Актуальные вопросы начального общего образования

Казакевич Ю.В. Самостоятельная работа на уроке как основа реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Стратегической задачей модернизации российской школы является формирование активных, самостоятельных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях найти своё место в обществе. Самостоятельность как ответственное, инициативное действие, совершаемое собственными силами без посторонней помощи, является одним из основных векторов взросления. В этой связи проблема самостоятельной учебной деятельности учащихся приобретает особую актуальность.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Деятельность - это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Главным критерием реализации системно-деятельностного подхода является самостоятельная работа на уроке.

Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.

Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности рассматривается как главная цель образовательного процесса в школе.

Основная особенность системно-деятельностного метода заключается в том, что, к примеру, новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действий и знакомя с общепринятой системой обозначений. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Другой особенностью деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.

Специальная работа в этом направлении ведется на протяжении всей учебы в начальной школе.

Для реализации задачи формирования активных, самостоятельных и ответственных молодых людей необходимо системное реформирование образовательной среды.

Эффективность организации учебно-познавательной работы в школе во многом определяется системой взаимодействия педагогов и учащихся, системой воздействия на обучаемых. Безусловно, важное место занимает в этом процессе умение ученика самостоятельно работать, планировать, исполнять, корректировать свою деятельность.

ЛИТЕРАТУРА1 Адрианова А.Е. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками / А.Е. Адрианова // Начальная школа. 1986. – №2. – С. 16–20.

2 Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2010. – 98 с.

3 Артюгина Т.Ю. К вопросу о реализации концептуальных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и ФГОС нового поколения /Т. Ю. Артюгина // Сев. Двина. - 2011. - № 2. - С. 2-5.

4 Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А. Г. Асмолов // Практика образования. - 2008. - № 2. - С. 17-18.

5 Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся. // Начальная школа. - 1992. – №1. – С. 2–3.

6 Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - М.: Просвещение, 1984.-С.56.

7 Гаврилычева Г. Воспитание самостоятельности / Г.Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2008 –. №5. – С.24 – 27.
2022