НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Букаева Е. В. Особенности адапционного периода детей раннего возраста к условиям детского сада

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf

  Довольно много статей написано про адапционный период детей младшего возраста к условиям детского сада.
  Давайте сначала вспомнить, что же такое адаптация?
  В словаре об этом можно прочитать следующее : «Адаптация (лат. adapto «приспособляю») — приспособление        строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процессы адаптации     направлены на сохранение гомеостаза.
   В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
   В педагогике «адаптация» - это процесс плавного перехода обучающихся из одного состояния в другое, из одной сферы деятельности в другую.
Что же происходит, когда ребёнок в возрасте 2-3х лет, а иногда и в 1.5 приходит в детский сад? 
   Во-первых: это возраст сензитивности мозга. Когда мозг ребёнка адаптивнее и гибче ему легче с одной стороны привыкать к новым для него условиям.
Всё новое ему интересно. Он попадает в помещение, где много новых игрушек, с которыми он не играл. Где есть дети, которые взаимодействуют друг с другом. Ребёнок присматривается, прислушивается. Смотрит, как взрослый общается с детьми.  Стоит свою схему дальнейшего взаимодействия. В этом возрасте происходит процесс активного развития речевой функции. Взаимодействуя с детьми в группе ребёнок учиться общаться как с детьми так и со взрослым, что помогает ему развивать навыки игровой, познавательной видов деятельности.
Если этот этап проходит достаточно легко, то впоследствии ребёнку будет гораздо легче осваивать новые виды деятельности.
    Не малая роль в этом отводиться взрослому, который взаимодействуя с детьми, поощряет их к разговору, обсуждению, беседе. Разрешает высказывать своё мнение.
   Во-вторых: важная роль отводиться родителям. Раньше родитель заранее подготавливал ребёнка к тому, что ему придётся идти в детский сад. Происходило это с помощью подготовительной беседы. Сейчас времена поменялись, да и у родителей других забот много. Психика детей стала не много другой. Беседы ушли на второй план. Как и не в таком далёком прошлом родители заняты выживанием.
   Родители стали более тревожными. У них появилось две крайности: лидо много очень много работать, либо очень сильная привязанность к ребёнку. Возможно, что это, связанно с каким либо негативным чувством, например, чувство вины.
   Что же происходит, когда родитель из-за чувства вины слишком зависим от ребёнка? Тут важный момент-это половая принадлежность ребёнка: мальчик или девочка. На практике я наблюдаю очень интересную закономерность: если с мальчиком мама или папа проявляют активно свою любовь, то в поведении мальчика появляются изменения.
    Он капризничает, и могут наблюдаться агрессивные выпады в сторону взрослого и детей. Естественно, что он ждёт, что незнакомый взрослый-воспитатель будет вести себя соответственно, то есть держать на ручках, сюсюкаться, разрешит ему делать, что, что он хочет, играючи его пожурит. И замечая, что взрослый не делает то, что он хочет ребёнок может выражать агрессию на другого ребёнка.
   Такие дети часто играют в одиночестве и используют для игрушки, которые их успокаиваю, например, конструктор. Он помогает им успокоиться и уравновесить внутреннее состояние. Обрести чувство безопасности. Со временем они не охотно, но всё же вступают во взаимодействие с другими детьми, но, как правило, ненадолго. Однако, соблюдение режима в детском саду даётся им легко.
    Девочки, которых окружали вниманием, исполняли любое их желание наоборот легче и быстрее адаптируются. Они сразу начинают ориентироваться в группе и точно знают, во что и с кем они хотят играть.
     Есть ещё девочки, у которых очень тёплые и доверительные отношения с папами. Как известно из психологии: наличие или отсутствие чувства безопасности у девочек оказывает влияние взаимоотношение с папой. Чем теплее отношения, тем лучше сформировано чувство безопасности. Ведь чувство безопасности является одной из базовых потребностей человека.
    На практике я неоднократно наблюдала этот феномен.
    Есть ещё одна особенность в прохождении адаптации к детскому саду у приёмного ребёнка. Такие дети, как правило, имеют особенности в развитии и формировании нервных процессов. Это может выражаться в задержке развития психических процессов, таких как речь. Такие дети либо смиряются, что они одиночки, либо активно начинают демонстрировать характер и завоёвывать территорию, и внимание к себе.
   В любом из этих примеров детям нужно внимание и поддержка воспитателя. Помощь взрослого очень важна для ребёнка.
   Сам ребёнок чувствует целый спектр эмоций:
·       страх;
·       злость;
·       гнев;
·       грусть.
     Но мне бы хотелось рассмотреть более подробно один интересный момент, а именно: так называемый защитный механизм психики ребёнка в этот период.
   Многие воспитатели  обращают внимание на то, что период адаптации у одних детей  проходит хорошо , то у других протекает достаточно сложно: с криками и капризами.
   Почему же некоторые дети спокойны, а другие кричат? Ответ простой крик-это защитный механизм  ребёнка.
            Попадая в непривычные, чужие условия ребёнок не понимает что происходит. Он в замешательстве.  Единственный выход- кричать.
   Ещё недавно ребёнок был рядом с мамой. Ему было хорошо, спокойно, безопасно. А тут он один среди других детей незнакомых ему, рядом взрослый, которого он не знает. Даже новые игрушки пугают его.
   Ребёнок чувствует себя покинутым. Он чувствует растерянность и страх. Страх, что мама его бросила и больше никогда не придёт. Он одинок.
   И он начинает кричать стоя на месте. Криком он пытается привлечь внимание мамы, чтобы она услышала и пришла забрать его. Обняла его и он почувствовал себя в безопасности.
  Чем легче проходит процесс адаптации, тем быстрее и чаще ребёнком начинают овладевать положительные эмоции. Радость и смех - особенно хорошие признаки того, что конец привыкания не за горами.
    Для ребёнка в этот период важны  социальные контакты. Чем более общителен ребёнок, тем более быстрой  и лёгкой будет его адаптация. В первые несколько дней желание общаться с кем-либо может полностью отсутствовать. Однако, через некоторое время оно постепенно вернётся и ребёнок сам начнёт проявлять инициативу в общении со взрослыми и детьми. Нужно обратить внимание на тот момент, когда ребёнок начнёт устанавливать  контакты со сверстниками из группы и взрослым. Дружба поможет привыканию сократить время адаптации.
     Необходимо выделить в эмоциональном состоянии ребёнка: любопытство и жажду знаний. Под воздействием стресса познавательная деятельность угасает вместе с положительными эмоциями.
В возрасте трёх лет ребёнок активно познаёт мир через игру. Поэтому, оказавшись в детском саду, малыш перестаёт тянуться к игрушкам и играм с ровесниками. Поэтому взрослому нужно не много помочь ребёнку. Увлечь его игрой. Заинтересовать, используя игровые моменты.
           Психика малыша испытывает большие нагрузки.  И в первые дни после начала посещения дошкольного учреждения он может разучиться о себе заботиться: самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться салфеткой или носовым платком. Когда стресс от адаптации исчезнет, малыш вспомнит все забытые навыки.
           От тяжёлого эмоционального напряжения ребёнок может забыть многие слова, а некоторые дети перестают разговаривать. Кто-то общается звуками или криком.
         Однако, при более лёгкой адаптации речь практически не меняется, но тяжёлое привыкание отказывает влияние на процесс говорения. И даже при лёгкой адаптации ребёнок не может в это время запоминать достаточное для его возраста количество новых слов.
        Малыш может стать немного медлительным. В период адаптации он может быть чрезмерно спокойным.
          Первое время ребёнку с трудом даётся сон днём. Часто он сидит на кровати и плачет. Позже малыш начинает забываться беспокойным сном с частыми пробуждениями, подёргиваниями тела во сне.  Спокойный нормальный сон приходит только после закончившейся адаптации.
            Из своего личного опыта могу сказать, что в такой момент воспитателю главное дать возможность ребёнку почувствовать себя в безопасности. Обняв его и нежно прижать к себе. Ведь именно объятиями мама даёт понять ребёнку, что она рядом и ему нечего бояться. Она защитит его от всех опасностей. Ведь воспитатель это тот взрослый, с которым долгое время взаимодействует ребёнок. И в это напряжённое и стрессовое время ребёнку как никогда нужна его помощь и поддержка.
  Когда вы обнимите ребёнка поговорите с ним.  Расскажите, где он, что вы будете делать, рассмотрите вместе игрушки. Придумайте небольшое совместное занятие, чтобы снять напряжение.
  Таким образом, можно сделать период адаптации ребёнка менее травматичным для его психики. Укрепить отношения воспитатель-воспитанник. Помочь ребёнку наладить новые социальные связи внутри группы.       Сделать пребывание в садике интересным и спокойным.

Библиографический список

             1. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед.    училищ. / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1975.
                  2. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. — 3-е изд.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 608 с.




2022