Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Теплякова М.Ю. Образовательный комплекс «Детский сад — Школа» как компонент системы непрерывного образования личности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Идея непрерывного образования пришла на смену понимания образования как «образования на всю жизнь» и является одной из ведущих современных идей развития образования. Возрастающая скорость изменений в социальной, политической, экономической сферах, постоянное увеличение объема информации создаёт необходимость постоянного обновления своих компетенций, а, следовательно, перед человеком встает необходимость учиться и совершенствоваться в течение всей своей жизни. Чтобы образование стало для человека основным непрерывным видом деятельности, важно уже в раннем возрасте формировать установки на необходимость совмещать труд, свободное время с обязательным образованием. Принцип непрерывности в образовании предполагает плавный переход от низших ступеней к высшим, обеспечивающий непрерывный качественный подъем образовательной деятельности в целом – от дошкольной ступени до вузовской. Реализация этого принципа органически связана с принципами преемственности. Создание системы непрерывного образования требует реализации принципа преемственности её звеньев. Преемственность дошкольного и начального образования означает установление взаимосвязи между ними для последовательного решения задач обучения, воспитания и развития личности ребёнка.
От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать - зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский
Так исторически сложилось, что в сентябре 2013 года при Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 11» были открыты 10 групп дошкольного образования. У школы появилась уникальная возможность обеспечивать плановый переход воспитанников групп дошкольного образования к школьному обучению.
Основная идея развития образовательного учреждения – это создание образовательной среды участниками микросоциума (педагогами, воспитанниками и учащимися, родителями, социальными партнёрами), направленной на формирование конкурентоспособной личности ученика с целью его успешной социализации на каждом возрастном этапе развития:1) детский сад – начальная школа; 2) начальная школа – основная школа; 3) основная школа – средняя школа. Для реализации этой идеи в школе разработана Программа развития на 2016 – 2020 годы «Школа успешного поколения».
Цель программы развития школы – создание единого образовательного пространства, обеспечение модернизации, открытости, доступности, непрерывности и преемственности образовательных маршрутов с детского сада до окончания школы для формирования конкурентоспособной личности ученика и его успешной социализации. В рамках реализации программы обеспечена реализация подпрограммы «Школа преемственности».
Цель подпрограммы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным, начальным и основным, основным и средним уровнями образования в условиях функционирования МБОУ СОШ № 11 г.Уссурийска
Задачи подпрограммы:
1. Создать на территории школы единое образовательно - воспитательное пространство, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новым федеральными стандартом.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного образования в условиях образовательного процесса МБОУ СОШ № 11 г.Уссурийска.
3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника, младшего школьника и обучающегося основной и средней школы.
4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5.Способствовать преемственности учебных планов и программ дошкольного, школьного начального и основного уровней образования в рамках нового федерального стандарта.
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
7. Обеспечить профессиональный рост педагогов.

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Выпускники групп дошкольного образования переходят в начальные классы школы. Первый выпуск групп дошкольного образования состоялся в мае 2014 года – 10 выпускников, из них 4 человека пошли в 1-е классы школы. В 2015 году принято решение зачислять выпускников групп дошкольного образования в один, а не в разные классы, 2015 год – 23 выпускника, из них 11 учащихся 1 «А» класса, 2016 год – 30 выпускников, из них 15 учащихся 1 «Б» класса, 2017 год – 50 выпускников, из них 21 учащийся 1 «Б» класса, некоторые выпускники не смогли попасть в нашу школу, из-за территориальной принадлежности к другим образовательным организациям.
По определению Даниила Борисовича Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее профессиональное призвание – педагог.. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно", не травмируя психику ребенка, необходимо тесное сотрудничество воспитателей, учителей и семьи. Данное сотрудничество позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Сотрудничество воспитателя и учителя заключается в изучении и анализе программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе, в составлении списков будущих первоклассников, в обмене опытом, в рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе. Заместители директора и учителя начальной школы ежегодно выступают на родительских собраниях в группах дошкольного образования по вопросам приёма детей в школу, их подготовки к обучению и другим, интересующим родителей вопросам. В результате такой совместной деятельности педагогов школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники групп дошкольного образования хорошо осваивают программу; уровень их знаний и развитие навыков соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как высокий и средний уровень.
Реализация преемственности требует установления взаимосвязи не только в целях дошкольного и начального образования, но и в содержании, методах и формах организации работы с детьми. Так, в концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) подчеркивается, что непрерывность этих ступеней предполагает достижение следующих приоритетных целей:
- на дошкольной ступени – охрана, укрепление и физическое развитие ребёнка, его общих способностей, произвольности познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе;
- на ступени начальной школы – физическая культура ребёнка, его познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям, освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром; сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.
Реализация этих целей отражается в содержании дошкольного и начального образования. В дошкольном звене оно строится в соответствии с важнейшими направлениями развития личности: физическое, познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие. В начальном образовании содержание образования представлено предметными областями знаний: русский язык и литературное чтение; иностранный язык; обществознание и естествознание; математика и информатика; основы религиозных культур и светской этики; искусство; технология; физическая культура.
Ежегодно в школе проводится педагогический мониторинг: отслеживаются результаты адаптации выпускников групп дошкольного образования к школьной жизни, к взаимодействию с учителем, со сверстниками и пр.; отслеживаются результаты учебной деятельности: наблюдение в 1 классе и 1 полугодии 2 класса и оценка результатов со 2 полугодия 2 класса.
Тесное сотрудничество учителей начальной школы и воспитателей групп дошкольного образования позволяет проводить работу по диагностированию таких психологических качеств у детей, как: познавательные способности, мотивы учения, адаптация к школьной жизни, отследить положительные или отрицательные изменения этих параметров в процессе взросления ребенка. Ребёнок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Для этого в школе ежегодно организуется подготовка к поступлению в первый класс, где воспитанники подготовительной группы знакомятся со школой, учителем и обязанностями учеников.

Школа будущего первоклассника
Формирование готовности к школе является итогом всей воспитательно -образовательной деятельности дошкольной ступени. Однако в подготовительной группе решение этой задачи становится приоритетным. В режиме дня закономерно увеличивается количество времени на проведение занятий с детьми, которые позволяют сформировать элементарные предпосылки учебной деятельности (умение слушать и слышать взрослого, выделять учебную задачу, осуществлять элементарный контроль за своей деятельностью). Значительное внимание уделяется дальнейшему развитию самостоятельности у детей в привычных и хорошо освоенных ими видах деятельности (игре, бытовой деятельности, и пр.). Большая работа проводится по формированию интереса к школе и предстоящему обучению. Эти задачи решаются на основе игры – ведущей деятельности дошкольного детства. Ежегодно 1 сентября для воспитанников подготовительной группы проводится экскурсия по школе, дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками, для них проводится урок знаний. Воспитатель акцентирует внимание ребят на том, что они начинают подготовку к школе, они будущие первоклассники. Для воспитанников подготовительной группы 1 раз в неделю занятия физической культурой проводятся в спортивном зале школы, учителем физкультуры. В компьютерном классе проводятся занятия по компьютерной грамотности учителем информатики. В школьной библиотеке проводятся тематические библиотечные уроки для воспитанников групп дошкольного образования.

Библиотечные уроки
Успешная реализация преемственности дошкольного и начального образования возможна, если организованы не только содержательные, но и пространственные связи между этими образовательными ступенями. Такие как, тесный контакт педагогов (совместные педсоветы, взаимопосещения уроков и занятий, наблюдения за воспитанниками и пр.) Необходимое условие успешного взаимодействия – это плановость и системность в работе.
Традиционно в школе проводятся совместные ежегодные мероприятия: «Дни здоровья» в сентябре и апреле, занятия в автоматизированном городке совместно с инспекторами Государственной инспекции безопасности дорожного движения, шахматные турниры среди дошкольников и младших школьников, Праздник Последнего звонка не обходится без участия воспитанников групп дошкольного образования, совместные спортивные и патриотические мероприятия.
 
Занятия в Автоматизарованном городке
Стало традиционным проведение общешкольных родительских собраний по безопасности дошкольников и школьников с приглашением специалистов соответствующих органов.
В качестве оснований преемственности мы рассматриваем те из них, которые необходимы для обучения как дошкольника, так и младшего школьника. Прежде всего, это – развитие любознательности как основы познавательной активности, являющейся не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивающей интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка. Важно, чтобы все дела, которыми занят ребенок, были осмысленными, интересными не только за счет привлекательности работы с материалами (красками, клеем и др.), но и способствовали бы развитию целеполагания. Конечно, интерес к предметам и способам действия на определенной стадии развития ребенка занимает главное место. Но важно, чтобы эта стадия со временем уступила место следующей, когда ребенку делать что-либо интересно потому, что необходимо для реализации его замысла. Не менее важным является прослеживаемое в этих возрастных периодах развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формированию способностей помогает обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей. Далее – это формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования. И наконец, развитие коммуникативности как важнейшего направления социально-личностного развития. Умение общаться с взрослыми и сверстниками является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых: партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Таким образом, удачным вариантом обеспечения пространственных взаимосвязей между садом и школой является открытие образовательных комплексов «Школа – детский сад». Сотрудничество в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри групп дошкольного образования и начальной школы, устанавливать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"
В.А. Сухомлинский
Список использованных источников и литературы
1. Ананьев Б.Г. Преемственность в обучении. – М.: АРКТИ, 2007. – 259 с.
2.       Апурина О.Д. Педагогические условия организации работы многопрофильного учебного комплекса "детский сад - школа - вуз": дис... к. п.н. / Апурина О.Д.- Старополь, 1997.
3.       Виноградова Н.Ф. Организационно-педагогические основы проектирования предметной образовательной среды учебного комплекса "детский сад - школа": Автореф. на соискание уч. ст. к. п. наук. – М., 1999.
4.       Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. – № 1. –С. 7-12.
5.       Глебова Г. Ф. Преемственность дошкольного, начального и среднего (полного) образования: проблемы и опыт проектирования // Непрерывное образование: XXI век. (Научный электронный журнал). Выпуск 3 (15), 2016.
2018