Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf
Под креативностью в психолого-педагогических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.
В своем исследовании я рассматривала креативность - как совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности, которая представляется как универсальная творческая способность к продуктивной деятельности и составляет «частный» случай творчества в широком смысле, как деятельности по созданию нового, оригинального, ранее неизвестного.
Младший школьный возраст - очень важный период для формирования и развития креативности. Существуют факторы внешней среды, которые могут оказать позитивное или негативное влияние на развитие креативных способностей. До сих пор исследователи отводили решающую роль специальной микросреде, в которой формируется ребёнок. Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребёнка творческой личности.
В.Н. Дружининым и Е.Е. Туник были сформулированы основные социально-педагогические условия развития креативности:
1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников: гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации; общности интеллектуальных интересов членов семьи; ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости;
2. Социально-педагогические условия развития креативности в школе: применяемые программы, приемы и методы, направленные на развитие креативности; доверительные отношения в классе; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях; социальное подкрепление творческого поведения [7:79].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что для развития креативности в младшем школьном возрасте необходимо создать условия для творчества, мотивировать детей к нестандартным решениям, поддерживать детей в их начинаниях, учитывая возрастные особенности младшего школьника. Особенности младшего школьного возраста, такие как подражательность, впечатлительность, оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.
В процессе исследования использована Батарея тестов диагностики вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник). Результаты первичной диагностики испытуемых позволили сформировать две группы, с одной из них – контрольной (15 учащихся, 33,3% выборки), не проводилось никакой работы, а со второй – экспериментальной (15 учащихся, 33,3% выборки), в дальнейшем был проведен формирующий эксперимент.
Целью проведения формирующего эксперимента было создание условий для развития вербальной и невербальной креативности в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели была разработана треннинговая программа.
Работа с детьми проводилась в виде тренинговых занятий во внеурочное время, 3 раза в неделю в течение двух месяцев (сентябрь-октябрь), всего 24 занятия. Каждое упражнение повторялось в течение всего курса развивающих занятий по 3 раза, чередуясь между собой. По завершению занятий была проведена повторная диагностика, результаты которой показали следующее.
У испытуемых экспериментальной группы, имевших по результатам первичного обследования низкий уровень развития вербальной и невербальной креативности, улучшились показатели креативности.
В контрольной группе произошли незначительные изменения показателей. Так как эти испытуемые не принимали участие в тренинге, можно сделать вывод, что данные изменения являются следствием внешних факторов.
Подводя итог, можно сказать, проведенное мною исследование по развитию вербальной и невербальной креативности младших школьников оказалось эффективным. Испытуемые, имевшие по результатам первичного обследования низкий уровень развития вербальной и невербальной креативности, теперь обладают средним уровнем. Я считаю, что данный результат является следствием разработки и проведения эффективной тренинговой работы по развитию креативности младших школьников.
Библиографический список:
1. Библер, В.С. Мышление, как творчество. - М.: Просвещение, 2013. - 361 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2012. - 320 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Проблемы диагностики креативности / Д.Б.Богоявленская // Журнал практического психолога. - 2011. - № 3. - С. 133-148.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1988. - 428 с.
5. Ваулина, Т.А. Проблема развития креативности в мировом образовательном пространстве. - М.: Либриком, 2011. - 293 с.
6. Венгер, Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 117 с.
7. Выготский, Л.С. Общая психология. - М.: Просвещение, 1991. - 471 с.
8. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Альма-Мастер, 2011. - 382 с.
9. Дзанагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников / Р.М. Дзанагова // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С.17-19.
10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / Предисл. В.И. Моросановой. Изд. 3-е, испр. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
11. Житникова, Л.А. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 2011. - 278 с.
12. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - М.: Питер, 2012. - 269 с.