Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Горелова Е.С. Классный час «Разрешение конфликтных ситуаций в рамках реализации воспитательной программы основного общего образования»

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf


Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Независимо от того насколько развиты у человека способности к общению и взаимодействию, в любом случае каждому из нас довольно часто приходится оказываться в ситуации межличностного конфликта. Причем инициаторами возникновения конфликтной ситуации может выступать любой из участников взаимодействия.
Возраст аудитории – подростковый возраст. Это остро протекающий переход от детства к взрослости, когда возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Важнейшим приобретением ребенка в подростковом возрасте является овладение нормами дружбы. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание успеха общей деятельности. Общая деятельность практически не бывает бесконфликтной. Преодоление конфликтов между одноклассниками обеспечивается созданием таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища.
Классный час посвящён способам эффективного общения. Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.
Цель:
разработка алгоритма поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
·          познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс»;
·          сформировать представление о разных вариантах человеческого общения;
·          познакомить учащихся с основами общения без конфликтов.
Развивающие:
·          вызвать познавательный интерес;
·          способствовать росту личностных качеств (толерантности);
·          продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Воспитательные:
·          воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
·          формировать социально-одобряемые формы поведения.
Возраст обучающихся:
7-8 класс (13-14 лет).
Материально-техническое обеспечение:
·          необходимые материалы (бумага формата А-4, магниты);
·          технические средства (экран, видеопроектор, ноутбук, колонки);
·          набор картинок-символов, иллюстрирующих:
1         – интерес,
2         – одобрение,
3         – радость,
4         – усталость,
5         – спокойствие,
6         – страх,
7         – гнев,
8         – злость,
9         – раздражение,
10     – недовольство.

Сценарий

Учитель (с улыбкой на лице): Здравствуйте, дорогие ребята! Рада вас видеть!
Дети: Здравствуйте.
Учитель: Мы поприветствовали друг друга. А какие чувства и эмоции вы испытали при этом?
Дети отвечают, учитель показывает картинки-символы (1-5).
Дети: Радость, спокойствие, хочется спать, доверие, интерес…
Учитель: Вы назвали положительные эмоции, которые человек испытывает, когда у него ладятся дела, много друзей, когда у него все хорошо. Но ведь есть и другие чувства…

Учитель показывает картинки-символы (6-10), дети называют эмоции.

Дети: Злость, гнев, грусть, раздражение, презрение, страх…
Учитель: В каких ситуациях мы можем испытывать эти чувства?
Дети: Ссора, драка, обида, плохая новость, безысходность (когда не знаешь, как поступить)…
Учитель: Ребята, вы назвали некоторые ситуации, которые можно отнести к конфликтным. А что такое конфликт? (Дети отвечают, учитель включает видеоролик)
Видеосюжет 1. https://youtu.be/kc-TYognwCc (ситуация на узком мостике).
Учитель: Конфликт - это столкновение интересов, серьезные разногласия между людьми. (Далее учитель задаёт детям вопросы, а дети выбирают заранее приготовленные магниты красного и зеленого цветов)
1. Кто из вас был участником конфликтной ситуации или наблюдал ее? Возьмите красный магнит.
2. Кто из вас смог самостоятельно избежать конфликт или найти выход из него (разрешить конфликтную ситуацию)? Возьмите зеленый магнит.
Учитель: Прошу вас разместить символы, которые у вас в руках, на магнитной доске слева.

Дети встают, размещают, учитель просит их встать полукругом.

Учитель: Давайте проанализируем. Большинство из нас знакомы с конфликтом, но лишь единицы умеют его избежать или разрешить. Почему складывается такая ситуация?
Дети отвечают
Учитель: Какие у вас разные, но интересные мнения. Хотите ли вы со мной попробовать сформулировать правила поведения в конфликтных ситуациях, разрешения противоречий?
Дети отвечают
Учитель: Конфликты неизбежны. В жизни поведение людей в конфликтах может быть разным.
Тех, кто считает, что умеет вести себя в подобных ситуациях, приглашаю за стол экспертов. А остальным предлагаю выбрать наиболее близкое для себя мнение и присоединится к выбранной группе.
1. «Если есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта, лучше его сделать» (т.е. лучший способ не конфликтовать - уйти).
2. «Решение острых проблем обычно ищут за круглым столом» (т.е. всегда нужно уметь договариваться, искать компромисс).
Учитель ставит на два стола таблички с названиями групп.
Дети выбирают, рассаживаются.
Задание группам:
Время на подготовку - 5 минут
Исходя из выбранного вами мнения, продолжите предложения.
1. Мы считаем, что лучше не ввязываться в конфликт, даже если ситуация касается нас, потому что…
В дальнейшем отношения между участниками конфликта были бы…
В результате конфликтующие стороны останутся…
2. Мы считаем, что уметь договариваться в конфликтной ситуации нужно для того, чтобы…
Участниками этих переговоров являются…
Результатом найденного компромисса будет…
Задание экспертам: Используя полученные изображения и фразы составьте иллюстрированную схему «Проблемные вопросы конфликта». Группе выдаются карточки.
Выступление групп (1, 2, эксперты).
Учитель резюмирует после каждого выступления.
Группа экспертов демонстрирует схему на доске.
Учитель обращает внимание на последовательность вопросов и на то, что они означают, составляет схему на доске (схема 1).

Схема 1. Алгоритм разрешения конфликта

Учитель: Спасибо за работу! А теперь давайте попробуем, отвечая на проблемные вопросы разрешить следующую конфликтную ситуацию…
«Когда-то в детстве у меня был друг, Витька. Мы с ним были не разлей вода: вместе играли в футбол против соседнего двора, бегали на пруд купаться - да и вообще всё делали вместе.
Однажды осенью, когда листья на деревьях уже жёлтые, но солнце ещё не перестало пригревать землю, мы с Витькой шли в школу. Да что там шли, почти бежали - 10 минут до урока оставалось.
Но тут и случился наш разлад. Дело в том, что, проходя мимо одного частного дома, мы увидели Бабу Машу. Её в городе все знали - жила она одна (дети давно переехали в большой город), - и все старались ей помогать. Старушка задумала с утра дров наколоть. Витька остановился.
- Ну чего ты стоишь, опоздаем же! - спросил я.
- Понимаешь, Серёг, мы вот сейчас пройдём и Бабе Маше никто не поможет! А ей ведь тяжело!
- Давай потом придем, первым уроком контрольная. Если я опоздаю, мне от родителей влетит, коньки новые не купят, да и собаки обещанной мне не видать. Не придумывай, побежали скорее.
- Неужели всё это важнее помощи одинокой бабушке?
- Сейчас мы мимо неё бежим, через 5 минут другие пройдут. Они и помогут.
- Другие тоже могут спешить.
Витька обозвал меня «дураком», и я пуще прежнего побежал в школу. А друг тогда на полчаса в школу опоздал и половину контрольной пропустил.»
Группам предлагается разрешить этот конфликт с точки зрения:
1. Вити
2. Серёжи
3. Учительницы
Время на обсуждение - 3 минуты.
Учитель резюмирует.
Учитель: Поиск ответа на проблемный вопрос конфликта с целью его разрешения являются порой сложным нравственным выбором человека. Как бы лично вы поступили в этой ситуации? Мы, решая проблемные вопросы конфликта, сформулировали алгоритм поведения для его разрешения?
Дети отвечают
Учитель: Обратите внимание на символы.
1. Кто не сможет применить этот алгоритм? Кому он не понятен? Возьмите красный символ.
Дети берут красные магниты.
2. Кто будет использовать этот алгоритм? Кому из вас полученная информация была полезна и ясна? Возьмите со своего стола зеленый символ.
Дети берут зеленые магниты.
Учитель: Прошу вас разместить магниты, которые у вас в руках, на магнитной доске справа.
Дети встают, размещают, учитель просим их встать полукругом.
Учитель: Обратите внимание, что выбравших зеленый цвет стало больше. Что это означает? Нам удалось разработать понятные правила поведения в конфликтах?
Дети отвечают
Учитель: Конфликт можно и нужно уметь разрешить. Иначе ситуация может выйти из-под вашего контроля, а ее последствия станут непоправимыми.
Видеосюжет 2. https://youtu.be/8RuVbhM4ww8 (продолжение ситуации на узком мостике)
Учитель: Нет такой ссоры, которая была бы важнее дружбы, любви и добрых отношений между людьми. Заключение
На классном часе Разрешение конфликтных ситуаций мы уточнили понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», его функции, а также алгоритм поведения в конфликтных ситуациях и пути его разрешения. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно его разрешить. Профилактика конфликтов важна, так как она требует гораздо меньших затрат сил, средств и времени.
Умение управлять конфликтами закономерно приводит человека к чувству, что он влияет на ситуацию, а не она на него, повышению самооценки и способствует формированию бесконфликтной среды в группе учащихся.

Список используемых источников

1.       Кибанов, А.Я. Конфликтология – М.: Инфра-М, 2007.
2.       Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.- СПб.: 2002.
3.       Коновалов, А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. / под общей ред. Карнозовой, Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.
4.       Анимационный фильм «Bridge» (Created by Ting Chian Tey), режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=N8zbo8fZAVQ
2020