Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf
Ранний детский возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие. В этот период появляются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие способности, общая жизненная активность и многое другое. Однако развитие этих качеств и способностей часто замедляется в период адаптации ребенка к детскому саду, так как подходы к воспитанию ребенка в семье и в детском саду оказываются различными.
Ребенок, как правило, поступает в детский сад к концу раннего возраста. Семья и детский сад теперь становятся для ребёнка основной воспитательно-образовательной микро-средой. Поэтому необходимым условием успешного развития и воспитания малыша является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов в воспитании ребенка в семье и детском саду через организацию системы активного взаимодействия с семьями воспитанников.
Период адаптации ребенка к детскому саду сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. По этому, в адаптационный период необходимо соблюдать последовательность формы работы с семьей:
1.Знакомство. Ребенок, поступивший в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, воспитателями. Родителям предлагаются такие мероприятия как, новоселье, развлечения, прощание, знакомство с детским садом, сотрудниками.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей-это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместное общение. Первые несколько дней рекомендуют забирать детей до сна, постепенно по мере социализации ребенка, время пребывания увеличивается.
3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение документов.
Еще В.А.Сухомлинский считал, что «педагогика должна стать наукой для всех и для педагогов, и для родителей». В связи с этим система активного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников направлена на педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической компетентности
Поэтому, выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, акции, конкурсы, оздоровительные мероприятия, игры и т.д. Планируя ту или иную форму работы, мы как воспитатели, всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. В последнее время наметились новые формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в пед. процессе, так и в жизни детского сада.
К таким формам относятся:
1.информационно-аналитические- анкетирование, «почтовый ящик».
2.наглядно-информационные- родительские клубы, мини библиотеки, газета жизнь замечательных детей (ЖЗД)
3.позновательные – устные журналы, экскурсии, родительские гостиные.
4.досуговые – акции, совместные досуги, участие родителей в конкурсах. Одна из форм работы в адаптационный период – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими вопросами, пожеланиями, индивидуальными потребностями своих детей. А педагог в свою очередь знакомиться с этими записками. Еще самая популярная и всеми любимая форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества и адаптации ребенка. Доброй традицией стало проведение оздоровительных мероприятий, не зависимо от времени года. По итогом таких мероприятий, выпускаются газеты с фотографиями, что способствует более спокойнее и эффективнее перенести адаптационный период.
Эффективной формой работы с родителями, которая помогает осознать индивидуальность своего ребенка, его способности и возможности, а также регулярно взаимодействовать со специалистами, является создание родителями портфолио своего ребенка.
Система работы, направленная на взаимодействия детского сада и семьи воспитанника, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации и как следствие взаимодействие ДОУ и семьи носит продуктивный характер, приносящий максимум пользы для всех участников адаптационного периода. В заключении хотелось бы еще подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение-два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или по крайней мере, неполноценен.
Библиографический список
1. Теплюк С.Н. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 – 256 с.2. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/ В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
3. Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»/ Е.О. Смирнова - Педагогический университет «Первое сентября» 2010 - 104 с.
4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие-Воронеж: Учитель, 2006 – 236 с.
5. Гуркина А.П. Формирование личности ребенка в детском саду-М. Просвещение, 2008 – 111 с.
6. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М6 Мозаика-Синтез, 2007 – 167 с.
7. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями Дошкольная педагогика, 2007 – 70 с.