Актуальные вопросы начального общего образования

Мухурханова С.Н. Исследовательский проект как форма реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников

Библиографическое описание:
Мухурханова С.Н. Исследовательский проект как форма реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь- сказал Плутарх древнегреческий философ,

В.А. Сухомлинский продолжил

А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.

Зажечь ребенка, дать ему толчок к развитию, к стремлению к новому, новым знаниям- основная цель обучения.

«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света. »

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи.

Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность.

Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Задачи:

- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;

- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

- развивать организационно-коммуникационные навыки;

- развивать познавательные способности;

- развивать творческое воображение.

Цель исследовательской деятельности в начальной школе:

развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыковисследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию исследователя, занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.

Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям, делать выводы.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников.

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы,

поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся,

стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

·первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

·второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

·третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Исследования можно классифицировать по-разному:

·по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

·по месту проведения (урочные и внеурочные);

·по времени (кратковременные и долговременные);

·по теме (предметные или свободные),

·по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Рассмотрим основные этапы учебного исследования:

vМотивация исследовательской деятельности

vФормулирование проблемы

vСбор, систематизация и анализ фактического материала

vВыдвижение гипотез

vПроверка гипотез

vДоказательство или опровержение гипотез

На уроке учитель может сообщить тему исследовательской работы. Участники предлагают свои варианты гипотез. Как правило, школьники приходят к выводу о том, что для решения проблемы необходимо выполнить несколько исследований, включающих наблюдение, сбор материала, его группировку и классификацию. Далее проводится одно из таких исследований, а затем сообщаются его результаты всему классу.

Главное в таких уроках – это совместный поиск истины и собственные открытия. В качестве домашнего задания учитель может предложить учащимся самостоятельно изучить научную литературу по данной теме, оформить исследовательскую работу и защитить её. На следующем уроке участники предъявляют результаты своей деятельности. На уроке можно объявить конкурс на самую лучшую исследовательскую работу по степени проработанности темы, содержанию, оформлению, защите.

Библиографический список

1.Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

2.Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117

3.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

4.Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33

5.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

6.Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001.
2024