Некрасова Г.В. Сохранение здоровья детей в работе инструктора по физической культуре в ДОУ
Библиографическое описание:
Некрасова Г.В. Сохранение здоровья детей в работе инструктора по физической культуре в ДОУ // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
Оздоровление детей заключается в поиске эффективных технологий для реализации на занятиях по физической культуре, с целью формирования здорового образа жизни детей.
В учебно-воспитательной системе на занятиях по физкультуре основным субъектом является ребенок, а главной ценностью - его здоровье. Оно определяется степенью адаптированности организма к условиям окружающей среды - ее физическим, психическим и социальным воздействиям.
Сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным и эта задача не только воспитателя в группе, но еще и педагогов дополнительных занятий. Самое важное в сохранении здоровья относится к инструктору по физической культуре. Необходимо широко использовать здоровьесберегающие технологии на занятиях по физкультуре для того, чтобы дети были в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для общего развития здорового организма.
В процессе работы инструктором по физической культуре в ДОУ решаются следующие задачи:
- Оздоровительные задачи (охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма, повышение работоспособности). Обязательный учёт индивидуальных особенностей и интересов, предоставление ребёнку свободы выбора, ориентация на зону ближайшего развития.
- Образовательные задачи (формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья).
- Воспитательные задачи (формирование интереса к занятиям физическими упражнениями и потребностью в них, разностороннее гармоничное развитие ребёнка).
- Коррекционно-профилактические (профилактика нарушений психофизического развития детей. Коррекция имеющихся двигательных нарушений.
Занятия по физическому развитию должны соответствовать определённым принципам.
Принципы физического развития:
- Дидактические (системность и последовательность, развивающее обучение, доступность, воспитывающее обучение, учёт индивидуальных и возрастных особенностей, сознательность и активность ребёнка, наглядность).
- Специальные (непрерывность, последовательность наращивания тренирующих воздействий, цикличность).
- Гигиенические (сбалансированность нагрузок, рациональность чередования деятельности и отдыха, возрастная адекватность, оздоровительная направленность всего образовательного процесса, осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания).
Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Занятия спортом также помогают сформироваться качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния подростка. Забота о двигательном развитии ребенка важна для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе. Организация занятий по физкультуре в детском саду, формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика пробуждения после дневного сна, самостоятельная двигательная деятельность детей – залог правильного физического развития.
Все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью педагога и ребенка.
Содержание и организация обучения на занятиях по физической культуре детей — объем нагрузки, сложность материала соответствует возрасту и развитию учащихся.
Положительное влияние игровых методов на развитие психофизических качеств детей безусловно: они укрепляют связки рук, ног, туловища, восстанавливают гибкость суставов и позвоночника, уравновешивают нервную систему, регулируют психоэмоциональную и физическую нагрузку. Особенность использования игрового метода — соблюдение принципа осознанности: игры основаны на осознании ребенком своей деятельности. Не лишним будет напомнить, что в ходе игровых упражнений активизируются такие психические процессы, как ощущение, внимание, память, мышление.
Игра ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста.
Включение игр, направленных на развитие гибкости, ловкости, силы, в комплексы общеразвивающих упражнений, использование игр в различных формах организации двигательной деятельности детей способствуют не только совершенствованию психофизических качеств, но и эмоциональному развитию дошкольников. Также игры — это активный отдых.
Таким образом, игры и игровые упражнения должны не уходить из жизни детей, а развиваться. При грамотном их применении можно обеспечить развитие ловкости, гибкости, силы, быстроты, выносливости, функции равновесия и в целом повысить уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Перед инструктором физической культуры встает задача качественного физического обучения детей и осуществление здорового образа жизни в детском саду.