НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Козлова В.В. Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению в старшей группе детского сада «Ты катись, клубочек мой, покажи нам край родной!»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf

Образовательные области:
познавательное развитие, речевое развитие художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Программное содержание:
Обучающие задачи: закрепить и расширить знания детей о родном крае, его красоте, природе, животном мире и морских обитателях, государственной символике Крыма, активизировать умственную и речевую деятельность;
Развивающие задачи: развивать любознательность детей в процессе ознакомления со своей малой Родиной. Развивать зрительное и слуховое восприятие, эстетическое восприятие природных объектов; развивать речевое взаимодействие со взрослыми, диалогическое общение, расширять и активизировать словарный запас.
Формирующие задачи: формировать обобщённые представления детей о красоте родного края, развивать наблюдательность, активизировать умственную и речевую деятельность; формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос; формировать предпосылки к здоровому образу жизни, активизировать двигательную активность детей.
Воспитывающие задачи: Воспитывать любовь к своей Родине, уважение к народам, проживающим в Крыму, познавательный интерес к природе своего родного края, желание охранять природу.
Словарная работа: Республика, государственная символика, полуостров, герб, флаг, гимн, столица, легенда, заповедник, названия крымских гор, деревьев, цветов, названия рек, названия городов Крыма.
Предварительная работа: Просмотр презентаций «Наша родина-Крым», «Крымские горы и пещеры», «Животные и растения крымского леса», «Моря и морские обитатели», рассматривание карты Крыма, иллюстраций с изображением природы Крыма, рассматривание флага и герба Крыма, чтение легенд, заучивание стихотворений, рассказов о полуострове, просмотр видеофильмов о Крыме, беседы «Мы-Крымчане», «Дружный полуостров»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнём наше занятие, давайте поздороваемся с гостями и друг с другом.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, я хочу прочесть вам стихотворение. Послушайте его внимательно:
Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,
Ручеек звенящий и веселый гром,
Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,
Ты на всей планете лучшая страна.
Воспитатель: О чем это стихотворение? (О Родине)
-Какие пословицы вы знаете о Родине? (Нет в мире краше Родины нашей, Человек без Родины, что птица без крыльев, Родина-мать, умей за неё постоять!)
-Как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей)
Воспитатель: Россия – большая страна, наша большая Родина.
-А как называется наша маленькая Родина, наш родной край?
(Крым, Республика Крым).
Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это наша Родина. Для нас Родина -это наш Крым. Здесь мы с вами родились, здесь живут наши родители, наши родственники, друзья.
-Как называются люди, которые живут в Крыму? (Крымчане)
-Правильно, мы -крымчане, а Крым -это родной дом для всех народов. В Крыму проживает очень много людей разных национальностей.
-Какие народы проживают в Крыму? ( Русские, Украинцы, крымские татары, армяне. Греки, немцы и многие другие)
Все народы в Крыму живут одной большой и дружной семьёй, со своими традициями, обычаями и культурой. Все народы уважают друг друга.
Воспитатель: Ребята, Крым-это республика, а каждая республика имеет свою государственную символику. Это герб, флаг и гимн.
-Давайте рассмотрим флаг Крыма.
-Какие цвета есть на флаге Крыма?( ответы детей)
-Расскажите, что обозначают эти цвета. ( Синий-это надежда на благополучное будущее, белый-означает мир, спокойствие, равенство всех культур и народов, и красный цвет -это цвет борьбы, символизирует героическое прошлое Крыма)
Государственный Флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников проводимых в Республике Крым и в это время всегда звучат два Гимна - Гимн России и Гимн Республики Крым!
Воспитатель: Давайте теперь рассмотрим герб Крыма.
- Государственный Герб Республики Крым представляет собой щит, на котором изображён серебряный грифон. Грифон – символ Крыма с давних времён. В правой лапе грифона лежит серебряная раковина с голубой жемчужиной. Щит увенчан лучами восходящего солнца. Жемчужина указывает на уникальность Крыма, а восходящее солнце символизирует возрождение, расцвет и надежду на процветание По сторонам щита изображены две белые античные колонны, соединённые лентой красного цвета, на которой написано: «Процветание в единстве»
Воспитатель:
Крым очень красивый и необычный край. Послушайте легенду:
Одного старца спросили:
-На что похож Крым?
-На гроздь винограда, -не задумываясь ответил старец.
-Почему?- удивились люди.
-Потому, что гроздь винограда состоит из множества сочных, вкусных и богатых витаминами ягод, так и Крым богат множеством богатых мест-это и море, и леса, и горы, и степи с богатым растительным и животным миром.
Вот почему Крым похож на гроздь винограда.
Воспитатель:
Крым-Это одно из самых лучших мест отдыха для детей и взрослых. Недаром Крым называют здравницей. В Крыму очень тёплый и благоприятный климат, здесь почти всегда тепло.
-Почему в Крыму всегда тепло? (Потому, что он находится на юге России)
-Почему Крым называется полуостров? (Он с трёх сторон омывается морями)
-Какими морями омывается Крым? (Чёрным и Азовским)
-Покажите на карте.
-Много городов в нашем Крыму, но самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется этот город? (Симферополь).
-Покажите на карте город Симферополь.
Воспитатель: Дети, а кто знает, что означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, «полис» -город.).
Воспитатель: Как вы думаете, почему его так называют? (Все люди, приезжающие в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма).
Воспитатель: -Какие города ещё есть в Крыму? (Ответы детей)
-Как называется посёлок, в котором мы с вами живём? ( Октябрьское)
-Покажите наш посёлок на карте Крыма. Воспитатель: Наш Крым очень красивый и сказочный край. И сегодня я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по нашему полуострову.
-Вы готовы отправиться в путешествие? А совершить это путешествие нам поможет вот этот клубочек. Он не простой, а волшебный. Куда он покатится, туда мы свами и попадём.
-Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! ».
(Дети передают клубочек друг-другу, клубочек прикрепляется на карту Крыма)
Слайд 1. «Крымский лес»
Воспитатель: Мы с вами оказались в Крымском лесу. Как красиво весной в лесу! Лес оживает, появляются листья на деревьях, зелёная молодая трава, поют птицы. (Звучит фонограмма «Звуки леса»
-Давайте поздороваемся с лесом.
Физминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою, (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою? (Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
Воспитатель: -Давайте повторим правила поведения в лесу.(Ответы детей
-Весной в лесу очень красиво, много первоцветов.
-Назовите первоцветы, которые растут в лесу( подснежники, крокусы, примулы, лесные пионы, ландыши.)
-Почему нельзя рвать первоцветы? (Они занесены в Красную книгу и охраняются законом.)
-Скажите, какие деревья и кустарники растут в крымском лесу? (клён, дуб, граб, вяз, крымская сосна, ясень, осина, кизил, орешник, шиповник спирея )
-А какие деревья растут только на южном берегу Крыма? (кипарис, инжир)
-Ребята, лес в Крыму растёт в горах, а почему? (деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах).
-Какие животные живут в крымском лесу? ( крымский благородный олень, дикий кабан, белки, ежи, заяц-русак, косуля, ласка, барсук)
Воспитатель: Растительный и животный мир нашего полуострова очень богат и разнообразен. Но природу нужно беречь и охранять, поэтому в Крыму много заповедников.
— Что такое заповедник? (Ответы детей)
Воспитатель: -Хорошо в лесу, но нам пора отправляться дальше.
-давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! »
Воспитатель: И вот мы с вами оказались в крымских горах.
Слайд 2. «Горы Крыма»
Воспитатель: Горы Крыма очень красивы.
Все они носят они свои названия и имеют свои легенды
- Какие горы Крыма вы знаете?
(Показ слайдов)
- Ай-петри — самая красивая гора, это самая высокая гора в Крыму.
На неё можно подняться по канатной дороге, которая самая длинная в мире.
- Аю-даг — мы с вами знаем легенду об этой горе. Ещё она называется «Медведь гора».
-Демерджи- склон этой горы усеян каменными фигурками, и его называют «Долина приведений».
-Кара-Даг- или Чёрная гора, много лет тому назад он был вулканом.
Чатырдаг- гора-шахтёр, здесь располагается пещерная страна.
-Какие пещеры вы знаете? (Красные пещеры, мраморные пещеры)
-В горах есть очень красивые водопады. Назовите их (Учан- Су, Джур-Джур)
Воспитатель: ребята, а ещё в крымских горах берут своё начало реки.
-Какая река в Крыму самая длинная? (Салгир)
-Какие ещё вы знаете реки в Крыму? (Альма, Бельбек, Кача, Чёрная речка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, много знаете о Крымских горах, а сейчас давайте поиграем:
Пальчиковая игра «Дом на горе.»
На горе мы видим дом. (Кистями рук сложить домик)
Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук)
Вот – деревья, вот – кусты (Руками сделать «деревья» и «кусты»).
Вот – пушистые цветы! (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок)
Окружает все забор. (Перед собой показать «забор» из пальцев)
За забором – чистый двор. (Погладить ладонями стол)
Мы ворота открываем (Кистями рук показать ворота, ворота открываются).
К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу)
В дверь стучимся: «Тук – тук – тук!» (Постучать кулаками по столу)
Кто – то к нам идет на стук. (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли. (Вытянуть вперед руки, как – будто преподнося что – то)
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора отправляться дальше.
-Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! »
Слайд 3. «Море.» Звучит фонограмма «Звуки моря»
Воспитатель: Мы с вами знаем, что Крым омывается Чёрным и Азовским морями.
-Чем отличаются эти моря? (Чёрное море глубокое, холодное, а Азовское мелкое, тёплое)
-Кто знает стихотворение о море?
Море Чёрное – большое:
Утром серо-голубое,
Днём оно зелёное,
Пенное, солёное.
Ну, а ночью, при луне,
Золотым казалось мне!
Воспитатель: -Какие морские обитатели живут в Чёрном море? (Дельфины, медузы, крабы. Мидии. морской конёк, скат, морская звезда, хамса, килька)
-А чем полезны морю медузы, крабы, мидии (они фильтруют воду).
Воспитатель: Почему нельзя пить морскую воду? (Потому, что она солёная)
Воспитатель: Дети, вы любите море? Давайте с вами посидим на морском берегу.
Релакс: Звучит фонограмма «Звуки моря»
- Как хорошо дышится на морском берегу, правда? Присядьте на тёплый песочек. Как хочется расслабиться, подставить лицо ласковому, нежному солнышку. Закройте глазки и представьте, как тёплый солнечный лучик, побежал по телу, стало тепло и приятно. Почувствуйте в своей груди маленькое солнышко. Оно пульсирует, растёт, заполняет теплом всю грудь. Лучи его просятся наружу. Давайте мысленно пошлём эти лучи всем. Протянем их как тёплые ладошки, как знак дружбы. Вместе с лучами пожелаем всем добра.
Воспитатель: - Пора нам отправляться дальше. Нас ждёт клубочек. Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! »
Слайд 4. «Степи»
Воспитатель: А это, ребята, Крымские поля и степи. Полей в нашем краю очень много.
-Что люди выращивают на полях? (ответы детей).
- Люди выращивают пшеницу и рожь. Какого оно цвета? (желтое, золотистое). Поле похоже на море, когда дует ветер, колосья шевелятся, как будто волны.
Воспитатель: Важны для человека поля? Чем? (Они нас кормят).
- Мы должны их беречь от огня.
Воспитатель:-А чем еще богат наш Крым? Что выращивают люди? (Сады и виноградники)
- Какие фрукты растут в садах?
-Что делают из фруктов? (Соки, компоты, в них много витаминов)
Воспитатель: Крым очень богатый и плодородный край, а всё потому, что здесь живут очень трудолюбивые люди, которые любят свою Родину, и хотят сделать её ещё краше. И я надеюсь, что когда вы вырастите, вы будете любить свой Крым и постараетесь сделать его ещё краше и богаче! А сейчас давайте послушаем песню о нашем родном Крыме. Крыме.
(Звучит песня о Крыме)
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Пора ребята нам возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Ты клубочек наш беги, в детский сад нас приведи!» (Дети передают клубочек друг-другу)
Итог занятия: Вам понравилось путешествовать по Крыму? Что вам понравилось больше всего? Я очень рада, что вы так много знаете о нашем полуострове и любите его. В Крыму ещё очень много красивых и интересных мест, и в следующий раз мы обязательно туда с вами отправимся!
2018