НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гросу С.В. Развитие познавательной активности через экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Гросу С.В. Развитие познавательной активности через экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.

Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Оно помогает формировать у детей понимание взаимосвязи между людьми и окружающей средой, а также развивает у них ответственное отношение к природе.

Одним из основных методов развития познавательной активности через экологическое воспитание является проведение различных природо-исследовательских занятий. На таких занятиях дети имеют возможность наблюдать за природными явлениями, изучать различные виды растений и животных, а также исследовать окружающую природную среду. Это способствует развитию их наблюдательности, любознательности и умению анализировать полученную информацию.

Кроме того, экологическое воспитание помогает детям осознать важность сохранения природы и использования ее ресурсов с умом. Они учатся заботиться о растениях, животных и окружающей среде, а также принимать активное участие в экологических мероприятиях, таких как посадка деревьев, уборка мусора или участие в экологических акциях.

Также экологическое воспитание способствует развитию у детей критического мышления и способности принимать обоснованные решения. Они учатся анализировать последствия своих действий на окружающую среду и принимать ответственные решения, направленные на ее сохранение.

Методика развития познавательной активности через экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста:

1. Организация природо-исследовательских занятий: проведение занятий на свежем воздухе, посещение парков, лесов, рек и других природных мест для наблюдения за природными явлениями, изучения растений и животных, а также исследования окружающей природной среды.

2. Использование наглядных пособий: использование различных наглядных пособий, таких как фотографии, карты, модели растений и животных, чтобы помочь детям лучше понять и запомнить изучаемый материал.

3. Проведение экологических мероприятий: организация участия детей в экологических акциях, таких как уборка мусора, посадка деревьев, участие в экологических мероприятиях и т.д., чтобы показать им важность заботы о природе.

4. Обсуждение и анализ полученной информации: после проведения природо-исследовательских занятий и экологических мероприятий, важно обсудить с детьми их впечатления, а также проанализировать полученную информацию для формирования у них критического мышления и способности принимать обоснованные решения.

5. Проведение игр и конкурсов на экологическую тематику: организация игр и конкурсов, направленных на развитие интереса детей к природе, увеличение их знаний об окружающей среде и формирование ответственного отношения к ней.

6. Включение элементов творчества: использование различных творческих заданий, таких как рисование, лепка из природного материала, создание поделок из природных материалов и т.д., чтобы развить у детей творческие способности и увеличить интерес к изучению природы.

Преимущества методики развития познавательной активности через экологическое воспитание включают:

1. Увлекательное обучение: использование природы, игр, конкурсов и творческих заданий делает процесс обучения более увлекательным и интересным для детей.

2. Практический опыт: возможность непосредственно наблюдать за природными явлениями, изучать растения и животных, проводить экологические мероприятия позволяет детям получить практический опыт и лучше усвоить изучаемый материал.

3. Развитие критического мышления: обсуждение и анализ информации, участие в экологических мероприятиях помогают развить у детей критическое мышление, способность анализировать информацию и принимать обоснованные решения.

4. Формирование ответственного отношения к природе: участие в экологических акциях, играх на экологическую тематику, обсуждение важности заботы о природе способствует формированию у детей ответственного отношения к окружающей среде.

5. Развитие творческих способностей: использование творческих заданий и элементов творчества помогает развить у детей творческие способности и увеличить интерес к изучению природы.

Таким образом, экологическое воспитание играет важную роль в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Оно помогает им лучше понимать мир вокруг себя, развивает навыки наблюдения, анализа и принятия обоснованных решений, а также формирует ответственное отношение к природе.

Список литературы:

1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Школьное воспитание. - 2001. - №7. – 112 с.

2. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. – Томск. - 2007. - 65 с.

3. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России. - 2009. - 64 с.

4. Дерябко С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. / С.Д. Дерябко. - М.: Московский психолого-социальный институт. 2009. - 217 с.
2023