НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Петрова С.В. Нетрадиционные формы проведения уроков математики

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


И. М. Верзилин говорил «Урок — это солнце, вокруг которого, как планеты вращаются все другие формы учебных занятий» [1].
Уроку нужно придать нестандартные и оригинальные приемы, которые помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысят интерес, будут способствовать совершенствованию учебного процесса: учащиеся будут увлечены, и их работоспособность повышается, а значит возрастает результативность урока.
Нестандартные уроки – это важное средство обучения, потому что они помогают сформировать навыки учебной деятельности, и оказывают эмоциональное на детей воздействие, благодаря чему у них сформируются более глубокие и прочные знания. Такие формы применимы ко всем типам урока.
Рассмотрим несколько форм нестандартных уроков:
Ур­ок КВН (приложение 1)
 Эти формы урока “пришли” с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения - преимущественное повторение тем и разделов. Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный ре­ультат.
План проведения:
–                  Разминка. Самостоятельная пятиминутная работа по обязательным результатам обучения (можно использовать тестовые задания).
–                  Блицтурнир. Предлагаются задания типа «Чтобы это значило», «Найди ошибку».
–                  Конкурс «Домашнее задание».
–                  Конкурс капитанов. Капитан решает задания на доске, учащиеся команды – на своих местах, при необходимости команда может помочь капитану.
–                  Конкурс консультантов. Каждый консультант получает задание, решает его на доске и объясняет решение. Задача соперников – завалить консультантов, разыграв непонимание.
–                  Подведение итогов.
Урок – экскурсия (приложение 2)
 Это заочное путешествие (может очное). Для изучения математики полезны экскурсии, устанавливающие межпредметные связи с соответствующими учебными дисциплинами. Такие связи повышают мотивацию изучения математики и расширяют кругозор. Знакомство с математическими сторонами жизни взрослых людей, так­же способствует формированию мотивации, интереса изучению математики. Дети очень гордятся такими уроками, ощущают личную причастность к математике в своей жизни.
Математические экскурсии развивают наблюдательность, внимание, память; способствуют совершенствованию мышления, речи; приучают к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности; дают возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание, в том числе из программного материала; помогают лучше понять учебный материал, осмыслить, усвоить его, т.е. сделать своим, прочно запомнить.
Каждый раз, отправляясь на такие уроки, школьники радуются так, будто идут на экскурсию впервые. Ни одного отсутствующего взгляда, все работают, исследуют, сравнивают, у каждого цель - найти больше каких­-либо примеров, составить из природного материала более правильную геометрическую фигуру или лучше сделать запись какого-то числа, примера. Каждый для себя делает открытия.
Следует также заранее позаботиться об оборудовании урока-экскурсии, предупредить детей, что им могут потребоваться рулетки, модели прямого угла, блокноты, мелки для писания на асфальте и др. Умес­но провести такой урок, например по теме "Симметрия вокруг нас" ( учащиеся делают фото, на которых запечатлевают симметрию, обнаруженную ими в картинах осенней природы, на решетках ограждений, в архитектурных сооружениях города), теме "Масштаб" (учащиеся составляют план определенной территории), по теме "Статистические характеристики" (изучают цены на продукты и собирают числовые данные для дальнейшей работы) и т.д.
 Обучающимся можно предложить следующ­ие задания:
Урок-аукцион (приложение 3)
 «Аукцион» – слово латинского происхождения, означающее продажу с публичного торга, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмотра. Аукцион конструируется по образу и подобию настоящего, взрослого аукциона. Он способствует освоению детьми некоторых экономических связей, вводит участников в систему товарно-­денежных отношений, сохраняя все свои конструктивные элементы - признаки: спикер-ведущий, участники аукциона - «покупатели»: бизнесмены, предприниматели, любители «редкостей», представители различн­ых фирм; товар введен в лоты; денежные единицы определяют отношения между участниками аукциона. Обязательным атрибутом является гонг и молоток, ударом которого подтверждается, что «товар продан», а также номера таблицы, определяющие сумму, назначенную покупателем за товар и его порядковый номер. Цель: в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний. Урок вместе с учителем готовят члены кружка по предмету: организуют сбор объектов для "продажи", продумывают оформление.
Уроки-лекции
Урок-лекция предполагает совместное размышление, а также деятельность учителя и учащихся. Лекцию нужно подготовить и провести так, чтобы вся тема была рассмотрена крупным блоком, и при этом обеспечен высокий научный уровень изучаемого материала, доступнос­ть изложения, а также изящество формулировок и решения. И именно в ходе лекции пробуждается интерес к математике в наибольшей степени. На протяжении лекции учитель задает вопросы классу, приглашает к сотрудничеству и размышлениям. Важно чтобы учитель побуждал детей к тому, чтобы они открыто говорили, в чем и где испытывают трудности при усвоении учебного материала. Сложность уроков-­лекций определяется также тем, что в ходе занятий нужно решить целый комплекс взаимосвязанных задач: 1. Заинтересовать учеников материалом лекции. 2. Добиться в процессе объяснения понимания сути изучаемого вопроса. 3. Познакомить учащихся с методами математических исследований, испольуемых при разработке этой темы. 4. Заложить основы учащимся не только для решения задач, но также и для исследовательской деятельности. Данную форму урока можно использовать при изучении следующих тем по курсу «Геометрия» [2]:
- Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников;
- Четырехугольники. Виды четырехугольников. Свойства и признаки. Формулы площадей;
- Теорема косинусов и синусов;
- Правильные многоугольники;
- Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка и т.д.

Уроки решения ключевых задач (приложение 4)
Обучать математике значит, прежде всего, обучать решению задач. Но учитель не должен все же настаивать на решении из учебника как можно большего числа задач, так как в основном они однотипные. Использование систем ключевых задач позволит дифференцировать работу учеников, потому что овладение умениями решать ключевые задачи гарантирует им выполнение программных требований к знаниям и умениям. Такие задачи дают возможность ликвидировать в обучении не только перегрузку учащихся, так как решается меньше задач и меньше задается их на дом, но также и облегчает труд учителя по проверке знаний учащихся, планированию уроков.
Уроки-консультации
Цель проведения урока консультации - научить школьников задумываться над проблемой, уяснить какие возникли у них затруднения при знакомстве с изучаемой темой, а также сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получи­ть ответы. Сначала учащиеся не понимают сути урока-консультации, не умеют сразу задавать вопросы, и поэтому нужно помогать им на первых порах их формулировать. Итак, что же дают уроки-консультации учителю. 1. Можно восполнить пробел, если разобраны не все ключевые задачи; 2. Учитель должен просмотреть по данной теме большое количество задачников. 3. Вопросы учеников учитель использует для обобщения материала; 4. В ходе занятия можно проследить динамику развития мышления учеников; 5. Интересные вопросы, дают возможность учителю провести урок на высоком научном и эмоциональном уровне стимулируют его творчество. А что дают такие уроки ученикам: 1. Они позволяют увидеть пример работы над незнакомой задачей, и осознать, что они могут научиться также работать. 2. Подготовка учеников к уроку-консультации стимулирует их к работе с различн­ой научной и учебной литературой. 3. Они также сформирует у учащихся привычку задавать вопросы и на других уроках. И ведь любой урок только выиграет от интересных вопросов. Уроки - консультации эффективно исполь­овать при подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ например: «Решение задач по геометрии. Подготовка к ГИА»; «Решение уравнений» и т.д.
Урок - деловая игра (приложение 5)
Деловая игра представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Это – модель взаимодействия людей в процессе достижения экономических, производственных или политических целей. Деловая игра позволяет создавать такие ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы.
В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей. Таким образом, дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала, ребята подходят к проблеме творчески. В отличие от соревнований деловые игры, в большинстве случаев, занимают весь урок. Этапы этого урока:
-  знакомство с профессией;
- постановка главной задачи бригадам, выяснение их роли в производстве;
- создание игровой проблемной ситуации;
- овладение необходимым теоретическим материалом;
-решение производственной задачи;
- проверка результатов;
- анализ итогов работы, оценка результатов.
Основная идея деловых игр состоит в том, чтобы создать производ­ственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математики в производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим матери­лом, применить полученные знания на практике.
Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческ­им коллективом. Но слишком частое обращение к нетрадиционным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого интереса к предмету. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, разработка системы конкретных целей обучения.


Библиографический список

1.Фундаментальное ядро содержания общего образования [Тек­ст] Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника [Текст] / О. А. Яшнова. − М.: Академический Проект, 2013. − 144 с.
2.Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника [Тек­ст] / О. А.Яшнова. − М.: Академический Прое­кт, 2013. − 144 с..




2022