Библиографическое описание:
Папазян С.Р. Проблемные ситуации и пути их создания на уроках в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.
В условиях перехода на обучение по ФГОС НОО и необходимости реализации личностно-ориентированного обучения младших школьников перед учителями начальных классов встала проблема в поиске методов, которые смогли бы дать возможность развивать творческое мышление обучающихся, их познавательные процессы.
Решением данной проблемы стало применение технологии проблемного обучения. Этот метод даёт развёрнутый ответ на вопрос, как можно создавать на уроках проблемные ситуации и научить младших школьников их решать.
Создание проблемных ситуаций является необходимым условием для активной умственной деятельности обучающихся. Перед детьми ставится определённая задача, вызывающая заинтересованность в её решении, но при этом они понимают, что имеющиеся в их запасе знания и опыт недостаточны для выполнения задания, то есть возникает конкретная трудность. Обучающиеся стремятся найти выход из сложившейся ситуации, затруднения побуждают их к анализу возникшего положения и поиску решения поставленной задачи. Так создаётся противоречие между практическими, познавательными задачами и степенью знаний обучающихся, что и позволяет вызывать активную мыслительную деятельность, которая направляется на разрешение возникших трудностей.
Основная цель создания проблемных ситуаций состоит в осознании и разрешении данных ситуаций в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся, при этом детям даётся оптимальная самостоятельность, а учителю отводится направляющая роль в овладении обучающимися знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
При этом каждый учитель должен помнить, что возникающие трудности у обучающихся не всегда могут вызвать познавательной потребности. Такой случай может возникнуть, если задание, которое должно вызвать затруднение у детей, было дано без учёта возможностей обучающихся (достигнутого ими уровня знаний и интеллектуальных возможностей). Поэтому учителю важно знать о возможностях учащихся в проведении анализа условий задания и освоении нового знания. Задание даётся с такой степенью трудности, чтобы учащиеся с помощью имеющихся знаний и способов действия не смогли его выполнить, но при этом их знаний хватило бы для самостоятельного понимания содержания и условий выполнения задания. Именно такое задание и будет нести в себе всю суть проблемного обучения. Проблемная ситуация, которая чрезвычайно сложная, для младших школьников не имеет значительных положительных результатов. И это тоже нужно обязательно учитывать при подборе заданий.
Основными условиями применения проблемных ситуаций со стороны обучающихся являются:
- умение определять отсутствие или наличие у себя общего способа решения задач: «это я уже знаю и умею», «этого я ещё не знаю, но мне надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё лучше разобраться»;
- умение выдвигать гипотезы;
- уметь задавать вопросы;
- уметь применять имеющиеся знания и переносить их в новые ситуации.
Условием использования проблемных ситуаций со стороны учителя заключается в умении формировать у обучающихся способность оценивать свои возможности, объективно определять уровень имеющихся знаний для выполнения новой задачи, каких знаний ему недостаёт, то есть, умение учить умному незнанию. Если ребёнок осознаёт то, чего он не знает, то он и не знает, что ему нужно узнать.
Вследствие этого система обучения, которая не направлена на формирование детской самооценки, ограничивает самостоятельную познавательную активность детей, их свободный поиск в решении задач. Именно поэтому для обучающихся не менее важно уметь самостоятельно оценивать свои учебные достижения, чем уметь грамотно писать и правильно считать. Это говорит о том, что ребёнок, который не умеет оценивать свои возможности, не может быть настоящим субъектом, хозяином своей учебной деятельности, он постоянно будет нуждаться в контроле, руководстве и оценке учителя.
Применять проблемные ситуации можно на любом уроке по любому предмету.
Например, на уроке русского языка при изучении правописания согласной буквы на конце слова, говорю предложение: «Во дворе растёт огромный дуб».
- Какое последнее слово в предложении? (дуб)
- При произношении этого слова, какие звуки мы слышим по порядку? [д][у][п].
- Посмотрите внимательно, как написано на доске слово. Сравните эту запись с звуковым составом.
- Почему слышим «п», а пишем «б»? (Возникает проблема, которую можно решить при получении новых знаний).
После этого даю представление об орфограмме.
На уроке по окружающему миру, при изучении темы «Масштаб», прошу детей нарисовать на альбомном листе в натуральную величину ластик, карандаш, пенал, парту. Обучающиеся понимают, что могут изобразить все перечисленные предметы кроме парты (проблема). Поэтому нам необходимо использовать масштаб.
На уроке математике часто составляю проблемные задачи с избыточными или недостаточными данными, со специально допущенными ошибками, задачи без вопроса и другие приёмы.
Например, даю задачу следующего содержания. На столе лежало 9 конфет. Вика съела 2 конфеты, Илья съел 3 конфеты. Сколько конфет съели дети? В ответе получили 5 конфет. Задаю вопрос:
- Какое число мы не использовали при решении задачи?
- Как нужно поставить вопрос, чтобы число 9 нам тоже потребовалось?
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что основная ценность создания проблемных ситуаций на уроке заключается в том, что:
- детям в очередной раз предоставляется возможность наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- дети приходят к убеждению, что не на все вопросы есть готовые ответы;
- дети понимают, что каждый из них имеет право находить свой ответ и отстаивать своё мнение.
При этом задача учителя заключается в том, чтобы не выискивать из множества ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребёнка живую мысль. Ставя перед ребёнком проблемные ситуации, мы помогаем ему не бояться проблем, а находить возможности их разрешать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвилли. - М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К Бабанский, Ю.К.- М.: Издат. Педагогика-Пресс, 1970.
3. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя. [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Издат. Дом учителя, 2000.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издат. Педагогика-Пресс, 1996.
5. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. [Текст] / М.В. Матюхина. - М.: Издат. Педагогика, 1984.
6. Матюшкин, А.М.Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [Текст] / А.М. Матюшкин. -М.: Издат. Педагогика-Пресс, 1972.
7. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. [Текст] / М.И Махмутов. - М.: Издат. Просвещение, 1983.
8. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Издат. Просвещение, 1988.
9. Цукерман, Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарий к видеозаписям уроков. [Текст] / Г.А. Цукерман. - М.: Издат. АПКиППРО, 2005.
Папазян С.Р. Проблемные ситуации и пути их создания на уроках в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.
В условиях перехода на обучение по ФГОС НОО и необходимости реализации личностно-ориентированного обучения младших школьников перед учителями начальных классов встала проблема в поиске методов, которые смогли бы дать возможность развивать творческое мышление обучающихся, их познавательные процессы.
Решением данной проблемы стало применение технологии проблемного обучения. Этот метод даёт развёрнутый ответ на вопрос, как можно создавать на уроках проблемные ситуации и научить младших школьников их решать.
Создание проблемных ситуаций является необходимым условием для активной умственной деятельности обучающихся. Перед детьми ставится определённая задача, вызывающая заинтересованность в её решении, но при этом они понимают, что имеющиеся в их запасе знания и опыт недостаточны для выполнения задания, то есть возникает конкретная трудность. Обучающиеся стремятся найти выход из сложившейся ситуации, затруднения побуждают их к анализу возникшего положения и поиску решения поставленной задачи. Так создаётся противоречие между практическими, познавательными задачами и степенью знаний обучающихся, что и позволяет вызывать активную мыслительную деятельность, которая направляется на разрешение возникших трудностей.
Основная цель создания проблемных ситуаций состоит в осознании и разрешении данных ситуаций в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся, при этом детям даётся оптимальная самостоятельность, а учителю отводится направляющая роль в овладении обучающимися знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
При этом каждый учитель должен помнить, что возникающие трудности у обучающихся не всегда могут вызвать познавательной потребности. Такой случай может возникнуть, если задание, которое должно вызвать затруднение у детей, было дано без учёта возможностей обучающихся (достигнутого ими уровня знаний и интеллектуальных возможностей). Поэтому учителю важно знать о возможностях учащихся в проведении анализа условий задания и освоении нового знания. Задание даётся с такой степенью трудности, чтобы учащиеся с помощью имеющихся знаний и способов действия не смогли его выполнить, но при этом их знаний хватило бы для самостоятельного понимания содержания и условий выполнения задания. Именно такое задание и будет нести в себе всю суть проблемного обучения. Проблемная ситуация, которая чрезвычайно сложная, для младших школьников не имеет значительных положительных результатов. И это тоже нужно обязательно учитывать при подборе заданий.
Основными условиями применения проблемных ситуаций со стороны обучающихся являются:
- умение определять отсутствие или наличие у себя общего способа решения задач: «это я уже знаю и умею», «этого я ещё не знаю, но мне надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё лучше разобраться»;
- умение выдвигать гипотезы;
- уметь задавать вопросы;
- уметь применять имеющиеся знания и переносить их в новые ситуации.
Условием использования проблемных ситуаций со стороны учителя заключается в умении формировать у обучающихся способность оценивать свои возможности, объективно определять уровень имеющихся знаний для выполнения новой задачи, каких знаний ему недостаёт, то есть, умение учить умному незнанию. Если ребёнок осознаёт то, чего он не знает, то он и не знает, что ему нужно узнать.
Вследствие этого система обучения, которая не направлена на формирование детской самооценки, ограничивает самостоятельную познавательную активность детей, их свободный поиск в решении задач. Именно поэтому для обучающихся не менее важно уметь самостоятельно оценивать свои учебные достижения, чем уметь грамотно писать и правильно считать. Это говорит о том, что ребёнок, который не умеет оценивать свои возможности, не может быть настоящим субъектом, хозяином своей учебной деятельности, он постоянно будет нуждаться в контроле, руководстве и оценке учителя.
Применять проблемные ситуации можно на любом уроке по любому предмету.
Например, на уроке русского языка при изучении правописания согласной буквы на конце слова, говорю предложение: «Во дворе растёт огромный дуб».
- Какое последнее слово в предложении? (дуб)
- При произношении этого слова, какие звуки мы слышим по порядку? [д][у][п].
- Посмотрите внимательно, как написано на доске слово. Сравните эту запись с звуковым составом.
- Почему слышим «п», а пишем «б»? (Возникает проблема, которую можно решить при получении новых знаний).
После этого даю представление об орфограмме.
На уроке по окружающему миру, при изучении темы «Масштаб», прошу детей нарисовать на альбомном листе в натуральную величину ластик, карандаш, пенал, парту. Обучающиеся понимают, что могут изобразить все перечисленные предметы кроме парты (проблема). Поэтому нам необходимо использовать масштаб.
На уроке математике часто составляю проблемные задачи с избыточными или недостаточными данными, со специально допущенными ошибками, задачи без вопроса и другие приёмы.
Например, даю задачу следующего содержания. На столе лежало 9 конфет. Вика съела 2 конфеты, Илья съел 3 конфеты. Сколько конфет съели дети? В ответе получили 5 конфет. Задаю вопрос:
- Какое число мы не использовали при решении задачи?
- Как нужно поставить вопрос, чтобы число 9 нам тоже потребовалось?
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что основная ценность создания проблемных ситуаций на уроке заключается в том, что:
- детям в очередной раз предоставляется возможность наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- дети приходят к убеждению, что не на все вопросы есть готовые ответы;
- дети понимают, что каждый из них имеет право находить свой ответ и отстаивать своё мнение.
При этом задача учителя заключается в том, чтобы не выискивать из множества ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребёнка живую мысль. Ставя перед ребёнком проблемные ситуации, мы помогаем ему не бояться проблем, а находить возможности их разрешать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвилли. - М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К Бабанский, Ю.К.- М.: Издат. Педагогика-Пресс, 1970.
3. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя. [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Издат. Дом учителя, 2000.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издат. Педагогика-Пресс, 1996.
5. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. [Текст] / М.В. Матюхина. - М.: Издат. Педагогика, 1984.
6. Матюшкин, А.М.Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [Текст] / А.М. Матюшкин. -М.: Издат. Педагогика-Пресс, 1972.
7. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. [Текст] / М.И Махмутов. - М.: Издат. Просвещение, 1983.
8. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Издат. Просвещение, 1988.
9. Цукерман, Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарий к видеозаписям уроков. [Текст] / Г.А. Цукерман. - М.: Издат. АПКиППРО, 2005.