Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Круглова М.И., Крамер Н.Д. Мир народной культуры в образах и звуках: сохраняем и приумножаем (из опыта работы педагогов Детско-юношеского центра)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf


«Без памяти – нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности – нет воспитания,

Без воспитания – нет Человека,

Без человека – нет народа».

В.А. Караковский


В настоящее время, непростое по политически мотивам, острее ощущается необходимость осмысления многовекового опыта отечественной культуры, необходимость разработки действенных механизмов передачи этого опыта грядущим поколениям с целью возрождения национальных традиций, сохранения и сбережения историко-культурного наследия народов России, приобщения детей и молодежи к духовным и нравственным ценностям своих предков. Не случайно, 2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. На собственном опыте мы знаем, что у современного подрастающего поколения ослаблен интерес к своему национальному прошлому, его истокам, идет отторжение детей и подростков от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений, и, как следствие, происходит ослабление и разрушение нитей, связывающих младшие и старшие поколения. Причина - в засилье «западных» взглядов, идей, мыслей, через которые происходит подмена ценностей, мироощущения, утрачивается сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, музыкальным пристрастиям, не свойственным нашей традиционной культуре. Для сравнения можно привести пример из многочисленных исследований ученых, касающихся характеристик поведения человека «запада» и «востока». Если в российском обществе в основе нравственности лежит социальная справедливость, то в западном – корысть и потребительство за счет другого. В нашей традиционной культуре прививается культ сочувствия, сопереживания и взаимопомощи, а в западной – культ превосходства, личного успеха и подавления ближнего. Мы часто слышим фразу: «Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение, потому что без прошлого нет и будущего». И это так, утратив духовные традиции, перестав ощущать себя частью своего народа, человек теряет собственную нравственную опору. Чтобы решить эту серьезнейшую проблему нашего времени, систему духовно-нравственного воспитания ребенка необходимо выстраивать на приобщении и через приобщение его к культурному наследию своего народа. Об этом говорится в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, которая  направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Перед каждым учреждением, каждым педагогом дополнительного образования стоит задача: усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и организовать воспитательный процесс на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.
В нашем Детско-юношеском центре накоплен многолетний положительный опыт ежедневного соприкосновения педагогов и учащихся творческих коллективов, умельцев-прикладников и их воспитанников с различными видами народной культуры в разных ее направлениях. Своими успехами и достижениями педагоги подтверждают, что народное искусство и творчество, включая все его виды, обладают большими воспитательными возможностями для детей всех возрастов. Занимаясь своим любимым делом по призванию, а не по необходимости, не навязывая и не заставляя детей заниматься творчеством, наши мастера умело увлекают и вовлекают   учащихся в художественную коллективную творческую деятельность, отражающую жизнь народа, его воззрение, идеалы, принципы.
«Фольклор», что в переводе с английского значит «народная мудрость», является важнейшей составляющей традиционной народной культуры, и это не только образцы устного художественного творчества: песни, сказки, пословицы и поговорки, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, игры, наполняющие содержание образовательной программы фольклорного ансамбля «Маруся». В коллективе занимаются почти сто детей от 3 до 14 лет. Увлеченные и талантливые мастера своего дела, по-настоящему любящие свою работу, педагоги «Маруси» восстанавливают, сохраняют и популяризируют культурное наследие жителей Алтайского края через учебные занятия, праздничные мероприятия, выезды в экспедиции в районы края для изучения, сбора местного музыкального фольклора. Самобытные казачьи, русские народные песни, народно-бытовые танцы мастерски, с душой, задорно исполняют воспитанники коллектива на фольклорных фестивалях, концертах, на народных традиционных праздниках, хороводных шествиях, проводимых на территории Барнаула и в нашем центре. Включение разнообразных праздничных традиций в учебно-воспитательный процесс придает ему большую эмоциональную окраску, делает его более привлекательным для школьников, помогает им лучше понять культуру своего народа. Любимые   праздники ансамбля: «Осенины», «Святки», Рождество, «Масленица», «Встреча весны», Пасха. Причем, при проведении каждого такого праздника дети и родители окунаются еще и в мир русской кулинарии. Здесь традиционно проводятся мастер-классы по засолке капусты, выпечке печенья «жаворонки», блинов и т.д. На детских встречах - чаепитиях на столе обязательны напитки русской кухни: травяные чаи, квас, кисель, морс. На занятиях, при проведении обрядовых игр звучат народные шутки, прибаутки, пословицы и поговорки, в которые заложен значительный нравственный потенциал; звучат традиционные духовые инструменты: рожок, балалайка, свирель, калюка, которыми владеет концертмейстер ансамбля. Педагоги и дети коллектива обязательно одеты в традиционные костюмы, которые реконструированы с музейных архивных образцов. В изготовлении костюмов принимают участие педагоги и родители воспитанников, а самые сложные элементы одежды, в которых используется технологии традиционной старинной вышивки и ткачества, заказывают у мастеров - ремесленников г. Барнаула.
Результатом активного участия родителей в жизнедеятельности ансамбля стало создание родительского клуба, а затем и родительского фольклорного коллектива «Наследие», участника и дипломанта всевозможных песенных фольклорных фестивалей на территории Алтайского края, в городах Томске, Новосибирске, Кемерово.  Педагоги коллектива -  постоянные участники образовательных мастер-классов, семинаров-практикумов, проводимых в Алтайском крае и за его пределами.
 От плясового фольклора берут свое начало многочисленные виды и жанры танца. Российский известный танцор Андрей Вавилин писал: «Танец – это маленькая модель жизни в несколько минут, со своими эмоциями и переживаниями». Эти слова применимы к любому танцу. Но русский народный танец ни за что не спутаешь ни с каким другим, ни с чем его не сравнишь. Это особенный вид колоритной хореографии, своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Лиричные хороводы с плавными движениями, динамичные и задорные пляски, богатые фигурами и формами кадрили, костюмы, учитывающие характерные особенности танца. Все это есть в репертуаре Образцового детского коллектива, народного самодеятельного коллектива Алтайского края ансамбля народного танца «Тараторки» – коллектива со сложившимися традициями, с богатым опытом творческой жизнедеятельности.
Основам танца в ансамбле начинают обучать с дошкольного возраста. При этом обязательно используются игровые технологии, потому как элементы игры всегда присутствуют в русских народных танцах, таких как: «Камаринская», «Барыня», «Кадриль», «Калинка» и др. Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца, а роль игр в обучении народному танцу видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и их хореографической подготовки. Педагоги коллектива, делясь опытом своей работы, отмечают, что введение игровых ситуаций создает на занятиях непринужденную атмосферу, облегчает процесс запоминания, освоения и выполнения танцевальных движений, повышает настроение детей, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей. Игра как метод обучения не только развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, но и воспитывает. Народная воспитательная мудрость игровой деятельности предусматривает решение важных технологических задач формирования личности ребенка.
 Коллективу «Тараторки» уже более 40 лет. Он - неоднократный   победитель Международных, Всероссийских, краевых творческих конкурсов и фестивалей в номинациях «народный танец».  Обширна и география выступлений ансамбля: Китайская народная республика, Москва, Суздаль, Сочи, Владимир, Челябинск, Красноярск, Новосибирск, города и районы Алтайского края. Несмотря на специфичность русского народного танца, ежегодно репертуар коллектива пополняется новыми авторскими хореографическими постановками, основанными на традициях русской культуры. Используя опыт выдающихся мастеров русского сценического танца, педагоги ансамбля не боятся искать новые решения, применять современные образовательные методики, помогающие успешно осваивать народно-сценический танец каждому ребенку и добиваться высоких результатов в реализации образовательной программы.
 Выдающийся французский художник Анри Матисс писал: «Любое творчество требует смелости». Так смело использование русских традиций в своей работе практикуют педагоги и учащиеся Образцового детского коллектива Алтайского края Театра моды и пластики «Ан Дэор», в деятельности которого сочетаются искусство танца, дефиле, актерское мастерство и мастерство в создании костюмов. Одним из направлений в создании коллекций одежды является «этно-стиль», который привлекает своей самобытностью и многогранностью, вдохновляет педагогов и учащихся коллектива на эксперименты. При этом этно-стиль предусматривает умение воспроизводить типичные особенности национального костюма в современном образе. Создавая вместе с педагогами в творческой мастерской модели одежды в этом стиле, девочки используют крой и ткани, декор и аксессуары, моделируют головные уборы, следуя национальным традициям и заимствуя идеи из прошлого.  Русский этнический образ хорошо узнаваем в коллекциях: «Синильга», «Сны о России», «Калина красная», «Лоскутки», «Под снегом», самобытность женского костюма кавказских народов передана в коллекции «На вершине Казбека».
Традиции – это сохранение того, что есть. И если традиции не возрождать и не совершенствовать, они вырождаются. Особую роль в своей работе мы отводим народному искусству, традиционным народным промыслам, которыми наши педагоги декоративно-прикладного направления деятельности владеют на уровне мастеров. Они умело обучают своих учеников разным техникам, при этом бережно сохраняя традиции народного творчества.
В объединении «Дымковская игрушка» дети узнают историю возникновения и учатся изготовлению и росписи народной глиняной игрушки: дымковской, филимоновской, каргопольской, тульской, белевской, хлудневской, абашевской, тверской и др.  Образовательная программа коллектива «Русские узоры» дает возможность детям узнать историю различных народных промыслов, осваивать навыки изготовления керамических изделий, традиционные виды росписи по дереву, камню, глине, ткани, лепить игрушки из соленого теста и глины. На занятиях объединения «Чудеса своими руками» изучают основы ткачества, лоскутной техники, бисероплетения, делают забавные игрушки в технике мокрого и сухого валяния. В творческом объединении «Карамель» создают рукотворных кукол самого разного размера, возраста и характера, шьют мягкие игрушки, мастерят сувениры в народных традициях для своих близких, друзей. Учащиеся творческого объединения «Креатив» увлеченно осваивают приемы плетения, лепки и росписи, технику вязания крючком и вышивки лентами. Все изделия, игрушки, куколки, обереги, свистульки, бирюльки, сувениры из глины, теста, бисера, ниток и лоскутов, шерсти - это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей ребенка, неиссякаемый источник его культурного развития, с помощью которого детям передается ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества. На учебных занятиях идет процесс воспитательного воздействия на ребенка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей народа.
Культурные традиции народа всегда играли огромную роль в воспитании подрастающего поколения. И сейчас они не потеряли своего значения. Только нам, педагогам, необходимо признать это, и использовать, применять опыт предков для воспитания нравственно ориентированной личности. Сейчас как никогда актуальны такие воспитательные задачи, как: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа, гордящегося его историческими свершениями и его культурой, толерантного отношения к представителям других национальностей. Изучение, возрождение и органичное введение в учебно-воспитательный процесс народных, в частности, русских традиций, осознание их положительной роли в нравственном становлении учащихся станет важнейшим средством достижения поставленных целей.

 
2022