Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Гришина В.А., Мельникова О.П. Конспект интегративного коррекционно-развивающего занятия с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности ОНР «Баба Яга»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf


Коррекционно-развивающие задачи: развитие артикуляционной, мелкой моторики, речевого дыхания, слухового внимания, фонематических процессов, мимики, зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание стремления оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации.
Оборудование: плоскостные фигурки «Алёнушка», «Иванушка», «Баба Яга», скамейка гимнастическая.
Ход занятия:
Педагог-психолог:  Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл русский Богатырь. (фигурка Богатыря) Вы знаете кто это?
Дети: Воин. Его зовут Иванушка.
Педагог-психолог:  Правильно. У этого Богатыря жена есть – Алёнушка. Хотите послушать сказку? Тогда садитесь удобнее и слушайте.
Давным-давно на Руси жил Богатырь. Звали его Иванушка. Он был сильным, смелым, ловким, умелым. Одним словом - Славный воин. Была у него жена (фигурка жены Богатыря) Аленушка. Красивая, добрая, нежная, верная, щедрая. Все любили её и уважали. Жили Иванушка и Аленушка счастливо и дружно. Иванушка с трудными делами справляется, а Аленушка помогает ему и подсказывает. И так славно у них дело спорилось! Всем в пример и на удивление.
 А на краю леса дремучего, возле опушки, где луг с высокой травой, жила Баба Яга. (фигурка Бабы Яги). Одинокая. От этого стала Баба Яга злая, жадная до чужого счастья, завистливая. Прознала она от птиц лесных об Аленушке и Иванушка. Стало ей совсем обидно.
«Живу одна одинёшенька. Никто меня не любит и не уважает, никто ко мне в гости не захаживает. Все стороной избушку обходят» - запричитала Яга. «Раз так, то пусть и счастливым людям станет плохо. Украду Аленушку. Пусть все поймут, как живётся мне»
Прилетела она тёмной ночью к людям и украла Аленушку. Проснулся Иванушка. Глядь, а его жены нет! Опечалился богатырь. Но руки не повесил. Решил народ собирать в помощь, идти Аленушку выручать.
«Собирайся люд честной, кто в дорогу со мной? Вместе дело быстрее ладится!»
Инструктор по физической культуре: Собрались в дорогу ребята? Отправляемся в путь к Бабе Яге, Аленушку выручать?!
Путь лежит длинный. В начале дорогой широкой.(шаг по кругу, марш)
Подул сильный ветер. А мы народ могучий, собрались с силушкой, нагнулись против ветра, на пятку опираемся и дальше идём. Устали. Повернулись боком к ветру. На носочки опираемся.  Ветер стих, и дорога превратилась в узкую. Идем за мной. Я дорогу показывать буду, а вы повторяйте. Пришли к реке.
Педагог-психолог: Река глубокая, широкая. От того по реке волны ходят. То большая волна, то маленькая. Изобразим волны. Набрали полные лёгкие воздуха, на выдохе руки вверх, поднимаемся на носочки и произносим звук «Ш» громко. Вдох, на выдохе приседаем и произносим звук «ш» тихо. Вдох, на выдохе руки вверх, на носочки, произносим «Ш» , садимся «ш», Вдох, на выдохе руки вверх «Ш», садимся звук «ш», встаем, руки вверх «Ш».(2 повтора)
Вот какие волны на реке ходят! Как мы попадём на другой берег?
Дети: Надо мост найти.
Педагог-психолог: Верно! Посмотрим влево, посмотрим вправо. Нашли мост.
Инструктор по физической культуре:
Переправляемся через мост. (оборудование: скамья)
Упражнение. «Ходьба по скамейке» Передвижение по скамейке приставными шагами правым (левым) боком.
Педагог-психолог: Перешли на другой берег. А на другом берегу луг с высокой травой. Ветер гуляет, с травой разговаривает. Изобразим разговор ветра и травы.  Поднимаемся на носочки, руки вверх, наклоны в стороны. опускаем руки. Вдох, на выдохе поднимаемся на носочки, руки вверх, наклоны плавно в стороны, произносим звук «с». ( повтор 2 раза).  Отдыхаем.
Инструктор по физической культуре: Посмотрели влево, посмотрели вправо, вперёд, назад. А вот и лес дремучий, на краю опушки стоит избушка на курьих ножках.
«Выходи Баба Яга! Верни нам Аленушку!»
Педагог-психолог: «Быстрые какие! А ну поиграйте со мной, потом спрашивайте!»
 Инструктор по физической культуре: «Хорошо, Баба-Яга. Поиграем мы с тобой.»
Педагог-психолог: «Тогда, поспевай и за мной повторяй!»
Артикуляционная гимнастика, самомассаж, гимнастика для лица, пальчиковые упражнения для развития межполушарного взаимодействия, гимнастика для языка, глазодвигательные упражнения: (радуга, чашечка, влево-вправо, вверх-вниз),
-Наигралась я вдоволь. Приятно мне, весело, хорошо. Стала я доброй и щедрой. Забирайте Аленушку. Живите счастливо! А на прощание стасуйте со мной. Порадуйте Бабушку и сами порадуйтесь.
Инструктор по физической культуре:
 «Становись честной народ, кто в пляс идёт!»
(Упражнения под музыку с ускорением)
Рефлексия:
Педагог-психолог:
Вот и сказки конец, кто участвовал –Молодец!
Вам понравилась сказка?
Какая Баба Яга была в начале сказки? Почему? Какая Баба Яга стала в конце сказки? Почему?
Что в сказке вам понравилось больше всего?
Что было выполнять легче всего?
И нам понравилась с вами разыгрывать сказку. До новых встреч!

Библиографический список:
1.                Трясоусова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т.П.Трясоусова. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.-32с.: ил.- («Школа развития»)
2.                Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 2/Колганова В., Пивоварова Е., Колганов С. и др.- М. Айрис-пресс, 2019.-144 с.: ил.- (Культура здоровья с детства).
2022