Федорова И.И. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
Библиографическое описание: Федорова И.И. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.
Устное народное творчество играет значительную роль в развитии речи детей 3-4 лет. В этом возрасте дети активно учатся говорить, обогащать свой словарный запас, формировать навыки коммуникации. Устное народное творчество, такое как сказки, песни, стихи, загадки, игры с языковыми элементами, имеет огромное значение для развития речевых способностей детей.
Сказки и рассказы, передаваемые из поколения в поколение, являются не только источником мудрых уроков и нравственных ценностей, но и мощным стимулом для развития речи. При знакомстве с сказками дети учатся строить свои высказывания, использовать разнообразные слова, развивать свою фантазию и воображение. Они также учатся понимать смысловую нагрузку слов и выражений.
Песни и стихи также играют важную роль в развитии речи детей. Музыкальные произведения помогают детям запоминать слова и фразы, обогащать свой словарный запас, а также развивать ритмическую структуру речи. Пение песен и заучивание стихов способствует развитию артикуляционных навыков и улучшению произношения звуков.
Загадки и языковые игры также имеют большое значение для развития речи у детей 3-4 лет. Они помогают развивать логическое мышление, внимание, память, а также способствуют формированию навыков использования различных языковых конструкций.
Вот пример занятия с устным народным творчеством для детей 3-4 лет:
Тема: "Веселые стихи и песни"
Цель занятия: Развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие артикуляционных навыков через знакомство с устным народным творчеством.
1. Вводная часть (5 минут):
- Приветствие детей и разминка: игра "Животные" (дети изображают различных животных и произносят звуки, которые они издают).
- Обсуждение темы занятия: "Сегодня мы будем заниматься устным народным творчеством. Мы узнаем новые стихи, песни и сможем весело провести время вместе!"
2. Знакомство с новыми стихами и песнями (10 минут):
- Ведущий рассказывает детям короткие и веселые стихи, например, про животных, погоду или игры. После каждого стиха дети повторяют его за ведущим.
- Затем ведущий предлагает детям заучить простую песенку, например, "Маша раскрась" или "Под лужком".
3. Игра "Загадки" (10 минут):
- Ведущий предлагает детям загадки с простыми ответами, например: "Что может быть желтого цвета и растет на деревьях?" (ответ: яблоко).
- Дети отгадывают загадки, активизируя свою речь и логическое мышление.
4. Творческая активность (15 минут):
- Дети могут подготовить небольшой спектакль по одной из изученных песен или стихов. Они могут использовать костюмы, маски и другие элементы для создания образов.
- Дети также могут нарисовать картинки по мотивам песен и стихов, что способствует развитию художественных навыков.
5. Заключительная часть (5 минут):
- Обсуждение занятия: дети рассказывают, что им понравилось больше всего, какие стихи и песни им запомнились.
- Подведение итогов занятия и прощание.
Этот пример занятия с устным народным творчеством поможет детям не только разнообразить свои занятия, но и развить речь, воображение и творческие способности.
При проведении занятий с устным народным творчеством для детей 3-4 лет могут возникнуть следующие сложности:
1. Дети этого возраста могут иметь ограниченную способность сосредотачиваться на одной задаче в течение длительного времени. Поэтому важно проводить разнообразные активности, чтобы поддерживать их интерес.
2. Некоторые стихи или песни могут быть сложными для понимания детьми этого возраста из-за использования непонятных слов или образов. Важно выбирать материал, который будет понятен и близок детям.
3. У детей 3-4 лет еще не полностью сформирована артикуляция, поэтому могут возникать трудности с правильным произношением некоторых звуков. Важно проводить упражнения по артикуляции и произношению звуков.
4. Дети этого возраста могут иметь ограниченный словарный запас, что может затруднять понимание и запоминание новых стихов и песен. Важно использовать простой и доступный язык.
5. У детей этого возраста может быть сложно сосредотачиваться на выполнении заданий без посторонних отвлекающих факторов.
Для преодоления этих сложностей важно создавать интересные и разнообразные занятия, использовать игровые методики, поддерживать положительную атмосферу и поощрять усилия детей.
Итак, устное народное творчество играет важную роль в формировании и развитии речи у детей 3-4 лет. Педагоги и родители должны использовать разнообразные методы устного народного творчества для стимулирования речевого развития детей. Введение в образовательный процесс сказок, песен, стихов, загадок и языковых игр способствует не только развитию речевых навыков, но и формированию культурного наследия и духовного мира ребенка.
Список литературы:
1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», «Просвещение», 2006. 115 с.
2 Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Детство-Пресс, 1999. 99 с.