НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Баранова Т.А. Управление реализацией программы развития как средство повышения качества образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Одним из современных требований к Российскому образованию является достижение нового качества образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни. Заведующий ДОУ в своей управленческой деятельности должен уметь выстраивать стратегию развития детского сада в соответствии с её приоритетами и реальной образовательной практикой (ст. 3. ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Перевод учреждения в режим развития зависит от реализации основных функций управления: изучение и глубокий анализа достижений уровня воспитательно-образовательной работы, создание системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки, эффективного контроля и проверки исполнения.
С управленческой точки зрения именно программа развития является основой принятия управленческих решений, позволяющая сделать конкретный шаг в инновационном развитии детского сада. По словам Джона Дьюка «Если мы сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра…». Следовательно детский сад должен все время развиваться, искать и находить что – то новое, осуществлять экспериментальную деятельность, преодолевать разрыв между существующим и необходимым состоянием педагогического процесса для развития ребенка. С этой целью нами была разработана программа развития нашего учреждения «Мастерская речи» в результате, которой учреждение сможет прейти на качественно новый уровень развития с учетом современных требований. Ключевую идею программы развития мы определяем, как гармоничное развитие детей через создание избыточного современного, технически оснащенного (интеграция IT – технологий, геймификации и тьюторского сопровождения), лого-образовательного пространства, направленного на формирование у детей с помощью речи уверенности в себе, умения мыслить, красиво и правильно говорить при личном общении и публичном выступлении. Для решения поставленных в программе задач и для ее успешной реализации выделяется 6 линий, по которым реализовывается программа развития «Мастерская речи». В соответствии с принципом «стратегического гексагона» необходим охват всех взаимосвязанных структур в развитии учреждения – воспитанников ДОУ, родителей, педагогов, социальных партнеров и разработка новых проектов для города. Именно этим и обуславливается выбор программных линий.
1.       Проектная линия «Гармония речи». Основная цель данной проектной линии – оказание комплексной логопедической помощи детям, посещающим детский сад и неорганизованным детям, а также привлечение дополнительного дохода в учреждение. В целях реализации данной проектной линии начата работа по оказанию помощи детям как посещающим, так и не посещающим ДОУ. Учреждением увеличен доход за 2017-2018 учебный го от реализации платных услуг данного направления в размере 15%.
2.       Проектная линия «Мастерство речи». Изменения в основной общеобразовательной программе, дополнительное занятие по речевому развитию в рамках образовательной программы. Для решения данного направления нами был разработан тематический план дополнительных речевых занятий по всем возрастам.
3.       Проектная линия «Тандем». Данная проектная линия предполагает создание необходимых условий для формирования системы социального партнерства, расширение образовательного пространства ДОУ, кроме этого в рамках данного направления создаются возможности для развития новых направлений и форм вовлечения семей в образовательную деятельность за пределами детского сада. Заключены договора с ЦППМС, ПМК, ТОС «Стахановский», что позволяет реализовывать данную проектную линию.
4.       Проектная линия «Волшебство речи». Основной целью является подготовка педагогов-специалистов в области тьюторства и коучинг технологий. Внедрение данного направления планируется на 2019-2020 учебный год.
5.       Проектная линия «Речевая гостиная». Данная проектная линия предполагает непосредственное включение родителей в образовательную деятельность, через совместную разработку и реализацию проектов. Свыше 20% родительской общественности, вовлечены в проектную деятельность ДОУ по данному направлению.
6.       Проектная линия «Страна красноречия». Основной целью данной проектной линии является разработка нового социально значимого для города мероприятия. В марте 2019 года пройдет конкурс для детей старшего дошкольного возраста детских садов Индустриального района «Детский взгляд».
Реализация данной программы развития продолжается второй год и мы достигли уже определенного уровня в качестве образования дошкольников. Наши дети занимают призовые места в конкурсах коммуникативной направленности, такие как «Речецветик для детей с ОВЗ», литературный конкурс «Раскрасим мир стихами», «12 месяцев -12 конкурсов» и многие другие. Сегодня все педагоги вовлечены в активное участие по изучению передового педагогического опыта, трансляции своего опыта по внедрению в практику инновационных технологий в рамках ФГОС через интернет-сайты, участия в вебинарах, мастер-классах на заседаниях ресурсных центров, научно-практических конференциях, через публикации статей в брошюрах. Стилем жизни педагогов стало стремление к развитию через участие в конкурсах, профессионального мастерства различного уровня, конкурсах проектов, методических разработок, педагогических технологий, авторских программ. Вместе с тем, следует отметить и активизацию родителей ДОУ. Педагоги совместно с родителями воспитанников проводили конкурсы, акции, индивидуальную исследовательскую работу с семьёй, привлекали к проведению совместных дел. Свыше 20% родителей участвую в проведении краткосрочных образовательных практик, мероприятий в рамках проекта «Интересный гость».
Таким образом современное развитие ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО невозможно без профессионального управления этим процессом.
2019