Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Колупаева Т. О. ЕГЭ по обществознанию: мифы и реальность

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Обществознание – это междисциплинарный экзамен, то есть своеобразный сплав нескольких самостоятельных наук – социологии, философии, правоведения, политологии и экономики. Во многих школах (чаще всего в гимназиях, лицеях) эти науки (например, экономика, право) изучаются как отдельные предметы. Учащимся таких школ, безусловно, легче готовиться к экзамену по обществознанию. Приходится уделять больше времени и внимания нюансам каждого из разделов.
Миф 1. «Обществознание – это легко! Вот математика… Необязательно готовиться долго»
Обществознание вот уже несколько лет подряд остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ. Согласно статистике Рособрнадзора, в 2020 году обществознание сдавали 292 701 выпускник. Доля высокобальных работ увеличилась по сравнению с 2019 г. на 2,1 %, за счет того, что часть слабо подготовленных учащихся в условиях дистанционного обучения отказались от сдачи ЕГЭ. При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок (19,3 %). Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе.
Развенчать этот миф у моих учащихся помогает прорешивание тренировочных материалов Статграда. Оказывается, недостаточно понимать, нужно знать теорию (задания на выбор нескольких вариантов ответа, а также задания с развернутыми ответами требуют не только понимания на бытовом уровне, но и знания теории).
К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов, а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.
Миф 2. «Нереально выучить все термины обществознания»
Данный миф прямо противоположен предыдущему. При работе с определениями я советую своим ученикам следующее:
·           Выделяйте основные признаки изучаемого понятия, дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
·           Учите английский и латинский! Очень многие термины обществознания происходят от латинских слов, поэтому знание иностранного языка очень помогает в изучении обществознания и существенно обогащает его.
·           Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.
В процессе обучения мы с ребятами очень часто занимаемся тем, что упрощаем длинные и непонятные определения из учебника, «переводим их с русского языка на русский». Главное – усвоить основной смысл, суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена школьнику не составит труда.
Миф 3. «Обществознание – это скучно»
Обществознание – вокруг нас, говорю я своим ученикам. Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Ребята учатся ориентироваться в реальной жизни, объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания ЕГЭ второй части, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого нужно быть в курсе событий, происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать новости и статьи.
Конечно, я ни в коем случае не призываю собирать «жареные факты» – особенно при изучении разделов «Право» и «Политическая сфера». Нужно тщательно отбирать лишь нужную и полезную актуальную информацию из официальных источников. Ими могут быть федеральные издания, такие как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и «РИА Новости», а также региональные СМИ.
Миф 4. «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»
К сожалению, многие учителя школ тоже так считают. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме. Критерии оценивания ответов зачастую очень жесткие (не только в плане содержания, но и в плане технического оформления ответов). К тому же, для успешной сдачи экзамена ученик должен знать не только содержание учебника, но и их законодательную базу, особенно Конституцию Российской Федерации. Естественно, не зная содержания закона не возможно безошибочно выполнить задание. Например: без знания полномочий органов власти Российской Федерации не выполнить задание №14, а без знания главы 2 Конституции Российской Федерации – задание №16.
Исходя из всего выше сказанного, выделим следующие этапы подготовки к экзамену:
1.       На первой консультации знакомимся с Кодификатором и Спецификацией. Предлагаю план занятий.
2.       Рекомендую пособия по подготовке к ЕГЭ, называю ссылки на полезные сайты (начало октября).
3.       На консультациях и занятиях работаем с лекциями по всем блокам вопросов обществознания: человек и общество, право, духовная жизнь общества, экономическая сфера общества, политика, социальные отношения. Лекция сопровождается показом презентаций по конкретному блоку (октябрь-январь).
4.       На этом этапе отрабатываем алгоритм решения различных заданий проверку теоретических знаний, для этого готовятся тематические подборки с использованием ресурсов ФИПИ, Решу ЕГЭ и т.д. Подборка содержит все типы заданий по блоку. Возможно использование элементов самопроверки, для лучшего понимания критериев проверки. Параллельно отрабатываются навыки выполнения творческих заданий (эссе). В составлении планов помощь оказывают записи лекций, имеющих четкую структуру (январь-март).
5.       Решение демонстрационных и тренировочных тестов, идёт отработка навыков решения тестов экзамена. Решение тестов может быть индивидуальным, каждый в своей тетради выполняет тестовые задания самостоятельно, для этого распечатываю несколько вариантов. Считаю необходимым внимательно читать задание любой части теста, выделять ключевые слова в вопросе, понимать, что от вас требуется, пытаться исключить лишний вариант, т. к. из меньшего количества вариантов легче выбрать. Либо решение тестов может быть и групповым, когда возможно и желательно обсуждение вариантов ответа, т. е. решаем с комментариями; группа работает по одному варианту печатному или электронному. Этому этапу посвящаю апрель и май.
Так как требуется глубокое знание теории, а не просто понимание материала, уроки учебного курса «Обществознание» и консультации в основном провожу по лекционно-семинарской системе: лекция, семинар, практические занятия – формирование практических умений или решение задач; зачет (устно, тест).
Лекционно-семинарская технология:
1.Занятия-лекции – первоначальное сообщение учащимся знаний;
2.Занятия-семинары – овладение знаниями и умениями;
3.Практические занятия – формирование практических умений или решение задач;
4.Зачеты – применение знаний учащимися и контроль со стороны учителя за степенью овладения ими.
Еженедельно – написание эссе.
Таким образом, учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению и способствует повышению качества выполнения экзаменационной работы.

Библиографический список

1. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по обществознанию. – М.: ФИПИ, 2020. 25 с.
2. Лискова Т.Е. Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2020 года: обществознание. – М.: ФИПИ, 2020. 25 с.
2021