Цель: формирование представлений у детей о зимующих и перелетных птицах. Задачи: познакомить детей с зимующими и перелетными птицами; Помочь запомнить их; Развивать умение сравнивать птиц, Определить особенности перелетных и зимующих птиц. Ход деятельности Воспитатель читает стихотворение. Реже солнышко блестит Теплыми лучами. К югу стая птиц летит, Расставаясь с нами. Частый дождик за окном, Небо тучкой плачет, Листья желтые кругом Это значит …(осень) Какое время года наступило, ребята? (Осень) А что вы узнали об осени из стихотворения? Осенью, ребята, улетают перелетные птицы в теплые края… А как вы думаете, почему они улетают? Ребята, а вы хотите ближе познакомится с птицами, узнать какие из перелетные, а какие зимующие? (Да, хотим!) Звучит мелодия «Пение птиц» Воспитатель показывает птичку – синичку (можно изготовить из картона) Педагог: Посмотрите, ребята, какая птичка прилетела к нам сегодня в гости! Вы узнали ее? (Выслушиваются варианты ответов детей) Это – красавица синичка. Посмотрите на нее и попробуйте описать ее, какая она? (Выслушиваются варианты ответов детей) Ребята, а все ли птицы одинаковые, как вы думаете? А чем они отличаются вы знаете? Познакомимся с ними поближе? На экране появляется изображение зимующих и перелетных птиц Ребята, птицы, которые не улетают в теплые края называются – зимующие. Посмотрите на экран. Воробей, синичка, снегирь, клест, ворона, сова, дятел - эти птицы всю постоянно обитают на одной территории и с наступлением холодов питаются ягодами, шишками, зерном. А если зима не снежная, то они находят себе пишу под листьями в засохшей траве, коре деревьев. А рядом изображены перелетные птицы, с наступлением холодов они улетают на юг, в теплые края. Это ласточки, грачи, утки, лебеди. Д/и «Найди сходство и различие». Перед детьми пары птичек рассматривая которых они рассказывают, что у них общего и чем они отличаются (синица – ласточка, снегирь – дятел, ворона – грач). А вы знаете чем питаются птицы? (Выслушиваются варианты ответов детей) Клесты любят семечки, голуби – пшено, синица – сало, снегирь – ягоды рябины. Поиграем, ребята? Наши птицы сильно проголодались! Д/и «Накорми птицу. Перед детьми лежат картинки с изображением птицы и корма, нужно соединить пары. А как мы можем помочь птицам перезимовать? (Повесить кормушки, насыпать зерна, положить сало) Птички очень шустрые и любят играть! А вы хотите поиграть? Покружились, покружились и все в птичек превратились. Птички кушать захотели, Поискали зернышек. То присели, то взлетели, Все клевали и клевали, Пока сильно не устали, Спрятались на веточках. Покружились, покружись обратно в деток превратились. Вам понравилось быть птичками? Ребята, про птиц придумали очень много загадок, попробуйте угадать о ком идет речь! Спинка зеленоватая, Животик желтоватый, Черненькая шапочка И полоска шарфика (Синица) Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять! (Снегирь) Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой Все равно он будет мой. (Дятел) Прилетает к нам с теплом Путь проделав длинный Лепит домик под окном Из травы и глины (Ласточка) Ребята, скажите пожалуйста, чем похожи все птицы? Что отличает их от животных? Ой, ребята посмотрите все птички перемешались, поможем им найти свое место? Педагог показывает птичку, а ребята, называют ее и говорят какая она зимующая или перелетная, размещая на соответствующем макете Ребята, чем отличаются перелетные птицы от зимующих? Каких птичек вы запомнили? Как мы можем помочь птицам? А сейчас я предлагаю вам шаблоны с помощью которых вы сможете нарисовать любую птицу.