Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Чугарова Л.Т. Путешествие в страну дорожных знаков

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Задачи
Образовательные: продолжать формировать представления детей о дорожной среде: по улицам ездят различные машины, транспортом управляют водители: они строго подчиняются правилам дорожного движения; соблюдать правила на дорогах помогают дорожные знаки. Познакомить детей с дорожными знаками: указательными, предупреждающими, запрещающими. Закрепить знания о правилах дорожного движения. Упражнять в классификации видов транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, водный, воздушный транспорт.
Учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа от единственного числа, используя слово «много», согласовывать прилагательные с существительными. Расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт». Продолжать учить отвечать на вопросы логопеда полными распространенными предложениями.
Коррекционные: продолжать развивать у детей чувство контроля над собственной речью. Развивать глазомер, внимание. Упражнять в выделении лишнего предмета, развивать мышление. Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением.
Развивающие: развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться в окружающей дорожной обстановке.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду водителя, довести до детей значимость работы водителя в дорожной обстановке.
Словарная работа: дорожные знаки: указательные, предупреждающие, запрещающие, регулировщик.
Предварительная работа: экскурсия на проезжую часть дороги: наблюдение за транспортом, за работой светофора, за пешеходным переходом; беседа о том, как вести себя в транспорте; дидактическая игра «Что правильно, а что нет».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Оборудование: конверт с картинками, на которых изображены машина и автобус; большой экран с ноутбуком; презентация «Дорожные знаки»; дорожные знаки; предметные картинки с изображением транспорта; мяч; конверты с заданиями для детей; полоски-указатели красного, желтого, зеленого цветов; флажки; разрезанные на части дорожные знаки по количеству детей в конверте; карточки для игры «Четвертый лишний»; дипломы для награждения по количеству детей; конверт с предметными картинками (машина, дорога, улица, водитель, дорожный знак)
Ожидаемые результаты: дети классифицируют виды транспорта, различают и называют на картинках указательные, предупреждающие, запрещающие знаки, контролируют собственную речь при выполнении заданий логопеда.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Оргмомент
Логопед: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, но его можно открыть только тогда, если мы отгадаем загадки. Согласны?
-Пьет бензин, как молоко,
может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней (Машина)
Маленькие домики по улицам бегут
Мальчиков и девочек
Домики везут (Автобус).
Логопед: Молодцы!
(открывает письмо, достает картинки с изображением машины, автобуса).
Логопед: Правильно вы угадали. А как назвать машину, автобус одним словом?
Дети: Транспорт.
Логопед: Да верно, транспорт. Как вы думаете, кто управляет транспортом?
Логопед: Правильно, шофер, водитель. А вы хотели бы стать водителем? Что должен знать и уметь водитель, чтобы управлять транспортом?
Дети: Знать правила дорожного движения и не нарушать их.
2.Сообщение цели занятия
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну дорожных знаков. Скажу вам по секрету, в стране дорожных знаков открывается Школа будущих водителей, и я предлагаю вам поступить в эту школу. Согласны?
(ответы детей).
Игра «На чем мы едем, поплывем, полетим?»
Цель: Дифференциация и классификация видов транспорта
(Логопед бросает мяч ребенку)
Логопед: На чем мы поплывем и какой это транспорт? На чем поедем? Назовите, какой это транспорт? На чем полетим?
(Дети перечисляют названия транспорта, дифференцируя по месту передвижения).
Дети: Сначала полетим на самолете, это воздушный транспорт.
-Следующий транспорт- автобус, это наземный транспорт.
-Затем поплывем на теплоходе- это водный транспорт.
Логопед: Итак, мы оказались в стране дорожных знаков. Школа будущих водителей открывается.
Логопед: Как вы думаете, ребята, что мы будем изучать в нашей школе? (ответы детей). Да, верно, мы будем изучать дорожные знаки и правила дорожного движения для водителей.
Логопед: А для чего нужны дорожные знаки?
Дети: Дорожные знаки нужны для того, чтобы машины и пешеходы безопасно двигались по дороге.
Логопед: Правильно, дорожные знаки нужны для того, чтобы все машины могли безопасно ездить по дорогам, а пешеходы правильно переходили через дорогу, смотрели на сигнал светофора и не нарушали правила.
(Дети садятся на стулья перед экраном)
3. Основная часть
Логопед: Ребята, приготовьте ваши руки, сейчас поиграем в пальчиковую игру
«Мы по городу шагаем»
Мы по городу шагаем
Много видим, называем
(на первые две строчки дети указательными и средними пальцами «шагают» по коленям).
Светофоры, и машины,
Пешеходы, магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья и кусты (по очереди загибают пальцы на руках).
Показ детям презентации «Дорожные знаки»
Логопед: Ребята, мы сейчас на экране видим указательные знаки. Это знаки синего цвета квадратной или прямоугольной формы Их так назвали потому, что они указывают участникам движения о местах пешеходных переходов, об остановке транспорта, о местах стоянки транспорта, как можно быстро поесть в дороге, где находится пункт первой медицинской помощи.
(Кликом мыши демонстрирует указательные знаки: пешеходный переход, место стоянки, пункт питания, автобусная остановка, пункт медицинской помощи).
Во время просмотра слайдов идет индивидуальная и дифференцированная работа по закреплению дорожных знаков.
Логопед: А теперь посмотрим предупреждающие знаки. Это треугольники с красной каемкой. Они предупреждают, что на дороге опасность. Вот посмотрите, знак «Дети». Значит водителю необходимо быть внимательным на дороге: недалеко школа, дети могут оказаться на дороге. Вот знаки «Опасный поворот», «Скользкая дорога». Они тоже предупреждают водителю об опасности.
- Среди всех дорожных знаков самые строгие- запрещающие.( Кликом мыши демонстрирует знаки «Остановка запрещена», «Обгон запрещен»).
-Что же произойдет, если водители не будут соблюдать правила дорожного движения на дороге? (ответы детей)
- Да, верно, может произойти непредвиденная ситуация, авария на дороге.
4.Закрепление знаний
Логопед: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру
Игра «Угадай знак»
Цель: Учить отвечать на вопросы логопеда полным предложением. Закрепить умение узнавать, различать и называть дорожные знаки. Развивать зрительное восприятие.
(Логопед показывает по одному дорожные знаки)
Логопед: Что это за дорожный знак и что он означает?
Дети:
-Это указательный знак. Он указывает, что недалеко находится пункт скорой помощи.
-Этот знак запрещающий. Он запрещает обгон автомобиля.
- Это предупреждающий знак. Он предупреждает, что недалеко находится школа, нужно быть внимательным, дети могут оказаться на проезжей части дороги.
(Под музыку в зал вбегает «Авария», кружится, танцует).
-Я - «Авария», мое любимое занятие устраивать аварии на дорогах. Узнала я, что здесь ребятишки собрались, учатся в «Школе будущих водителей». Не бывать этому, я заберу у вас дорожные знаки и не отдам, пока не выполните мои задания. Чтобы выполнить задания вам необходимо вначале пойти по красной дороге, потом по желтой, а потом по красной дороге. (Уходит).
Логопед: Что же нам делать, ребята? Если не выполним задания «Аварии», мы не сможем закончить нашу школу. Воспользуемся подсказкой «Аварии»
(идут с детьми по дорожкам, выполняя задания).
Задание1.
Упражнение «Один-много»
(На столе конверт с предметными картинками).
Цель: учить образовывать множественное число существительных родительного падежа от единственного числа, используя слово «много».
Например: Машина -машины, много машин.
Дорога-….
Водитель-…
Улица-….
Автобус-…
Дорожный знак-…
Задание2. «Скажи правильно»
(В конверте – задание для детей).
Цель: упражнение в согласовании прилагательных с существительными.
Широкий улица -.., автобусный остановка-.., парковка запрещен-…, скользкий дорога-…
Задание3. «Закончи предложение»
(В конверте тексты с незаконченными предложениями)
Цель: Закончить начатое предложение, закрепить правила дорожного движения.
«Переходя улицу сначала нужно посмотреть …(налево), затем…(направо)»;
«Улицу можно переходить только на…(зеленый сигнал светофора)»;
«Тротуар-это дорога для…(пешехода)»;
«Проезжая часть-это дорога для…(транспорта)».
Задание 4. «Собери дорожные знаки»
(В конверте разрезанные на части дорожные знаки по количеству детей)
Цель: Развивать глазомер, внимание, закреплять умение узнавать дорожные знаки.
Дети собирают разрезанные дорожные знаки в целое изображение.
Задание5. «Игра «Четвертый лишний?»
(в конверте карточки с изображением дорожной среды и одна картинка, которая не соответствует дорожной среде. Нужно найти лишний предмет и объяснить почему).
Цель: Упражнять в выделении лишнего предмета. Развивать мышление, наблюдательность.
-тротуар, переулок, тропинка, проспект;
-зебра, подземный переход, светофор, жираф;
-светофор, пешеходный переход, регулировщик, самолет.
Логопед: Молодцы, ребята, мы все задания «Аварии» выполнили. Пора нам отдохнуть. Мы все знаем, что раньше на перекрестках дорог работали регулировщики, они указывали какой машине можно проехать, а какой подождать. Мы выберем регулировщика. Остальные дети будут машинами. Когда регулировщик покажет зеленый флажок, вы будете маршировать, желтый- замедляете шаг, на красный флажок- остановитесь. (Дети считалкой выбирают регулировщика»)
Игра «Регулировщик на дороге»
5. Итог занятия
(Входит «Авария»)
Авария: Да, ребята, молодцы, все задания мои выполнили отлично! Вижу, вы достойны стать будущими водителями. Я хочу поздравить вас с окончанием Школы будущих водителей и наградить дипломами. («Авария» награждает дипломами детей).
Логопед: Ребята, я тоже поздравляю вас с окончанием Школы будущих водителей. Что вам понравилось в нашей Школе будущих водителей? Что для вас было сложным? В какой школе вы хотели бы еще поучиться? (ответы детей).
Логопед: Я надеюсь, те знания, которые получили сегодня, пригодятся вам будущем. А теперь пора нам вернуться обратно в детский сад. До новых встреч!
Использованная литература
1.Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах. М.,1997.
2.Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный. М.,1975.
3.Дыбина, О.Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. М., 2008.
4. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа: Методическое пособие / Под редакцией И.В.Козиной. М., 2014.
2018