Информационные технологии в современном образовательном процессе

Исланкина Г.П. Возможности использования ИКТ во внеурочной деятельности по иностранному языку


Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

В соответствии с требованиями федеральных стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся система образования, особое внимание школа должна обращать на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов. Их можно достичь путем вовлечения учащихся во внеурочную деятельность с использованием инновационных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ). Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять полученные на занятиях кружка знания в жизни. Занятия в кружке дополнительного образования с применением ИКТ способствуют раскрытию индивидуальных способностей школьника, которые не всегда проявляются на уроке. В процессе внеурочной работы решаются многие задачи:
1.       Формируется чувство уверенности в своих силах при успешном овладении тем или иным видом деятельности, появляется чувство собственной значимости, возрастает самооценка, что является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.
2.       Создаются благоприятные условия для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества.
3.       Во внеурочной работе усваиваются моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.
4.       Развивается познавательный интерес. Данная задача внеурочной работы отражает преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеурочная работа связана с учебно-воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.
5.       Реализуется образовательная дополнительная программа по иностранному языку. (многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи).
6.       Организуется свободное время учащихся.
С целью вовлечения учащихся во внеурочную деятельность по иностранным языкам с использованием инновационных образовательных технологий в школе №100 с углубленным изучением отдельных предметов г.Нижнего Новгорода был организован кружок дополнительного образования «Communiquer – c`est super!» для учащихся 8-10-х классов, где французский язык изучается как второй иностранный на базе английского. Программа курса направлена на развитие личностных, коммуникативно-речевых, социокультурных, языковых и информационных умений школьников. Личностные умения развиваются в процессе осознания своей роли в современном мире при выполнении различных упражнений и творческих заданий, в стремлении применить на практике свои знания, в выражении своего собственного мнения в ходе общения. Коммуникативно-речевой характер предлагаемых упражнений способствует усвоению новых языковых средств в соответствии с темами и сферами общения и систематизации знаний, полученных на уроках французского и английского языков. Различные коммуникативные функции, например, как запросить интересующую информацию по электронной почте или написать сообщение в блоге, готовят обучающихся к использованию языка в реальной жизни. Аутентичные материалы курса призваны расширить объем знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствовать умения строить свое речевое и неречевое поведение, а также привить интерес и уважение к традициям других народов, сформировать умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты. Разнообразные устные и письменные задания способствуют дальнейшему развитию компенсаторных умений. Для преодоления трудностей общения, вызванных дефицитом языковых средств, предлагается использовать знания первого иностранного и родного языков (сравнительно-сопоставительный принцип обучения), лингвистическую и контекстуальную догадку, переспрос, толкование с помощью синонимов и антонимов.
При работе над темами учащиеся выполняют различные виды проблемных и творческих заданий, в том числе и с использованием сетевых сервисов Веб 2.0: учебные проекты, ролевые игры.
Данный курс предполагает интенсивное использование заданий сопоставительного плана, когда школьники сравнивают культуры франкоязычных, англоязычных стран и России. Соотнесение культуроведческого материала зарубежных стран способствуют более глубокому осознанию и проникновению в культуру своей страны.
Программа кружка имеет также социально-педагогическую направленность. Педагогическая концепция программы состоит в формировании у школьников навыков межличностного общения, толерантного отношения к представителям других культур, норм социального поведения в гражданском обществе, а так же навыков общения посредством всевозможных сервисов и служб сети Интернет.
Развитие личности лучше всего реализуется в конкретной, целенаправленной деятельности. Чем шире такая деятельность, чем ближе эта деятельность к реальной действительности, чем больше направленности на конечный результат, тем активнее выделяется творческая самостоятельность ученика, тем больше у него стимул повысить свой образовательный уровень, научиться конкретному делу, приобрести достаточно много универсальных знаний, не только помогающих ему в работе, но и способствующих его индивидуальному развитию. Под конечным результатом понимается продукт учебной деятельности. В качестве такого продукта, который опирается на информационные технологии, был выбран проект создания веб-сайта кружка дополнительного образования по французскому языку «Communiquer – c`est super!». Работа над созданием сайта началась одновременно с работой кружка. Сайт кружка учащиеся разместили на странице Летописи.ру, там же были созданы и личные страницы учащихся. В ходе занятий кружка используются различные типы социальных сервисов Веб 2.0:

Рисунок 1. Типы социальных сервисов Веб 2.0

Блог является как блогом учителя, так и блогом кружка, где учащиеся и учитель размещают свои комментарии, сообщения. На странице блога проводится рефлексия после изучения каждой темы. Таким образом, блог используется при развитии всех видов речевой деятельности, но преимущественно умений чтения и письма. Учитель предлагает детям задания на выделение определенной информации из сообщения, дать ответы на свои вопросы, проанализировать сообщения учащихся о своих увлечениях и заполнить таблицу и др.
Вики – это наша общественная страничка, где создаваемые продукты могут добавляться, изменяться, корректироваться или удаляться. Благодаря такой структуре, можно по гиперссылкам переходить с одной страницы на другую. Как и блоги, Вики могут использоваться для обучения учащихся чтению и письму. Например, учащиеся коллективно могут исправлять ошибки в предложенном тексте, выделять нужную информацию или добавлять свою, одновременно выполняя ее поиск в Интернете на образовательных сайтах, выполнять различного рода письменные упражнения и др.
Подкаст – социальный сервис, позволяющий учащимся прослушать или просмотреть аутентичный материал на любую тему и в удобное время, скачав файлы на свой компьютер. Подкасты можно использовать не только для обучения аудированию, но и для развития умений говорения.
ЮТьюб – так же, как и подкаст, этот социальный сервис используется на уроках для развития умений аудироывания и говорения.
Фликр – этот социальный сервис используется для хранения и использования цифровых фотографий и видеороликов. Учащиеся могут комментировать свои фотографии, делать подписи на иностранном языке.
Для развития творческих способностей учащихся на иностранном языке, а так же для привития навыков коллективной работы используются так же малые сервисы Веб 2.0: Stixy, Wiki-Wall, Bubbl.us, FreeMind, Glogster, Wordle, Calameo и др.
Таким образом, вся работа учащихся представлена на сайте кружка: это карты достопримечательностей родного города и страны изучаемого языка, ментальные карты по темам «Семейные и родственные взаимоотношения», сообщения в блоге кружка об интересных и значимых событиях в своей жизни и жизни класса, Вики-статьи об интересных фактах французской действительности и жизни своей страны, фотоальбомы, видеоролики, разработки учебных проектов. Учащимся важно видеть самим результаты своей деятельности, иметь возможность продемонстрировать их другим и услышать оценку своей работы. Это стимулирует их творческий потенциал, познавательную деятельность по предмету.
Говоря о возможностях использования ИКТ во внеурочной деятельности по иностранному языку, хочется так же сказать и об участии учащихся в проектной деятельности, которая способствует одновременному развитию коммуникативной и информационной компетентности во внеурочной работе по иностранному языку. Примерами такой работы могут служить интернет-проекты, разработанные учителем совместно с учащимися на сайте Letopisi.ru:
1). Праздничный календарь в России и во Франции
2). Иностранные языки в нашей жизни
3). Волшебный экспресс
4). Кино говорит на всех языках
5). Кто в доме хозяин?
Использованные источники:
1.       Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с. – (Стандарты второго поколения).
2.       Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникативных Интернет-технологий: учебное пособие для учителей, аспирантов и студентов – Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. – 182 с. – (Настольная книга преподавателя иностранных языков)
3.       http://www.prodlenka.org/opyt-i-problemy-publikatcii/ispolzovanie-ikt-vo-vneurochnoi-deiatelnosti.html
4.       http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt6.html
2019