Козлова В.В. Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению в старшей группе детского сада «Ты катись, клубочек мой, покажи нам край родной!»
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Программное содержание: Обучающие задачи: закрепить и расширить знания детей о родном крае, его красоте, природе, животном мире и морских обитателях, государственной символике Крыма, активизировать умственную и речевую деятельность; Развивающие задачи: развивать любознательность детей в процессе ознакомления со своей малой Родиной. Развивать зрительное и слуховое восприятие, эстетическое восприятие природных объектов; развивать речевое взаимодействие со взрослыми, диалогическое общение, расширять и активизировать словарный запас. Формирующие задачи: формировать обобщённые представления детей о красоте родного края, развивать наблюдательность, активизировать умственную и речевую деятельность; формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос; формировать предпосылки к здоровому образу жизни, активизировать двигательную активность детей. Воспитывающие задачи: Воспитывать любовь к своей Родине, уважение к народам, проживающим в Крыму, познавательный интерес к природе своего родного края, желание охранять природу. Словарная работа: Республика, государственная символика, полуостров, герб, флаг, гимн, столица, легенда, заповедник, названия крымских гор, деревьев, цветов, названия рек, названия городов Крыма. Предварительная работа: Просмотр презентаций «Наша родина-Крым», «Крымские горы и пещеры», «Животные и растения крымского леса», «Моря и морские обитатели», рассматривание карты Крыма, иллюстраций с изображением природы Крыма, рассматривание флага и герба Крыма, чтение легенд, заучивание стихотворений, рассказов о полуострове, просмотр видеофильмов о Крыме, беседы «Мы-Крымчане», «Дружный полуостров» Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнём наше занятие, давайте поздороваемся с гостями и друг с другом. Придумано кем – то Просто и мудро При встрече здороваться! - Доброе утро! - Доброе утро Солнцу и птицам! - Доброе утро! Приветливым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера! Воспитатель: Ребята, я хочу прочесть вам стихотворение. Послушайте его внимательно: Этот край чудесный, там, где синь небес, Голубое море и зеленый лес, Ручеек звенящий и веселый гром, Это запах хлеба, это отчий дом Родина родная наша сторона, Ты на всей планете лучшая страна. Воспитатель: О чем это стихотворение? (О Родине) -Какие пословицы вы знаете о Родине? (Нет в мире краше Родины нашей, Человек без Родины, что птица без крыльев, Родина-мать, умей за неё постоять!) -Как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей) Воспитатель: Россия – большая страна, наша большая Родина. -А как называется наша маленькая Родина, наш родной край? (Крым, Республика Крым). Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это наша Родина. Для нас Родина -это наш Крым. Здесь мы с вами родились, здесь живут наши родители, наши родственники, друзья. -Как называются люди, которые живут в Крыму? (Крымчане) -Правильно, мы -крымчане, а Крым -это родной дом для всех народов. В Крыму проживает очень много людей разных национальностей. -Какие народы проживают в Крыму? ( Русские, Украинцы, крымские татары, армяне. Греки, немцы и многие другие) Все народы в Крыму живут одной большой и дружной семьёй, со своими традициями, обычаями и культурой. Все народы уважают друг друга. Воспитатель: Ребята, Крым-это республика, а каждая республика имеет свою государственную символику. Это герб, флаг и гимн. -Давайте рассмотрим флаг Крыма. -Какие цвета есть на флаге Крыма?( ответы детей) -Расскажите, что обозначают эти цвета. ( Синий-это надежда на благополучное будущее, белый-означает мир, спокойствие, равенство всех культур и народов, и красный цвет -это цвет борьбы, символизирует героическое прошлое Крыма) Государственный Флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников проводимых в Республике Крым и в это время всегда звучат два Гимна - Гимн России и Гимн Республики Крым! Воспитатель: Давайте теперь рассмотрим герб Крыма. - Государственный Герб Республики Крым представляет собой щит, на котором изображён серебряный грифон. Грифон – символ Крыма с давних времён. В правой лапе грифона лежит серебряная раковина с голубой жемчужиной. Щит увенчан лучами восходящего солнца. Жемчужина указывает на уникальность Крыма, а восходящее солнце символизирует возрождение, расцвет и надежду на процветание По сторонам щита изображены две белые античные колонны, соединённые лентой красного цвета, на которой написано: «Процветание в единстве» Воспитатель: Крым очень красивый и необычный край. Послушайте легенду: Одного старца спросили: -На что похож Крым? -На гроздь винограда, -не задумываясь ответил старец. -Почему?- удивились люди. -Потому, что гроздь винограда состоит из множества сочных, вкусных и богатых витаминами ягод, так и Крым богат множеством богатых мест-это и море, и леса, и горы, и степи с богатым растительным и животным миром. Вот почему Крым похож на гроздь винограда. Воспитатель: Крым-Это одно из самых лучших мест отдыха для детей и взрослых. Недаром Крым называют здравницей. В Крыму очень тёплый и благоприятный климат, здесь почти всегда тепло. -Почему в Крыму всегда тепло? (Потому, что он находится на юге России) -Почему Крым называется полуостров? (Он с трёх сторон омывается морями) -Какими морями омывается Крым? (Чёрным и Азовским) -Покажите на карте. -Много городов в нашем Крыму, но самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется этот город? (Симферополь). -Покажите на карте город Симферополь. Воспитатель: Дети, а кто знает, что означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, «полис» -город.). Воспитатель: Как вы думаете, почему его так называют? (Все люди, приезжающие в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма). Воспитатель: -Какие города ещё есть в Крыму? (Ответы детей) -Как называется посёлок, в котором мы с вами живём? ( Октябрьское) -Покажите наш посёлок на карте Крыма. Воспитатель: Наш Крым очень красивый и сказочный край. И сегодня я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по нашему полуострову. -Вы готовы отправиться в путешествие? А совершить это путешествие нам поможет вот этот клубочек. Он не простой, а волшебный. Куда он покатится, туда мы свами и попадём. -Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! ». (Дети передают клубочек друг-другу, клубочек прикрепляется на карту Крыма) Слайд 1. «Крымский лес» Воспитатель: Мы с вами оказались в Крымском лесу. Как красиво весной в лесу! Лес оживает, появляются листья на деревьях, зелёная молодая трава, поют птицы. (Звучит фонограмма «Звуки леса» -Давайте поздороваемся с лесом. Физминутка «Здравствуй лес» Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны) Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками) Ты о чем шумишь листвою, (Руки подняты вверх) Ночью темной, грозовою? (Выполнять покачивания направо-налево) Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево) Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем) Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди) Воспитатель: -Давайте повторим правила поведения в лесу.(Ответы детей -Весной в лесу очень красиво, много первоцветов. -Назовите первоцветы, которые растут в лесу( подснежники, крокусы, примулы, лесные пионы, ландыши.) -Почему нельзя рвать первоцветы? (Они занесены в Красную книгу и охраняются законом.) -Скажите, какие деревья и кустарники растут в крымском лесу? (клён, дуб, граб, вяз, крымская сосна, ясень, осина, кизил, орешник, шиповник спирея ) -А какие деревья растут только на южном берегу Крыма? (кипарис, инжир) -Ребята, лес в Крыму растёт в горах, а почему? (деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах). -Какие животные живут в крымском лесу? ( крымский благородный олень, дикий кабан, белки, ежи, заяц-русак, косуля, ласка, барсук) Воспитатель: Растительный и животный мир нашего полуострова очень богат и разнообразен. Но природу нужно беречь и охранять, поэтому в Крыму много заповедников. — Что такое заповедник? (Ответы детей) Воспитатель: -Хорошо в лесу, но нам пора отправляться дальше. -давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » Воспитатель: И вот мы с вами оказались в крымских горах. Слайд 2. «Горы Крыма» Воспитатель: Горы Крыма очень красивы. Все они носят они свои названия и имеют свои легенды - Какие горы Крыма вы знаете? (Показ слайдов) - Ай-петри — самая красивая гора, это самая высокая гора в Крыму. На неё можно подняться по канатной дороге, которая самая длинная в мире. - Аю-даг — мы с вами знаем легенду об этой горе. Ещё она называется «Медведь гора». -Демерджи- склон этой горы усеян каменными фигурками, и его называют «Долина приведений». -Кара-Даг- или Чёрная гора, много лет тому назад он был вулканом. Чатырдаг- гора-шахтёр, здесь располагается пещерная страна. -Какие пещеры вы знаете? (Красные пещеры, мраморные пещеры) -В горах есть очень красивые водопады. Назовите их (Учан- Су, Джур-Джур) Воспитатель: ребята, а ещё в крымских горах берут своё начало реки. -Какая река в Крыму самая длинная? (Салгир) -Какие ещё вы знаете реки в Крыму? (Альма, Бельбек, Кача, Чёрная речка) Воспитатель: Молодцы, ребята, много знаете о Крымских горах, а сейчас давайте поиграем: Пальчиковая игра «Дом на горе.» На горе мы видим дом. (Кистями рук сложить домик) Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук) Вот – деревья, вот – кусты (Руками сделать «деревья» и «кусты»). Вот – пушистые цветы! (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок) Окружает все забор. (Перед собой показать «забор» из пальцев) За забором – чистый двор. (Погладить ладонями стол) Мы ворота открываем (Кистями рук показать ворота, ворота открываются). К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу) В дверь стучимся: «Тук – тук – тук!» (Постучать кулаками по столу) Кто – то к нам идет на стук. (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться) В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли. (Вытянуть вперед руки, как – будто преподнося что – то) Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора отправляться дальше. -Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » Слайд 3. «Море.» Звучит фонограмма «Звуки моря» Воспитатель: Мы с вами знаем, что Крым омывается Чёрным и Азовским морями. -Чем отличаются эти моря? (Чёрное море глубокое, холодное, а Азовское мелкое, тёплое) -Кто знает стихотворение о море? Море Чёрное – большое: Утром серо-голубое, Днём оно зелёное, Пенное, солёное. Ну, а ночью, при луне, Золотым казалось мне! Воспитатель: -Какие морские обитатели живут в Чёрном море? (Дельфины, медузы, крабы. Мидии. морской конёк, скат, морская звезда, хамса, килька) -А чем полезны морю медузы, крабы, мидии (они фильтруют воду). Воспитатель: Почему нельзя пить морскую воду? (Потому, что она солёная) Воспитатель: Дети, вы любите море? Давайте с вами посидим на морском берегу. Релакс: Звучит фонограмма «Звуки моря» - Как хорошо дышится на морском берегу, правда? Присядьте на тёплый песочек. Как хочется расслабиться, подставить лицо ласковому, нежному солнышку. Закройте глазки и представьте, как тёплый солнечный лучик, побежал по телу, стало тепло и приятно. Почувствуйте в своей груди маленькое солнышко. Оно пульсирует, растёт, заполняет теплом всю грудь. Лучи его просятся наружу. Давайте мысленно пошлём эти лучи всем. Протянем их как тёплые ладошки, как знак дружбы. Вместе с лучами пожелаем всем добра. Воспитатель: - Пора нам отправляться дальше. Нас ждёт клубочек. Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » Слайд 4. «Степи» Воспитатель: А это, ребята, Крымские поля и степи. Полей в нашем краю очень много. -Что люди выращивают на полях? (ответы детей). - Люди выращивают пшеницу и рожь. Какого оно цвета? (желтое, золотистое). Поле похоже на море, когда дует ветер, колосья шевелятся, как будто волны. Воспитатель: Важны для человека поля? Чем? (Они нас кормят). - Мы должны их беречь от огня. Воспитатель:-А чем еще богат наш Крым? Что выращивают люди? (Сады и виноградники) - Какие фрукты растут в садах? -Что делают из фруктов? (Соки, компоты, в них много витаминов) Воспитатель: Крым очень богатый и плодородный край, а всё потому, что здесь живут очень трудолюбивые люди, которые любят свою Родину, и хотят сделать её ещё краше. И я надеюсь, что когда вы вырастите, вы будете любить свой Крым и постараетесь сделать его ещё краше и богаче! А сейчас давайте послушаем песню о нашем родном Крыме. Крыме. (Звучит песня о Крыме) Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Пора ребята нам возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Ты клубочек наш беги, в детский сад нас приведи!» (Дети передают клубочек друг-другу) Итог занятия: Вам понравилось путешествовать по Крыму? Что вам понравилось больше всего? Я очень рада, что вы так много знаете о нашем полуострове и любите его. В Крыму ещё очень много красивых и интересных мест, и в следующий раз мы обязательно туда с вами отправимся!