НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Васильева Е.И. Экспериментируем, исследуем, познаем

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


К сожалению, в наше время современные дети, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они очень редко совершают прогулки с родителями на природу, в лес, в парк, к реке. А ведь, дети старшего дошкольного возраста отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, поэтому необходимо проводить более организованную и продолжительную двигательную деятельность в природе с элементами экспериментирования, исследования.
В природных условиях предоставляется великолепная возможность обогатить познавательный интерес дошкольников. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, природный материал (шишки, камешки, палки) стимулируют детей на экспериментирования, исследования и познания нового.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалась как процесс саморазвития. [1]
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания. Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование, как форма этой деятельности, она пронизывает все сферы детской деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает. Они с удовольствием «превращаются в учёных». В жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремятся узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. А эксперимент специально организованный безопасен. Он знакомит ребёнка с различными свойствами окружающих предметов, законами природы. Но конечно, случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжение в свободное время. В связи с этим дети приобретают социальную практику за пределами детского сада. Тем самым развивается самостоятельность. Инициативность, ответственность в ребёнке. [5]
В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. На основе этого, отношения с детьми педагоги строят на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования педагоги дают детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогают почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом педагог не воспитатель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности — это позволяет ребенку проявлять собственную активность.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности. Основывается на детских интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребёнка.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные.
Важным обстоятельством, является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия « субъективного нового», часто требует от ребёнка незаурядных творческих способностей. Т.О. исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. [1]
Следует обратить особое внимание и на совершенствование природоохранительной деятельности дошкольников. И важнейшей задачей является обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление познавательного интереса, любви к природе. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. [3]
Приобретаемый опыт поисковый, экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте, помогает в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребенка? [2]
В своей работе, на первых этапах исследования педагоги используют:
- описательные вопросы: Кто? Как? Что? Где? Когда?
- каузальные вопросы: Почему? Отчего?
- субъективные вопросы: Что я об этом знаю? Когда я видел или переживал что-либо подобное?
- воображаемые вопросы: Что было бы если? Что случилось бы если?
- оценочные вопросы: Что лучше?
Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определённые знания о живой и не живой природе. В связи с этим перед собой педагоги ставят ряд задач в области экологического обучения, воспитания и развития ребенка:
- формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы;
- формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы);
- формировать элементарные нормы поведения по отношению к природе, навыки рационального природопользования в повседневной жизни;
-формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Игра способствует расширению представлений детей о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы. Через игру можно научить детей проводить исследования, выделять проблему исследования, а затем, планировать этапы своих действий. [4]
Для того чтобы дети научились видеть проблему, в работе используем игры и упражнения.
1. Дидактическая игра «Эмпатия».
2. Игровое упражнение «Продолжи рассказ».
3. Дидактическая игра «Волшебные превращения».
4. Игровое упражнение «Размышлялки».
5. Дидактическая игра «Найди задуманное».
6. Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
7. Игра-эксперимент «Как достать скрепку из воды, не замочив рук»
8. Игра-эксперимент «Парусные гонки»
9. Игра-эксперимент «Этот волшебник воздух».
Т.О. Наш край дает большую возможность для развития у детей чувства любви к своей малой родине, бережного отношения к окружающему. Экспериментирование, исследование помогают детям воочию увидеть красивейшие места города Чебоксары, знакомят с природными и географическими особенностями родного города.
Список литературы:
1.       А. Савенков. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании «Дошкольное воспитание» – 2005. - № 12. стр. 3-11
2.       А. Савенков. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании «Дошкольное воспитание» – 2006. - № 1. стр. 21-33
3. Е.А Мартынова, И.М. Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» 2011г.
4. Е.В. Марудова « Ознакомление дошкольников с окружающим миром» 2010.
5. Н.Н. Поддьяков «Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет»
2018