
У вас конечно, первая реакция – как же так. Как такое могла сказать мать. Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может, у этой женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни.
А как бы вы поступили на месте этого мальчика?
Воспитанники дают оценку поступку мальчика, словам мамы.
Воспитатель:
Честь была всегда…
Честь! Совесть! Достоинство! Нужно ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?
Примеряйте к себе истины: (ответы воспитанников)
-         Плохое поведение на уроке, плохая учеба - это наше бесчестие.
-         Ушли самовольно с урока - запятнали свою честь.
-         Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство - потеряли чувство стыда.
-         Принесли в школу карты-…
-         Побили воспитанника слабее вас - …
-         Не выполнил домашнее задание - …
Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести. Предлагаю уточнить смысл понятия «честь». Давайте уточним понимание слова Честь, для этого нам нужно разбиться на группы.
Первая группа, поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира? (Означало это понятие прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)
Вторая группа, поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.)
Третья группа, что такое суд «офицерской чести»? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.)
Четвертая группа, вам достался девиз: «Жизнь Отечеству. Честь - никому!». Как понимать это выражение?
Пятая группа, поясните, что стоит за понятием «кодекс чести». (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.)
В течение 5 мин. воспитанники обсуждают ответы.
Воспитатель:
Упражнение «Раскаяние»
На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.
Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас.
Включается музыка. В течение одной минуты воспитанники обдумывают и делают записи на листочках.
Воспитатель:
Прочитайте нам то, что написали.
Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как нужно поступить по чести? (попросить прощения)
Воспитатель:
Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.
Итоги беседы. Рефлексия.
В романе Ч. Айтматова «Плаха» есть такие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим. И позор тому, кто лжет, изворачивается, ищет оправдание своим бесчестным поступкам. Мне хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными людьми, чтобы уже сейчас с достоинством несли знание: я – человек [4].
Наше занятие подошло к концу
- Что нового вы взяли из того, что услышали?
- Изменились ли ваши взгляды на некоторые вопросы? Если хотите, скажите на какие.
Помните, все в ваших руках. Верность присяге, верность долгу, честь, патриотизм ­­ вот что всегда отличало русского воина.
Проведение занятий в подобной форме способствует активному взаимодействию воспитателя и воспитанников, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку необходимых знаний, умений и навыков. Подводит к развитию умения делать самостоятельные выводы и разрешать противоречия. Способствует формированию культуры общения, развитию коммуникативных качеств.
Формирование таких понятий как честь и долг должно проводиться постоянно, с учетом возрастных особенностей воспитанников, так как это способствует нравственному воспитанию и развитию будущих офицеров. Воспитывает чувство ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Библиографический список

1.                 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т1, Т4. – СПб, 1909.
2.                 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
3.                 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493
4.                 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (доп. и изм. от 13 октября 2017г., 20 ноября 2018 г.)
5.                 Скобелев М.Д. Воспитание войск. О долге и чести воинской в Российской армии //Собрание материалов, документов и статей. М.: Воениздат, 1991.
6.                 Штучный С.А. Патриотизм – источник духовных сил воина [Электронный ресурс] http://referat.nnbd.ru/referatc88bo60a.h
2019