Библиографическое описание:
Майданова Н.В. Роль наставничества в становлении молодого педагога // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
«Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы
он не был талантлив, а если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко
На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы в системе образования не проходили, в итоге, они так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. При реализации на практике основных нововведений в Российской школе именно педагог является основной фигурой.
Основные требования к профессионализму педагогов предъявляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и профессиональный стандарта педагога. Согласно этим документам, педагог должен быть компетентным в различных областях: воспитании, обучении, развитии учащихся; организации взаимодействия с субъектами образования; формировании образовательной среды; инновационной деятельности и пр.
Современные требования к системе образования, современная школа, требования к педагогу, как в этом разнообразии «требований» разобраться молодому педагогу, не разочароваться в выборе своей профессии, остаться преданным ей и, самое главное, состояться как профессионал? По имеющейся в разных странах статистике, от 10 до 50 процентов учителей уходят из профессии в первые пять лет работы [7].
Устраиваясь на работу в школу, молодые педагоги, испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними сразу возникает множество проблем, порожденных со знакомством с коллективом и с классом, со вступлением в новую должность – учителя. Неспособность грамотно рассчитать время урока, логично выстроить этапы урока, затруднения при объяснении материала, порой отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень проблем на пути учителя-новичка. Однако, начинающие педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а администрация, родители и учащиеся, ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя в овладении педагогическим мастерством. Как раз неоценимую помощь и оказывает педагог-наставник – наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, который способен осуществлять всестороннюю методическую поддержку. Сегодня именно наставничество заслуживает самого пристального внимания, потому что отражает жизненную необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, способного предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Наставничество - давно не дань моде и уж тем более не инновация. Это один из традиционных методов обучения. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию, произошло оно от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С этого времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество соотносится с человеком мудрым, обладающим способностью направить, научить, часто являющимся образцом для подражания.
Наставничество представляет собой отношение, в рамках которого более опытный педагог помогает молодому коллеге развить свои профессиональные навыки и качества. Оно дает возможность молодому педагогу получить необходимые знания, поддержку и руководство в процессе его становления в профессиональном педагогическом сообществе.
Наставничество играет важную роль в развитии молодых педагогов, поддерживая их на первых шагах профессионального пути. Оно способствует адаптации к рабочей среде, формированию профессиональной идентичности, повышению уровня профессионализма, развитию лидерских и межличностных навыков. Поэтому наставничество следует активно применять в системе подготовки и поддержки молодых педагогов, содействуя их успешной карьере и профессиональному росту.
Одной из важных задач наставника является передача накопленного опыта и знаний молодым педагогам. Он может поделиться своими наработками, приемами и методиками, которые помогут молодому специалисту лучше разобраться с особенностями образовательного процесса, классного руководства и взаимодействия с коллегами, учениками и родителями.
Наставник не только предоставляет информацию и знания, но и создает условия для саморазвития молодого педагога. Он помогает определить приоритеты в профессиональной деятельности, вносит рекомендации по улучшению методической работы, обращает внимание на слабые стороны и помогает их преодолеть.
Еще одной важной ролью наставника является поддержка молодого педагога в период адаптации на новом месте работы. Успехи и неудачи коллеги становятся его успехами и неудачами. Наставник важен как надежная опора, способная помочь разрешить возникающие трудности и посодействовать в вопросах организации работы.
Кроме того, наставничество способствует формированию профессиональной идентичности молодого педагога. Благодаря поддержке и практическим советам опытного наставника, молодой специалист осознает свою значимость и призвание, а также укрепляет веру в свои педагогические способности.
Не менее важным аспектом наставничества является развитие профессиональной солидарности и сотрудничества в педагогическом коллективе. Наставник выступает в качестве посредника, связующего звена между молодыми педагогами и опытными специалистами. Таким образом, формируется единый коллектив, где каждый принимает активное участие в общих делах и достижении общих целей.
Наставничество также способствует развитию профессиональной этики молодого педагога. Оно помогает формированию высоких моральных принципов и ценностей, а также развитию способности к самоанализу и рефлексии.
Нельзя не отметить и роль мотивации, которую наставник оказывает на молодого педагога. При поддержке и поощрении со стороны наставника, молодой специалист обретает уверенность в своих силах и стремится к постоянному профессиональному росту.
Очень важно, чтобы наставничество было систематическим и поддерживалось на всех уровнях образовательного учреждения — от руководства до преподавательского состава. Это предполагает создание специальных программ и механизмов, которые помогают соответствующим образом организовать наставническую деятельность и обеспечить гармоничное развитие каждого молодого педагога.
Конечно, наставничество — это взаимный процесс, в рамках которого и наставник, и молодой педагог могут учиться и развиваться. Ведь, как известно, опыт и знания — бесценное достояние каждого учителя, и их передача следующему поколению специалистов в мире образования является одним из ключевых факторов эффективности педагогической деятельности.
Кроме того, наставничество способствует формированию профессиональной идентичности молодого педагога. Через общение с опытным наставником, молодой специалист может лучше понять свои профессиональные цели и амбиции, а также определить свою уникальность и специфические преимущества в работе с учениками. Это создает платформу для развития собственного педагогического стиля и внесения своего вклада в образовательный процесс.
Одним из важных аспектов наставничества является развитие лидерских навыков молодого педагога. Через общение и взаимодействие с наставником, молодой специалист может освоить навыки руководства и управления коллективом, принятия ответственности, принятия решений и умения эффективно коммуницировать со всеми участниками образовательного процесса. Это помогает молодому педагогу стать не только успешным учителем, но и влиятельным лидером в школьной среде.
Наставничество также способствует развитию межличностных навыков молодого педагога. Общение с наставником помогает развить эмпатию, терпимость, умение слушать и понимать позицию других людей. Эти навыки особенно важны в работе с учениками, родителями и коллегами, так как образовательный процесс требует постоянного взаимодействия и сотрудничества.
Наставник может консультировать и помогать молодому специалисту в выборе дополнительного образования, участии в научно-педагогических конференциях, публикации статей и других профессиональных активностях. Это помогает молодому педагогу расширить свои горизонты, повысить свою конкурентоспособность и достичь новых профессиональных высот.
Наконец, наставничество способствует созданию благоприятной и поддерживающей атмосферы в рабочей среде. Оно способствует формированию педагогического сообщества, в котором коллективное взаимодействие, обмен опытом и взаимная поддержка становятся важными составляющими успеха и профессионального роста каждого педагога. Благодаря наставничеству, молодой педагог может чувствовать себя частью сообщества, где его работа ценится и поддерживается.
России как никогда нужны сегодня молодые современные учителя. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.
Поэтому именно с молодыми учителями сегодня связывают свои надежды на будущее нашей Родины и мира.
Заключение.
Наставничество играет значительную роль в становлении молодого педагога. Оно обеспечивает передачу опыта и знаний, создает условия для саморазвития, поддерживает в период адаптации, способствует формированию профессиональной идентичности, повышению профессионализма и развитию лидерских и межличностных навыков. Кроме того, наставничество поддерживает развитие профессиональной карьеры и создает благоприятную атмосферу работы в педагогическом сообществе.
Использованная литература
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. consultant.ru/ (дата обращения: 21.09.2021).
2.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) » с изменениями от 5 августа 2016 г. – URL: https://base.garant.ru/70535556/#friends (дата обращения: 21.09.2021 г.)
3.Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, №2. - С.1-17
4.Наставничество: эффективная форма обучения: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. - 2-е издание, доп., перераб. - Казань: ИРО РТ, 2020. - 51 с.
5.Наставничество в системе образования. Руководителям образовательных учреждений, методистам, наставникам и молодым учителям. – Красноярск: Литера-принт, 2018. – 98 с
6.Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, №4. - С.11-26
7.Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. – 2019. - №4 (109). – С. 62-70
Майданова Н.В. Роль наставничества в становлении молодого педагога // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
«Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы
он не был талантлив, а если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко
На современном этапе развития общества система Российского образования претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы в системе образования не проходили, в итоге, они так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. При реализации на практике основных нововведений в Российской школе именно педагог является основной фигурой.
Основные требования к профессионализму педагогов предъявляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и профессиональный стандарта педагога. Согласно этим документам, педагог должен быть компетентным в различных областях: воспитании, обучении, развитии учащихся; организации взаимодействия с субъектами образования; формировании образовательной среды; инновационной деятельности и пр.
Современные требования к системе образования, современная школа, требования к педагогу, как в этом разнообразии «требований» разобраться молодому педагогу, не разочароваться в выборе своей профессии, остаться преданным ей и, самое главное, состояться как профессионал? По имеющейся в разных странах статистике, от 10 до 50 процентов учителей уходят из профессии в первые пять лет работы [7].
Устраиваясь на работу в школу, молодые педагоги, испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними сразу возникает множество проблем, порожденных со знакомством с коллективом и с классом, со вступлением в новую должность – учителя. Неспособность грамотно рассчитать время урока, логично выстроить этапы урока, затруднения при объяснении материала, порой отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень проблем на пути учителя-новичка. Однако, начинающие педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а администрация, родители и учащиеся, ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя в овладении педагогическим мастерством. Как раз неоценимую помощь и оказывает педагог-наставник – наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, который способен осуществлять всестороннюю методическую поддержку. Сегодня именно наставничество заслуживает самого пристального внимания, потому что отражает жизненную необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, способного предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Наставничество - давно не дань моде и уж тем более не инновация. Это один из традиционных методов обучения. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию, произошло оно от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С этого времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество соотносится с человеком мудрым, обладающим способностью направить, научить, часто являющимся образцом для подражания.
Наставничество представляет собой отношение, в рамках которого более опытный педагог помогает молодому коллеге развить свои профессиональные навыки и качества. Оно дает возможность молодому педагогу получить необходимые знания, поддержку и руководство в процессе его становления в профессиональном педагогическом сообществе.
Наставничество играет важную роль в развитии молодых педагогов, поддерживая их на первых шагах профессионального пути. Оно способствует адаптации к рабочей среде, формированию профессиональной идентичности, повышению уровня профессионализма, развитию лидерских и межличностных навыков. Поэтому наставничество следует активно применять в системе подготовки и поддержки молодых педагогов, содействуя их успешной карьере и профессиональному росту.
Одной из важных задач наставника является передача накопленного опыта и знаний молодым педагогам. Он может поделиться своими наработками, приемами и методиками, которые помогут молодому специалисту лучше разобраться с особенностями образовательного процесса, классного руководства и взаимодействия с коллегами, учениками и родителями.
Наставник не только предоставляет информацию и знания, но и создает условия для саморазвития молодого педагога. Он помогает определить приоритеты в профессиональной деятельности, вносит рекомендации по улучшению методической работы, обращает внимание на слабые стороны и помогает их преодолеть.
Еще одной важной ролью наставника является поддержка молодого педагога в период адаптации на новом месте работы. Успехи и неудачи коллеги становятся его успехами и неудачами. Наставник важен как надежная опора, способная помочь разрешить возникающие трудности и посодействовать в вопросах организации работы.
Кроме того, наставничество способствует формированию профессиональной идентичности молодого педагога. Благодаря поддержке и практическим советам опытного наставника, молодой специалист осознает свою значимость и призвание, а также укрепляет веру в свои педагогические способности.
Не менее важным аспектом наставничества является развитие профессиональной солидарности и сотрудничества в педагогическом коллективе. Наставник выступает в качестве посредника, связующего звена между молодыми педагогами и опытными специалистами. Таким образом, формируется единый коллектив, где каждый принимает активное участие в общих делах и достижении общих целей.
Наставничество также способствует развитию профессиональной этики молодого педагога. Оно помогает формированию высоких моральных принципов и ценностей, а также развитию способности к самоанализу и рефлексии.
Нельзя не отметить и роль мотивации, которую наставник оказывает на молодого педагога. При поддержке и поощрении со стороны наставника, молодой специалист обретает уверенность в своих силах и стремится к постоянному профессиональному росту.
Очень важно, чтобы наставничество было систематическим и поддерживалось на всех уровнях образовательного учреждения — от руководства до преподавательского состава. Это предполагает создание специальных программ и механизмов, которые помогают соответствующим образом организовать наставническую деятельность и обеспечить гармоничное развитие каждого молодого педагога.
Конечно, наставничество — это взаимный процесс, в рамках которого и наставник, и молодой педагог могут учиться и развиваться. Ведь, как известно, опыт и знания — бесценное достояние каждого учителя, и их передача следующему поколению специалистов в мире образования является одним из ключевых факторов эффективности педагогической деятельности.
Кроме того, наставничество способствует формированию профессиональной идентичности молодого педагога. Через общение с опытным наставником, молодой специалист может лучше понять свои профессиональные цели и амбиции, а также определить свою уникальность и специфические преимущества в работе с учениками. Это создает платформу для развития собственного педагогического стиля и внесения своего вклада в образовательный процесс.
Одним из важных аспектов наставничества является развитие лидерских навыков молодого педагога. Через общение и взаимодействие с наставником, молодой специалист может освоить навыки руководства и управления коллективом, принятия ответственности, принятия решений и умения эффективно коммуницировать со всеми участниками образовательного процесса. Это помогает молодому педагогу стать не только успешным учителем, но и влиятельным лидером в школьной среде.
Наставничество также способствует развитию межличностных навыков молодого педагога. Общение с наставником помогает развить эмпатию, терпимость, умение слушать и понимать позицию других людей. Эти навыки особенно важны в работе с учениками, родителями и коллегами, так как образовательный процесс требует постоянного взаимодействия и сотрудничества.
Наставник может консультировать и помогать молодому специалисту в выборе дополнительного образования, участии в научно-педагогических конференциях, публикации статей и других профессиональных активностях. Это помогает молодому педагогу расширить свои горизонты, повысить свою конкурентоспособность и достичь новых профессиональных высот.
Наконец, наставничество способствует созданию благоприятной и поддерживающей атмосферы в рабочей среде. Оно способствует формированию педагогического сообщества, в котором коллективное взаимодействие, обмен опытом и взаимная поддержка становятся важными составляющими успеха и профессионального роста каждого педагога. Благодаря наставничеству, молодой педагог может чувствовать себя частью сообщества, где его работа ценится и поддерживается.
России как никогда нужны сегодня молодые современные учителя. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.
Поэтому именно с молодыми учителями сегодня связывают свои надежды на будущее нашей Родины и мира.
Заключение.
Наставничество играет значительную роль в становлении молодого педагога. Оно обеспечивает передачу опыта и знаний, создает условия для саморазвития, поддерживает в период адаптации, способствует формированию профессиональной идентичности, повышению профессионализма и развитию лидерских и межличностных навыков. Кроме того, наставничество поддерживает развитие профессиональной карьеры и создает благоприятную атмосферу работы в педагогическом сообществе.
Использованная литература
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. consultant.ru/ (дата обращения: 21.09.2021).
2.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) » с изменениями от 5 августа 2016 г. – URL: https://base.garant.ru/70535556/#friends (дата обращения: 21.09.2021 г.)
3.Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, №2. - С.1-17
4.Наставничество: эффективная форма обучения: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. - 2-е издание, доп., перераб. - Казань: ИРО РТ, 2020. - 51 с.
5.Наставничество в системе образования. Руководителям образовательных учреждений, методистам, наставникам и молодым учителям. – Красноярск: Литера-принт, 2018. – 98 с
6.Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, №4. - С.11-26
7.Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. – 2019. - №4 (109). – С. 62-70