Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Чапанова Н.В. Изучение творчества Сергея Есенина в вечерней школе: как повысить интерес учащихся

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Личность и судьба С. Есенина обычно вызывают повышенный интерес у старшеклассников. Это объясняется, во-первых, загадочностью смерти поэта, его достаточно молодым возрастом и обилием прекрасных стихов, которые он оставил после себя. Во-вторых, в последнее время появилось очень много мемуарного материала, исследований, фильмов, циклов радио- и телепередач, в которых принимают участие историки, литераторы, публицисты. Достаточно вспомнить фильм «Есенин», прошедший на телеэкранах в 2005 году, документальные фильмы «Дорогие мои, хорошие» (2005), «Сергей Есенин. 1925-2010» (2011).
Для школьника, пытающегося разобраться в жизни, в ее смысле, - большие возможности. Кроме того, о Есенине создавались и до сих пор создаются легенды, создается впечатление, что его творчество, его поэтический мир не поддаются никакой идеологии.
Особенностью моей работы является то, что в школе обучаются учащиеся-осужденные в возрасте 18-30 лет. Перерыв в получении образования у большинства учащихся-осужденных составляет от трех до семи лет. У учащихся нет возможности пользоваться ресурсами интернет источников, а также дополнительной литературой.
Для работы со своими учениками приходится придумывать и изобретать, так как очень часто слышишь "мне это не нужно", "а зачем и так пойдет". Отсутствие интернета в школе, нежелание учиться сподвигло меня на построение работы с материалом по творчеству С. Есенина таким образом, чтобы у ребят остался пусть небольшой, но значимый след об этом поэте.
Поэтому при своей работе я стараюсь
- рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;
- показать народность творчества поэта;
-выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А. Есенина.
- воспитывать чувства любви к родной природе.
Готовясь к урокам, я всегда стараюсь так подобрать к ним материал и формы работы, чтобы обеспечить мысленную деятельность каждого ученика каждую минуту. Пытаюсь предугадывать моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматриваю методы её стимуляции, путем внесения в структуру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, азартного, веселого.
На первых уроках знакомства с биографией поэта сопровождаю свой рассказ показом презентаций, из которых учащиеся могут увидеть семейные фотографии Есенина, места, где он бывал, родной край поэта.
Особенностью моей работы является и то, что многие учащиеся в силу обстоятельств, не могут регулярно посещать учебные занятия (занятость на производстве). Для таких ребят мною разрабатываются буклеты, таблицы, брошюры для самостоятельного изучения.
В практической работе использую также медиа-ресурсы сайтов ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru для контроля усвоения материала.
Изучая жизнь и творчество Есенина, стараюсь подвести своих учеников к выводу о том, что волновало в его стихах людей самых разных: от московского чекиста до артиста, от политического деятеля до современного студента,- т.е. дать ответ на вопрос:
Чем он, - чертушка! –
Русский народ подкупил?
Библиографический список
1. Воронова О.Е. Библейские образы в поэзии С. Есенина// Актуальные проблемы современного литературоведения.- М., 1995.
2. Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века. – СПб.: Институт печати, 2005. – 352 с.
3. Пастухова Л.Н. Поэт и мир. Урок по лирике Сергея Есенина// Литература в школе.-1990.- № 5
4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Глава 15. Статья 112
5. медиа-ресурсы сайтов ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru
6. ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru


Приложение

Примеры заданий (часть урока).

Тема урока: «Образ Родины в лирике С.А. Есенина», 9 класс.

Цель урока: выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А. Есенина.
Если вы внимательно читали и слушали стихи, то, наверное, заметили, что они наполнены удивительными красками. Цветовая гамма в поэзии Есенина разнообразная.
Давайте составим ромашковый букет, раскрасив каждый лепесток в любимый есенинский цвет.
Докажите строчками из стихотворений наличие того или иного цвета.
Белый – «Белая берёза под моим окном…»
Голубой – «Я покинул родимый дом, голубую оставив Русь…»
Синий – «Стелется синею рясой с поля ночной холодок…»
Зелёный – «Шелестят зелёные серёжки…»
Красный (малиновый) – «Подымалась красна зорюшка…» «Огоньки-лучи багровые…»
Жёлтый (золотой) – «Ветки золотистые, что кудри завила…» «Задремали звёзды золотые…»
Серебристый – «И горят серебряные росы…»

    Синий
Красный

Зеленый


     Желтый
















Рисунок 1. Ромашка

Ой ты, Русь моя, родина кроткая… ”, 11 класс.

Цель: отметить роль художественных средств стихотворениях С.А. Есенина
Задачи:
•        Отметить особенности изображения родной природы в стихотворении.
•        Выяснить, какова роль цвета в стихотворении Есенина.
Индивидуальная и групповая формы работы.
Для каждого учащегося 1, 2, 3 групп раздаются типовые карточки планы анализа стихотворения.
1.       История создания
Стихотворение написано в ____________ году.
2.       Тема
3.       Анализ художественных средств
Эпитеты




Метафоры




Сравнения




Олицетворения




Вывод:



Идея:
автор считает…


Рифма:



Размер:






Примеры брошюр для самостоятельных занятий
Рисунок 2. Брошюра


 Рисунок 3


Рисунок 4
Рисунок 5

2018