Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Самодурова Е. Н. Методическая разработка комплексов бодрящей гимнастики после дневного сна с использованием элементов (упражнений) игрового стретчинга

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребёнок должен быть подвижен, вынослив, владеть основными движениями, контролировать свои движения и управлять ими. Я. А. Коменский писал, что только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра и воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. В связи с этим моё внимание привлекла методика игрового стретчинга. Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия, проводимые с детьми в игровой форме. Дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий. Чтобы физкультурно-оздоровительная работа с детьми проводилась интересно, полезно и увлекательно я разработала комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна, с использованием упражнений игрового стретчинга, дыхательной и пальчиковой гимнастики, элементов самомассажа. Основой разработанных комплексов была методика Назаровой А.Г. «Игровой стретчинг», педагога-психолога, методиста Санкт-Петербургского Института валеологического образования и книга-пособие Т. Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников». Последовательность выполнения всех упражнений распределяется так, чтобы тело ребёнка получало равномерную нагрузку. При разработке комплексов я использовала различные приёмы: сезонные изменения в погоде, учитывала возраст воспитанников. Дети выполняют упражнения в состоянии расслабленности мышц. Начинают «от простого к сложному» и к концу учебного года имеют «багаж» двигательных навыков, умеют управлять своим телом и чувствуют себя сильными, уверенными в себе. После проведения бодрящей гимнастики необходимо организовать ходьбу по коррекционным дорожкам, водные закаливающие процедуры (обливание рук, ног, босохождение и т.д.).
Комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна «Прогулка на лужок»
(с элементами (упражнениями) игрового стретчинга и дыхательной гимнастики)
Проводится в постели.
Воспитатель. Детки, детки хватит спать,
Пора глазки открывать.
Я на двор вас поведу, побываем на лугу.
Упражнение «Ходьба». И.п. - сесть на ягодицы, ноги вытянуть вперёд, руки поставить сзади в низком упоре, носки вытянуть. Делая вдох через нос, натянуть ступни ног на себя. Делая выдох через рот, вытянуть носки вперёд. Повторить 5 раз, темп умеренный.
Воспитатель. Побежали по дорожке.
Упражнение «Бег». И.п. – сесть на ягодицы, ноги вытянуть вперёд, соединить вместе, руки поставить сзади в низком упоре на предплечья. Делая вдох через нос, поднять прямые ноги вверх и сделать 4 перекрёстных движения «ножницы», на выдохе через рот, вернуться в и.п. Повторить 4 раза. Темп умеренный.
Воспитатель. Притаилась змейка в травке.
Упражнение «Змейка». И.п. – лечь на живот, руки, согнуть в локтях, поставить в упоре около груди, руки прижать к туловищу, ноги вместе. Делая вдох через нос, медленно поднять верхнюю часть туловища, прогнуться, не запрокидывая голову назад. Делая выдох, издавая звук «ш-ш-ш», вернуться в и.п. Повторить 4 раз. Темп умеренный.
Воспитатель. Рыбки плавают в пруду.
Упражнение «Рыбка». И.п. – лечь на живот, руки поставить в упоре около груди, ноги развести. Делая вдох через нос, потянуться пятками к ягодицам, стопы в положении «утюжок». Делая выдох через рот вернуться в и.п. Повторить 5 раз. Темп умеренный. (Рисунок 1 Упражнение «Рыбка»).
Воспитатель. Закачалась листва, нам домой, домой пора.
Упражнение «Веточка». И.п. – лечь на спину, руки положить вдоль туловища ладонями вниз. Делая вдох через нос, медленно поднимать правую ногу вверх, потянуться носком к потолку. Делая выдох, через рот, подуть, «как на веточку - сдувая листочки», вернуться в и.п. Выполнить 5 раз. Темп умеренный.
Воспитатель. Вот и кошечка встречает нас с прогулки.
Упражнение «Кошка». И.п. – встать на четвереньки, ноги вместе, пятки соединить, положение ног в положении «стопор». Делая вдох, прогнуться, не запрокидывая голову («ласковая кошка»). Делая выдох, выгнуть спину дугой, потянуться подбородком к груди, произнести звук «р-р-р» («сердитая кошка»). Повторить 4 раза. Темп умеренный.
Упражнения на дыхание «Подуй на одуванчик». И.п. - сидя по-турецки, руки на коленях. Сделать глубокий вдох, на выдохе - подуть на одуванчик («фу – фу - фу»). Повторить 3 раза. Указание: вдох и выдох медленные.
Ходьба по коррекционным дорожкам. Закаливающие процедуры.
Комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна «Весёлый зоопарк»
(с элементами (упражнениями) игрового стретчинга и самомассажа)
Проводится в постели.
Воспитатель. Ребята, за вами, было, интересно было наблюдать, когда вы спали. Кто-то сопел, как маленький котёнок, кто-то во сне потягивался, как лисёнок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных в зоопарке.
Воспитатель.
Змея шипит, шипит, шипит, полгода учит алфавит.
Устала бедная уже, а знает только букву – «ш-ш-ш».
Чудинова Н.
Упражнение «Змейка». И.п. – лечь на живот, руки, согнуть в локтях, поставить в упоре около груди, руки прижаты к туловищу, ноги вместе. Делая вдох через нос, медленно поднять верхнюю часть туловища, прогнуться, не запрокидывая голову назад. Делая выдох, издавая звук «ш-ш-ш», вернуться в и.п. Повторить 4 раз. Темп умеренный.
Воспитатель. Ящерка на солнышке, греет бок зеленый.
Упражнение «Ящерица». И.п. - лечь на живот, руки, согнуть в локтях, прижать к туловищу. Ладони поставить на кровать между грудью и талией. Пальцы рук направлены назад. Делая вдох через нос, напрячь ягодицы. Делая выдох через рот, расслабить ягодицы. Выполнить 5 раз. Темп умеренный.
Воспитатель.
- Ты куда спешишь, пчела? Извините, ждут дела!
Канаева О.
Упражнение «Пчёлка». И.п. - сесть на четвереньки, руки поставить к плечам. Делая вдох через нос, постараться соединить лопатки. Делая выдох через рот, произнося звук «ж-ж-ж», на груди соединить локти треугольником, одновременно потянуться подбородком к груди. Выполнить 4 раза. Темп умеренный. (Рисунок 2 Упражнение «Пчёлка»).
Воспитатель. На веточке сидит белочка.
Упражнение «Веточка». И.п. - лечь на спину, руки положить вдоль туловища ладонями вниз. Делая вдох через нос, медленно поднимать правую ногу вверх, потянуться носком к потолку. Делая выдох, через рот, подуть, «как на веточку - сдувая листочки», вернуться в и.п. Выполнить 5 раз. Темп умеренный.
Воспитатель. Мы её кормили с рук, белка наш пушистый друг!
Упражнение «Орешек». И.п. - сесть на ягодицы, ноги вытянуть вперёд. Руки поставить сзади в высоком упоре. Ноги согнуть в коленях и поставить на кровать. Обхватить правой рукой колено правой ноги, левой рукой – колено левой ноги. Спина прямая. Темечко тянется вверх. Лоб прижать к коленям. Делая вдох через нос, качнуться назад. Делая выдох через рот, вернуться в и.п. Выполнить 4 раза. Темп умеренный.
Воспитатель. Бабушка-лисичка вяжет рукавички.
Массаж рук «Рукавицы». Вяжет бабушка Лисица (имитация вязания).
Всем лисятам рукавицы: (поочерёдное загибание пальцев, начиная с большого).
Для лисички Оли, для лисёнка Коли, для лисички Маши, для лисёнка Саши,
А для Катеньки лисички (заканчивать мизинцем).
Ма-аленькие рукавички! (показать какие).
В рукавичках да-да-да (растирать ладони).
Не замёрзнем никогда! (хлопки руками).
Воспитатель. Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вставайте с кроваток, умывайтесь, одевайтесь.
Ходьба по коррекционным дорожкам. Закаливающие процедуры.
Комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна «Забавная зарядка»
(с элементами (упражнениями) игрового стретчинга и самомассажа ступни и пальцев ног)
Проводится в постели.
Воспитатель. Все проснулись?
Все здоровы?
Бегать, прыгать вы готовы?
Ну, тогда подтянись, не зевай и не ленись!
И в кроватках делаем зарядку!
Упражнение «Горка». И.п. - сесть на ягодицы, ноги вытянуть вперёд, руки поставить сзади в низком упоре на предплечьях. Делая вдох через нос, медленно поднять прямую правую ногу как можно выше (носок вытянут вперёд). На выдохе через рот вернуться в и.п. То же самое проделать с другой ногой. Выполнить 5 раз. Темп умеренный.
Упражнение «Веточка». И.п. - лечь на спину, руки положить вдоль туловища ладонями вниз. Делая вдох через нос, медленно поднимать правую ногу вверх, потянуться носком к потолку. Делая выдох, через рот, подуть, «как на веточку - сдувая листочки», вернуться в и.п. Выполнить 5 раз. Темп умеренный. (Рисунок 3 Упражнение «Веточка»).
Упражнение «Черепаха». И.п. - встать на колени, носки оттянуты, сесть на пятки. Руки поднять вверх, ладони сложены вместе. Медленно наклониться вниз, пока лоб и ребра ладоней не коснуться кровати. Вытянуться как можно дальше. Руки, прижатые к голове, держать прямо. Ягодицы плотно прижать к пяткам. Выполнить 5 раз. Темп умеренный.
Упражнение «Ходьба». И.п. - сесть на ягодицы, ноги вытянуть вперёд, руки поставить сзади в низком упоре, носки вытянуть. Делая вдох через нос, натянуть ступни ног на себя. Делая выдох через рот, вытянуть носки вперёд. Повторить 5 раз, темп умеренный.
Упражнение «Ящерица». И.п. - лечь на живот, руки, согнуть в локтях, прижать к туловищу. Ладони поставить на кровать между грудью и талией. Пальцы рук направлены назад. Делая вдох через нос, напрячь ягодицы. Делая выдох через рот, расслабить ягодицы. Выполнить 5 раз. Темп умеренный.
Упражнение «Змейка». И.п. - лечь на живот, руки, согнутые в локтях, поставить в упоре около груди. Локти прижать к туловищу, ноги вместе. Делая вдох, медленно поднять верхнюю часть туловища так, чтобы локти были мягкими, нижняя часть живота осталась на полу. Прогнуться, не запрокидывая голову назад. Плечи опустить вниз. Делая выдох, издавая звук ш-ш-ш, вернуться в И.п. Выполнить 4 раза. Темп умеренный.
Самомассаж ступни и пальцев ног.
Пальчики на ножках (вращать пальцами ног).
Как на ладошках.
Я их смело покручу и шагать научу.
Разведу вперёд-назад (один палец тянуть рукой на себя, другой от себя).
И сожму руками. (сжимание ладонями пальцев ног).
Здравствуйте, пальчики! (сжимание ладонями пальцев ног).
Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики!
Игрушки заводные!
Ходьба по коррекционным дорожкам. Закаливающие процедуры.
Библиографический список.
1. Н. С. Голицына Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении, М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
2. А. Г. Назарова Игровой стретчинг Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, СПб, Типография ОФТ, 2005.
3. Т. Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников», СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2010.
4. Л. М. Хамитова Развитие координации движений и крупной моторики на занятиях по физкультуре. Старшая группа, Волгоград.: ИТД «Корифее», 2010.
2020