Актуальные вопросы дошкольного образования

Алексейчук А.В. Использование технологии «социальный опрос» как способа развития инициативы дошкольника

Библиографическое описание:
Алексейчук А.В. Использование технологии «социальный опрос» как способа развития инициативы дошкольника // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.

Современная система образования дошкольников ориентирует нас, специалистов в этой области, на новый, гуманистический взгляд на современного ребенка, как на личность, нуждающуюся в понимании и уважении ее интересов и прав. Для полноценного развития детям нужны содержательные, конструктивные контакты со сверстниками. Поэтому деятельность в ДОУ следует организовывать как систему, включающую в себя взаимодействие на занятиях, общение со сверстниками и воспитателем на позициях сотрудничества.

Согласно ФГОС ДО п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Реализация вышеперечисленных принципов ФГОС ДО осуществляется через применение технологии «Социальный опрос».

Что такое «опросники»?

Чисто технически – это листы бумаги с таблицей, в которой есть написанные и/или нарисованные вопросы, а также места для детских индивидуальных ответов. Ребятам предлагается отметить свой ответ при помощи букв, знаков (например +-), в более сложных вариантах – вписать свое имя и ответ буквами.

Мы будем выделять опросники нескольких уровней сложности. Это не значит, что детям подготовительных групп нельзя предлагать опросы первого, самого просто, уровня сложности. Можно и даже нужно совмещать в группе одновременно несколько опросников разного уровня сложности - это создаст интересное, разноплановое «говорящее» пространство.

Уровни сложности социальных опросов для дошкольников

Первый уровень сложности

Подходит для самых маленьких детей, начиная с младших групп. Пусть в нем примут участие только дети, которые уже умеют отвечать на вопросы, совсем не обязательно участие всех детей. Воспитатель может записывать сам ответы детей (либо, можно попросить сделать опросник детей старшего дошкольного возраста). При этом, педагог должен обязательно комментировать свои действия: «Смотри, Кира, я записываю то, что ты мне сказала, напротив твоего имени (твоего фото, метки) – так я не забуду, что ты сказала, и все ребята запомнят.

Второй уровень сложности

Второй уровень сложности предполагает, что дети уже частично могут вписывать свои имена, но это не принципиально. Смогут - прекрасно, не смогут - пиши сам. Кроме этого, здесь мы уже будем подсчитывать результаты опроса и обсуждать их с детьми: «Ребята, представляете, у нас в группе больше половины детей больше любят кошек, чем собак!» Либо «Ребята, интересно, кого в нашей группе любят больше: кошек или собак?».

Усложняется и форма таблицы, теперь детям нужно выбрать нужный столбик и соотнести его с таблицей самостоятельно. Такая практика способствует развитию ориентировки в пространстве и зрительной координации.

Третий уровень сложности

В третьем варианте может появиться более двух вариантов ответа, может появиться даже «свой вариант», если не подходит для ответа ничего из готовых. Так как это уже довольно сложно – ориентироваться в такой большой таблице – мы предлагаем данный уровень сложности для детей старшего дошкольного возраста, которые могут вписывать свои имена самостоятельно и не нуждаются в подсказках в виде их фото или метки.

Четвертый уровень сложности

В четвертом уровне сложности нет ничего готового – дети сами все заполняют. Соответственно, мы не подводим никаких количественных итогов, однако общее обсуждение сохраняем.

Опросник четвертого уровня сложности рекомендуется использовать в тех случаях, когда дети готовы полностью самостоятельно заполнить форму. Для того, чтобы процесс заполнения был более простым, интересным и быстрым, мы рекомендуем использовать печатные буквы, которые ребенок под руководством взрослого перед написанием может выложить в нужное слово.

Правила работы с опросниками

· Вопросы должны быть не про знания, а про опыт и вкусы. О чем опрашивать детей? Обо всем. Что они любят, чего не любят, о чем мечтают, где были, что видели, с кем живут, где живут, какие песни нравятся, какие мультики смотрят, нравится ли им их имя, будут ли они ходить в бассейн, примут ли участие в соревнованиях, какое название спектаклю выберут и пр.

· Нет «неправильных» ответов. Каждый из ответов – это точка зрения: все ответы, которые дает ребенок, правильные;

· Начинать вводить опросники нужно с первого уровня сложности (особенно, в младших и средних группах);

· Можно использовать все уровни сложности, если дети «тянут»;

· При ответах в опросниках можно менять мнение (зачеркивать и писать заново);

· Решать, где будет висеть опросник, лучше вместе с детьми. Возможно, он появится в центре грамоты и речи, возможно – в месте группового сбора, на интерактивном стенде;

· Опросник весит вертикально и заполняется так же;

· Рядом с ним размещается предмет-партнер (фломастер, карандаш, маркер);

· В заполнении опросника можно не участвовать;

· Опросники могут быть как запланированными, так и спонтанными, рождающимися здесь и сейчас, поэтому стоит заготовить несколько пустых бланков, чтобы быстро вписать интересующий вас вопрос и запустить в работу.

Библиографический список

1. Илюхина Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада?». Краснодар: Экоинвест, 2022. 251 с.

2. Шиян О.А. Современный детский сад. Каким он должен быть. М: Мозаика-Синтез, 2019, 301 с.

3. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. — М. Издательство «Национальное образование», 2019, 334 с.
2024-03-05 10:42 2023