Чугарова Л.Т. Путешествие в страну дорожных знаков
Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf
Задачи Образовательные: продолжать формировать представления детей о дорожной среде: по улицам ездят различные машины, транспортом управляют водители: они строго подчиняются правилам дорожного движения; соблюдать правила на дорогах помогают дорожные знаки. Познакомить детей с дорожными знаками: указательными, предупреждающими, запрещающими. Закрепить знания о правилах дорожного движения. Упражнять в классификации видов транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, водный, воздушный транспорт. Учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа от единственного числа, используя слово «много», согласовывать прилагательные с существительными. Расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт». Продолжать учить отвечать на вопросы логопеда полными распространенными предложениями. Коррекционные: продолжать развивать у детей чувство контроля над собственной речью. Развивать глазомер, внимание. Упражнять в выделении лишнего предмета, развивать мышление. Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением. Развивающие: развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться в окружающей дорожной обстановке. Воспитательные: воспитывать уважение к труду водителя, довести до детей значимость работы водителя в дорожной обстановке. Словарная работа:дорожные знаки: указательные, предупреждающие, запрещающие, регулировщик. Предварительная работа: экскурсия на проезжую часть дороги: наблюдение за транспортом, за работой светофора, за пешеходным переходом; беседа о том, как вести себя в транспорте; дидактическая игра «Что правильно, а что нет». Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская. Оборудование:конверт с картинками, на которых изображены машина и автобус; большой экран с ноутбуком; презентация «Дорожные знаки»; дорожные знаки; предметные картинки с изображением транспорта; мяч; конверты с заданиями для детей; полоски-указатели красного, желтого, зеленого цветов; флажки; разрезанные на части дорожные знаки по количеству детей в конверте; карточки для игры «Четвертый лишний»; дипломы для награждения по количеству детей; конверт с предметными картинками (машина, дорога, улица, водитель, дорожный знак) Ожидаемые результаты: дети классифицируют виды транспорта, различают и называют на картинках указательные, предупреждающие, запрещающие знаки, контролируют собственную речь при выполнении заданий логопеда. ХОД ЗАНЯТИЯ 1.Оргмомент Логопед: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, но его можно открыть только тогда, если мы отгадаем загадки. Согласны? -Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко. Возит грузы и людей, Ты знаком, конечно, с ней (Машина) Маленькие домики по улицам бегут Мальчиков и девочек Домики везут (Автобус). Логопед: Молодцы! (открывает письмо, достает картинки с изображением машины, автобуса). Логопед: Правильно вы угадали. А как назвать машину, автобус одним словом? Дети: Транспорт. Логопед: Да верно, транспорт. Как вы думаете, кто управляет транспортом? Логопед: Правильно, шофер, водитель. А вы хотели бы стать водителем? Что должен знать и уметь водитель, чтобы управлять транспортом? Дети: Знать правила дорожного движения и не нарушать их. 2.Сообщение цели занятия Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну дорожных знаков. Скажу вам по секрету, в стране дорожных знаков открывается Школа будущих водителей, и я предлагаю вам поступить в эту школу. Согласны? (ответы детей). Игра «На чем мы едем, поплывем, полетим?» Цель: Дифференциация и классификация видов транспорта (Логопед бросает мяч ребенку) Логопед: На чем мы поплывем и какой это транспорт? На чем поедем? Назовите, какой это транспорт? На чем полетим? (Дети перечисляют названия транспорта, дифференцируя по месту передвижения). Дети: Сначала полетим на самолете, это воздушный транспорт. -Следующий транспорт- автобус, это наземный транспорт. -Затем поплывем на теплоходе- это водный транспорт. Логопед: Итак, мы оказались в стране дорожных знаков. Школа будущих водителей открывается. Логопед: Как вы думаете, ребята, что мы будем изучать в нашей школе? (ответы детей). Да, верно, мы будем изучать дорожные знаки и правила дорожного движения для водителей. Логопед: А для чего нужны дорожные знаки? Дети: Дорожные знаки нужны для того, чтобы машины и пешеходы безопасно двигались по дороге. Логопед: Правильно, дорожные знаки нужны для того, чтобы все машины могли безопасно ездить по дорогам, а пешеходы правильно переходили через дорогу, смотрели на сигнал светофора и не нарушали правила. (Дети садятся на стулья перед экраном) 3. Основная часть Логопед: Ребята, приготовьте ваши руки, сейчас поиграем в пальчиковую игру «Мы по городу шагаем» Мы по городу шагаем Много видим, называем (на первые две строчки дети указательными и средними пальцами «шагают» по коленям). Светофоры, и машины, Пешеходы, магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья и кусты (по очереди загибают пальцы на руках). Показ детям презентации «Дорожные знаки» Логопед: Ребята, мы сейчас на экране видим указательные знаки. Это знаки синего цвета квадратной или прямоугольной формы Их так назвали потому, что они указывают участникам движения о местах пешеходных переходов, об остановке транспорта, о местах стоянки транспорта, как можно быстро поесть в дороге, где находится пункт первой медицинской помощи. (Кликом мыши демонстрирует указательные знаки: пешеходный переход, место стоянки, пункт питания, автобусная остановка, пункт медицинской помощи). Во время просмотра слайдов идет индивидуальная и дифференцированная работа по закреплению дорожных знаков. Логопед: А теперь посмотрим предупреждающие знаки. Это треугольники с красной каемкой. Они предупреждают, что на дороге опасность. Вот посмотрите, знак «Дети». Значит водителю необходимо быть внимательным на дороге: недалеко школа, дети могут оказаться на дороге. Вот знаки «Опасный поворот», «Скользкая дорога». Они тоже предупреждают водителю об опасности. - Среди всех дорожных знаков самые строгие- запрещающие.( Кликом мыши демонстрирует знаки «Остановка запрещена», «Обгон запрещен»). -Что же произойдет, если водители не будут соблюдать правила дорожного движения на дороге? (ответы детей) - Да, верно, может произойти непредвиденная ситуация, авария на дороге. 4.Закрепление знаний Логопед: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру Игра «Угадай знак» Цель: Учить отвечать на вопросы логопеда полным предложением.Закрепитьумение узнавать, различать и называть дорожные знаки.Развивать зрительное восприятие. (Логопед показывает по одному дорожные знаки) Логопед: Что это за дорожный знак и что он означает? Дети: -Это указательный знак. Он указывает, что недалеко находится пункт скорой помощи. -Этот знак запрещающий. Он запрещает обгон автомобиля. - Это предупреждающий знак. Он предупреждает, что недалеко находится школа, нужно быть внимательным, дети могут оказаться на проезжей части дороги. (Под музыку в зал вбегает «Авария», кружится, танцует). -Я - «Авария», мое любимое занятие устраивать аварии на дорогах. Узнала я, что здесь ребятишки собрались, учатся в «Школе будущих водителей». Не бывать этому, я заберу у вас дорожные знаки и не отдам, пока не выполните мои задания. Чтобы выполнить задания вам необходимо вначале пойти по красной дороге, потом по желтой, а потом по красной дороге. (Уходит). Логопед: Что же нам делать, ребята? Если не выполним задания «Аварии», мы не сможем закончить нашу школу. Воспользуемся подсказкой «Аварии» (идут с детьми по дорожкам, выполняя задания). Задание1. Упражнение «Один-много» (На столе конверт с предметными картинками). Цель: учить образовывать множественное число существительных родительного падежа от единственного числа, используя слово «много». Например: Машина -машины, много машин. Дорога-…. Водитель-… Улица-…. Автобус-… Дорожный знак-… Задание2. «Скажи правильно» (В конверте – задание для детей). Цель: упражнение в согласовании прилагательных с существительными. Широкий улица -.., автобусный остановка-.., парковка запрещен-…, скользкий дорога-… Задание3. «Закончи предложение» (В конверте тексты с незаконченными предложениями) Цель: Закончить начатое предложение, закрепить правила дорожного движения. «Переходя улицу сначала нужно посмотреть …(налево), затем…(направо)»; «Улицу можно переходить только на…(зеленый сигнал светофора)»; «Тротуар-это дорога для…(пешехода)»; «Проезжая часть-это дорога для…(транспорта)». Задание 4.«Собери дорожные знаки» (В конверте разрезанные на части дорожные знаки по количеству детей) Цель: Развивать глазомер, внимание, закреплять умение узнавать дорожные знаки. Дети собирают разрезанные дорожные знаки в целое изображение. Задание5. «Игра «Четвертый лишний?» (в конверте карточки с изображением дорожной среды и одна картинка, которая не соответствует дорожной среде. Нужно найти лишний предмет и объяснить почему). Цель: Упражнять в выделении лишнего предмета. Развивать мышление, наблюдательность. -тротуар, переулок, тропинка, проспект; -зебра, подземный переход, светофор, жираф; -светофор, пешеходный переход, регулировщик, самолет. Логопед: Молодцы, ребята, мы все задания «Аварии» выполнили. Пора нам отдохнуть. Мы все знаем, что раньше на перекрестках дорог работали регулировщики, они указывали какой машине можно проехать, а какой подождать. Мы выберем регулировщика. Остальные дети будут машинами. Когда регулировщик покажет зеленый флажок, вы будете маршировать, желтый- замедляете шаг, на красный флажок- остановитесь. (Дети считалкой выбирают регулировщика») Игра «Регулировщик на дороге» 5. Итог занятия (Входит «Авария») Авария: Да, ребята, молодцы, все задания мои выполнили отлично! Вижу, вы достойны стать будущими водителями. Я хочу поздравить вас с окончанием Школы будущих водителей и наградить дипломами. («Авария» награждает дипломами детей). Логопед: Ребята, я тоже поздравляю вас с окончанием Школы будущих водителей. Что вам понравилось в нашей Школе будущих водителей? Что для вас было сложным? В какой школе вы хотели бы еще поучиться? (ответы детей). Логопед: Я надеюсь, те знания, которые получили сегодня, пригодятся вам будущем. А теперь пора нам вернуться обратно в детский сад. До новых встреч! Использованная литература 1.Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах. М.,1997. 2.Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный. М.,1975. 3.Дыбина, О.Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. М., 2008. 4. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа: Методическое пособие / Под редакцией И.В.Козиной. М., 2014.