Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Сергеева М.В. Система применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


«Система применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни.
Анализ состояния здоровья основной категории школьников показывает, что 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. В настоящее время число здоровых детей школьного возраста в целом по стране не превышает 10%. Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка. Ограничение двигательной активности является значимым фактором негативного влияния процесса обучения на организм обучающегося.
Для оптимизации уровня двигательной активности и укрепления здоровья, обучающихся, мной разработана система по применению здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры:
1.Предпочтительный выбор упражнений, имеющих оздоровительный эффект.
В водную часть каждого урока обязательно включаются упражнения на координацию движений, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Обучающиеся уже с 1 класса самостоятельно готовят упражнения разминки, это способствует приобщению к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В заключительной части урока систематически применяются дыхательные упражнения, гимнастика для глаз и элементы точечного массаж по А.А. Уманской
2.Увеличение моторной плотности уроков.
Основная часть урока проводится с применением фронтальных групповых, индивидуальных, дифференцированных и игровых, соревновательных форм и методов обучения.
С целью реализации дифференцированного подхода практикую проведение мониторинга, который позволяет отслеживать уровень овладения физическими качествами каждого обучающегося, а подход, организованный по уровню развития, способствует выявлению и развитию задатков и способностей обучающихся. Зная сильные и слабые стороны обучающегося, составляю индивидуальные программы по коррекции недостатков в физической подготовке, корректирую применяемые на уроке упражнения и игры.
Игровые и соревновательные методы обучения незаменимы в практике физического воспитания. Движения, входящие в широко распространенные подвижные игры, естественны, понятны и доступны для детей. Играя, дети овладевают необходимыми навыками и умениями. Неоднократное повторение игровых действий позволяет обучающимся в дальнейшем легче перестраиваться при изучении техники движений, технично их выполнять в различных игровых ситуациях.
3.Индивидуальный подход к обучающимся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.
При объявлении цели и задачи урока сообщается о влиянии применяемых на уроке упражнений на здоровье. Возможность применения данных упражнений и игр, для самостоятельных занятий физической культурой. Используются развивающие творческие задания, подготовка сообщений которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию Особое внимание уделяется развивающему обучению. Учитывая интересы и склонности обучающихся, их индивидуальные особенности предоставляется разноуровневый по сложности учебный материал, способствующий физическому развитию и дающий возможность полноценно заниматься на уроках обучающимся, имеющим подготовительную и специальную медицинские группы.
4.Создание на уроках положительного эмоционального настроя.
Положительные эмоции надежно защищают обучающихся от умственных перегрузок. Это обуславливает значительное место игр в физическом воспитании. При проведении уроков систематически применяются игровые методики. Каждую четверть на нескольких занятиях проводятся «сюжетные уроки», где каждое упражнение или применяемая на уроке игра основана на сюжете урока.
Используются несколько вариантов оценивания. При оценивании учебных нормативов сравнивается достижения начала года и конца года каждого обучающегося. При улучшении показателей, к отметке добавляются баллы. При оценивании техники движений или выполнении комплексов упражнений учитываются качественные и количественные показатели. Таким образом, обучающийся соревнуется сам с собой, это формирует готовность улучшать результаты, стремиться достичь поставленную перед собой цель, формирует мотивацию к обучению и создает на уроках положительный эмоциональный настрой.
5.Использование естественных природных факторов.
При подходящих погодных условиях занятия физической культурой проводятся на улице, это значительно способствует закаливанию обучающихся.
Применяемая система позволяет решать следующие задачи:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому и нравственному развитию обучающихся;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, за данными мониторинга здоровья, показателями развития основных физических качеств.
2019