Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Тагиров А.М. Изготовление игровых объектов труда как средство развития интереса и мотивации у детей с ОВЗ на уроках столярного дела

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Каждый учитель трудового обучения, особенно в системе коррекционной школы, в своей практике сталкивается с одной и той же проблемой: все учащиеся имеют разные стартовые возможности, способности, склонности, степень самостоятельности, а также индивидуальную траекторию развития. В одних случаях мы наблюдаем всплески повышенной активности и нетерпения, ученик не может даже выслушать до конца объяснения педагога, быстро хватается за выполнение задания, но при первой трудности так же быстро теряет к нему интерес. Зачастую, это связано с нарушением эмоционально-волевой сферы. Другие, наоборот, очень медленно вникают в суть задания, но постепенно врабатываются и делают его всё с большим увлечением. Одни способны выполнять задание самостоятельно, получив инструктаж и объяснения учителя, другие, полностью теряются, получив даже небольшую долю самостоятельности. Следовательно, необходимы адекватные по сложности, личностно ориентированные, вариативные задания, направленные на создание ситуации успеха, и условий для развития самостоятельности, творческой активности и мотивации к обучению.
Значительное место в системе школьного образования занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение игровой деятельности на уроках столярного дела является важным методическим средством для развития творческих способностей детей школьного возраста.
С целью повышения эффективности уроков столярного дела и внеклассных занятий в профильном кружке я начал выбирать такие объекты труда, как игрушки из древесины. Именно появление новых подходов к методике трудового обучения, господство идеи развивающего обучения и концепция подготовки человека мыслящего, творческого, социально-активного побудило использовать некоторые разделы вариативного курса «Изготовление деревянной игрушки» как один из способов повышения творческих способностей школьников. Не секрет, что ребенок познает мир и учится взаимодействовать с ним через игру. Игрушка несет в себе заряд положительных эмоций, одновременно являясь средством социально-психологического развития ребенка и нравственного становления личности.
Сегодня в игрушках все химическое: и материал, и краска – к тому же они быстро выходят из строя. Древесина является идеальным материалом для изготовления большинства игрушек. Суть древесины такова, что она несет только благо человеку – это его природа, это материал уютный и поэтичный, экологически чистый. Работа с древесиной – это контакт с природой, который приносит радость и удовольствие.
Сейчас в магазине можно купить практически все. Разнообразие игрушек поражает воображение. Однако купленная в магазине игрушка и игрушка сделанная своими руками это, как говорится, две большие разницы. Ведь в игрушку, которую ты сделал сам, ты вложил свое умение, свой вкус, свое старание. Эта игрушка сделана по твоему эскизу, является реализацией твоей фантазии.
Прежде чем приступить к изготовлению той или иной игрушки я показываю готовые поделки, даю детям поиграть, их осмотреть и «обследовать», тем самым происходит мотивация к их изготовлению. Некоторые ученики спрашивают: «А для чего они нужны? А зачем их делать?» Объясняю значимость и полезность поделок, что они нужны для ребят из младших классов или для своих младших братишек и сестрёнок. В ходе предварительного инструктажа ученики планируют свою работу, подбирают материал. Изготовление игрушек ребята выполняют индивидуально или пооперационно в составе групп, тем самым учатся взаимодействовать друг с другом, находить пути решения проблемных ситуаций и достигать конечной цели работы. В процессе изготовления дети знакомятся с историей возникновения этих игрушек, например богородские игрушки. Богородская игрушка это: «игрушки-каталки», «крутящиеся» игрушки, «качающиеся» игрушки, «катающиеся» игрушки, «шагающие» игрушки, «лазающие» и «кувыркающиеся» фигурки.
Для богородской игрушки характерно большое разнообразие жанров. Это и фигурки животных и птиц, и занимательные бытовые сцены, и всевозможная игрушка с движением. Используется главным образом мягкая, легкая в работе липа. Создавая игрушки, где персонажи движутся, ученики осваивают основы механики и чувствуют себя в роли конструкторов. Простые приемы - использование смещающихся планок, подвижных деталей, крепящихся на пружинах или веревках, несложные механизмы на кнопках применяются в самых различных композициях, усиливая яркость художественной образности игрушки, делая ее по истине живой. Большой популярностью во многих странах пользуется богородская игрушка "Кузнецы". Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Существует много вариантов такой игрушки. Каждый мастер по-своему отражает этот сюжет. Во время изготовления этой игрушки ребёнок практически выполняет все столярные операции: разметку, пиление, строгание, сверление, склеивание, декоративную отделку резьбой, выжиганием или росписью по дереву. Можно предложить упрощенный вариант, в котором сохранен принцип действия механизма, но фигурки мужика и медведя выпиливаются лобзиком из фанеры. Такую игрушку делают ученики 5 и 6 классов.
Также учащиеся изготавливают игрушки способствующие развитию координации, ловкости и движения, которые используются для организации досуга детей на переменах (кольцеловы Лиса, Буратино и др.)
Таким образом, введение в процесс трудового обучения изготовление игрушек из древесины способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта.
Предлагает на выбор различные учебные задания, поощряет учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
Позволяет использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся,
создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Вести индивидуальную работу с каждым ребенком.
Создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.
Литература:
1.Доклад учителя технологии МБОУ школы-гимназии №39 г.Симферополь Зариева В.В. «Игрушка как объект труда»
2.Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития.
3.Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении.
2018