НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Скибина А.В. Использование метода кейс-технологии на уроках географии при изучении темы «Россия в современной мировой экономике»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Наименее изученным долгое время оставался метод CASE STUDY, несмотря на то, что он очень популярен на западе и имеет более чем 20-летнию историю. Возможно, это связано с двумя основными причинами: экономика начала серьезно изучаться в России в программах средней и высшей школы сравнительно недавно; доступ к различным информационным источникам (статистические данные, Internet и др.) появился позже, чем на западе, а имеющаяся информация порой не в полной мере отражала реальности экономической жизни.
Идеи метода кейс-стади достаточно просты:
1. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учителя и ученика; отсюда принципиальное отличие метода кейс-стади от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда ученик по сути дела равноправен с другими учениками и учителем в процессе обсуждения проблемы.
2. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учеников, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения.
3. В методе кейс-стади преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции [1].
В статье предлагается вариант использования метода CASE STUDY на уроке географии в 9 классе для изучения темы «Россия в современной мировой экономике», приводится текст кейса, вопросы к нему и рекомендации по работе с кейсами.
В ходе урока ученикам предлагается разделиться на группы по 5 человек, раздаются кейсы и рекомендации к ним. Время работы с кейсами ограничивается до 15 минут. Ученики самостоятельно работают в группах (изучение кейсов и ответы на вопросы), после чего в течение 10 минут каждая группа озвучивает общий вывод - ключевую проблему данного кейса – пути решения проблемы природно - ресурсной экономики России. В качестве оценки рекомендуется самооценка учеников и комментирование оценок в группе. Организация обсуждения кейса предполагает формулирование перед обучающимися вопросов, включение их в дискуссию. Вопросы обычно подготавливают заранее и предлагают обучающимся вместе с текстом кейса. При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать активную или пассивную позицию, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии [3].

Рекомендации по работе с кейсом.

Прочитайте внимательно кейс, обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь. Письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса, оставляя место для возможного другого варианта ответа. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника в параграфах 10-12 [2], таблицы № 12-13, картосхемы на рисунках №19-23, атлас за 9 класс, карты настенные. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.

Кейс.

В 30-е годы в России был взят курс на индустриализацию экономики, т. е. на усиленное развитие промышленности. В результате возникли сотни предприятий тяжелой промышленности - металлургии, тяжелого машиностроения, химической промышленности, горнодобывающей, энергетики. Эти отрасли производили средства производства (группа А). В общем объеме промышленной продукции России они составили 75%. Экономика России перерабатывала все больше природных ресурсов для того, чтобы расширить производство ради нового производства. О человеке речи не шло: производство товаров народного потребления оставалось в стороне (на периферии). Товары потребления Россия должна была импортировать, а поскольку цены на импортные товары превышали наши внутренние цены, то импорт был крайне невыгоден для России [4].
Еще одна проблема экономики России состоит в том, что индустриализация экономики проводилась на активном использовании природных ресурсов страны и развивались природоэксплуатирующие отрасли: горнодобывающая, сельское хозяйство, лесоразработка, рыболовство. Добыча полезных ископаемых и их переработка и в настоящее время ведутся далеко не эффективно, и чем больше мы добываем ресурсов, тем больше имеет убытка.
Особенностью российской экономики является и диспропорция в уровне развития ее различных регионов. Наиболее развита европейская часть России: густая сеть транспортных путей, скопление крупных промышленных центров, высокая плотность населения (70% населения России проживает в европейской части России). Наименее развита огромная азиатская часть страны, развитие экономики которой требует огромных затрат.
Отличительной чертой промышленности России является ее монополизированность, т. е. когда продукция или ее виды производятся одним предприятием. Такое предприятие, не имея конкурентов, диктует цены на продукцию, его не интересует повышение качества продукции. Принцип один: «все равно возьмут - выбора нет».
Кроме того, продукция военно-промышленного комплекса - оружие, танки, автоматы, ракеты и пр. - не востребована даже заводами, и может лежать годами на военных складах. Для этого нужны огромные затраты.
Для России характерна неконкурентоспособность многих видов продукции предприятий, т.е. низкое качество продукции [5].

Вопросы к кейсу.

Сформулируйте проблему.
1. Какие крупные месторождения имеются в нашей стране?
2. В какой части страны сосредоточены промышленные центры и какие проблемы возникли в связи с этим?
3. В чем заключается проблема диспропорции экономики?
4. Что является причиной выпуска продукции низкого качества?
5. Зачем необходима конверсия?
6. Предложите пути решения природно-ресурсной экономики России.

Инструкция оценивания работы группы.

Каждая группа, ответив на все 6 вопросов кейса, получает максимум – 30 баллов (каждый ответ – 5 баллов).
Использование на уроке географии в 9 классах метода CASE STUDY на примере приведенного выше кейса показало результативность и экономичность по времени. Кроме того, заинтересованность учеников в изучении материала данным методом выявляет целесообразность использования метода CASE STUDY в дальнейшей работе.

Список использованной литературы.

1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения, www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
2. Дронов В.П.. География России. Население и хозяйство 9кл: учебник / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - М.: Дрофа, 2012.- 285 с.
3. Полухина А.К. Кейс как средство контроля в учебном процессе// Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя.
4. http://finuni.ru/mesto-rossii-v-mirovoy-yekonomike/
5. https://utmagazine.ru/posts/9075-mirovaya-ekonomika
2017