НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кортунова Ф. В., Григорьева Е. В., Чуварова Г. С. Особенности формирования положительного отношения к труду взрослых у детей 5-6 лет в проектной деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Аннотация. В статье автор раскрывает актуальность проблемы формирования положительного отношения к труду взрослых у детей 5-6 лет в проектной деятельности. На основании диагностики выявлены особенности формирования положительного отношения к труду взрослых у детей 5-6 лет.  
Ключевые слова: труд, положительное отношение, проектная деятельность, дети, дошкольный возраст.
Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей является важнейшим компонентом психологической готовности к труду и формирования положительного отношения к трудовой деятельности взрослых.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [3] выдвигается ряд требований к социально–личностному развитию воспитанников. В документе отмечается важность формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения всегда стояли и стоят на первом месте. Р. С. Буре [1] отмечает, что центральным звеном формирования знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Данное содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности.
Нами выявлены отдельные специальные работы, посвященные формированию у детей дошкольного возраста лет знаний о профессиях взрослых: Р. С. Буре, Н. А. Виноградова, Л. В. Загик, В. И. Логинова,                   В. Г. Нечаева и др.  Анализ работ по проблеме исследования позволил выявить прямую зависимость между уровнем освоения общественного трудового опыта, уровнем овладения трудовыми действиями и отношением детей к труду.
При этом многими учеными отмечается эффективность использования проектной деятельности при формировании положительного отношения к труду взрослых у детей 5-6 лет. Метод проектов, по мнению Л. С. Кисилевой [2] позволяет развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать  субъективную позицию ребенка в труде.
С целью определение уровня сформированности положительного отношения к труду взрослых у детей 5-6 лет мы использовали методики «Расскажи о профессиях взрослых», «Особенности трудовой деятельности детей» (Г. А. Урунтаева).
Диагностическое задание «Расскажи о профессиях взрослых» направлено на выявление представлений детей о труде взрослых. Детям предлагали рассмотреть картинки с изображением представителей различных профессий и рассказать все, что им известно о профессии.
По результатам обследования по методике «Расскажи о профессиях взрослых» дошкольники продемонстрировали средний и низкий уровни развития представлений о профессиях взрослых. Воспитанники называли профессии, которые встречаются в повседневной жизни: врач, повар, учитель. Однако дети затруднялись при назывании таких профессий, как дизайнер, бухгалтер. У многих детей не сформированы представления о трудовых действиях людей разных профессий. Дети знают инструменты, которыми пользуются люди разных профессий. Но часто их названия неточные, не отражают особенности трудовых операций. Для многих испытуемых было характерно незнание профессий своих родителей и их необходимость для общества.
С целью выявления особенностей трудовой деятельности детей 5-6 лет мы провели диагностику «Особенности трудовой деятельности детей».  Каждому ребенку предлагалось выполнить серию трудовых поручений с заранее предложенным материалом и оборудованием.
По результатам обследования можем констатировать преобладание среднего и низкого уровней развития трудовых действий. Дошкольники проявляли интерес к труду, но не видели его значимости для другого человека. У воспитанников сформированы трудовые операции, но многие не доводят дело до конца и довольствуются любым результатом. Испытуемые были самостоятельны при выполнении трудовых операций, но не проявляли настойчивости и решительности.
Таким образом, по результатам диагностического обследования, мы можем сделать вывод о недостаточном уровне развития положительного отношения к труду взрослых у детей 5-6 лет. Воспитанники называли профессии взрослых, инструменты, которыми они действуют. Но не все дети придавали значимость труда взрослых. Для испытуемых было характерно знание профессий своих родителей, но для чего нужна эта профессия дети не могли сказать. В собственной трудовой деятельности, дошкольники допускали ошибки в выполнении операций. Многие не понимали значимости своего труда.
С целью развития положительного отношения к труду взрослых  у детей 5-6 лет нами была разработана система работы с использованием проектной деятельности.


Список литературы

1.       Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : учебно-метод. пособие / Р. С. Буре. – Санкт-Петербург : Детство, 2004. – 150 с.
2.           Киселёва, Л. С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения /Л. С. Кисилева. – Москва : Аркти, 2003. – 96 с.
3.           Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. // [Электронный ресурс] : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2022