НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Виноградова А. Ю. Изучаем свой город

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


2020 год очень важен для Чувашской Республики, мы празднуем 100-летие со дня образования Чувашской автономной области. Это событие превратило республику, которая была одной из отсталых окраин царской России, в республику с механизированным сельским хозяйством, с высокоразвитой промышленностью и передовой культурой.
Получив автономную национальную государственность в составе Российской Федерации, в Чувашии возросла грамотность населения, становление чувашского научного языкознания. практически сформировался новый пласт национального искусства – чувашская профессиональная музыка, происходит создание основных атрибутов культуры – культурно-просветительских учреждений, прессы, книгоиздательского дела.
Слоган — «Пĕрле» (Вместе), выбранный для празднования 100- летия со дня образования Чувашской автономной области подобран удачно. Он показывает многозначность, яркость и объединяет все народы, проживающие сегодня в республике.
100-летие Чувашской автономной области —важно для всех, так как способствует сохранению народа и его самоидентичности, дает новый толчок развитию культуры и искусств.
Чувашия развивается, при этом сохраняет свои традиции. Отчётливо проследить эту линию можно по собраниям музеев, где важное место занимают экспонаты этнографического и краеведческого направления. В республике много монастырей и православных храмов, как построенных несколько столетий назад, так и возведённых уже в нашем веке.
Столица Чувашской Республики Чебоксары -это интересный город. Здесь есть набережная, скульптуры, монументы, которые встречаются повсеместно, много зелёных зон.
Сохранение истоков традиционной народной культуры, развитие интереса у дошкольников к национальным традициям является актуальным вопросом в мире современности. Педагогам необходимо создавать условия для того, чтобы ребенок с детства впитывал культуру своего народа и проникнулся уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он общается в непосредственном окружении. Дошкольный возраст особенно благоприятен для этого: им нравится изучать чувашские слова, говорить о своем городе, рассматривать книжки чувашских писателей, чувашской музыкой. Для них это интересно, доступно, увлекательно…
В детском саду такое знакомство осуществляется через игру, творческую деятельность и общение, использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию знаний детей о родном городе, о достопримечательностях города Чебоксары, воспитания у детей чувства любви и гордости за свой город.
Предлагаю вашему вниманию конспект организованной совместной деятельности, организованный в форме литературного дня из серии «Изучаю свой город» «Сквер М. Горького»
Литературный день «Сквер М. Горького»
(для детей 6-7 лет)
Цель: Познакомить с достопримечательностью региона, в котором живут дети.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-формирование первичных представлений объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
-Познакомить с основными моментами жизни и творчества Максима Горького
Развивающие задачи «Речевое развитие»
-Закрепление навыков свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
-Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя
речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; воображения и творческой активности;
Воспитательные задачи
- Воспитание интереса и любви к чтению; к творчеству писателя.
- развитие литературной речи, умение связно отвечать на вопросы; анализировать некоторые факты и реальные поступки
-Воспитание любви к Родине, гордости
Материал: «Сквер М. Горького»
Активизация словаря: глава, Максим Горький, писатель, книга,
Предшествующая работа: знакомство с писателем М.Горьким, чтение детских произведений «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка».
Индивидуальная работа: активизировать малоговорящих детей
Игровой сказочный персонаж: Евсейка
Место проведения: детский сад и «Сквер М. Горького»
Организация: дети и взрослые в жёлтых футболках, взрослые в белых футболках с синими шарфами
Методические приемы:
- Игровая мотивация путешествие по страницам книги «Сквер М. Горького»
- Глава 1 «Мой город Чебоксары»
- Глава 2 «Сквер М. Горького»
- Глава 3 «Хорошая речь коротка».
- Глава конкурс «Сказка к мудрости ступенька».
- Глава 5 «Евсейка»
-Эпилог
-Беседа
-Вопросы
-Поощрения
Ход мероприятия
Ведущий:
Чебоксары - лучший город, это родина моя.
Здесь выросли мои предки, здесь выросли вы и я.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Я вижу, что на наш литературный день собралось много ребят. Это замечательно. Значит он будет весёлым и радостным!
Появляется Евсейка. В авоське лежат рваные книги.
Евсейка: Это детский сад?
Ведущий: Да. А вы, изви­ните, кто такой?
Евсейка: Я — Евсейка, говорят в вашем детском саду мальчики и девочки
очень умные, а я тоже хочу стать очень умным мальчиком, вот и книги принёс.
Ведущий: Это очень хорошо, что ты хочешь стать умным, только вот вид у твоих книг не очень опрятный опрят­ный... Разве книгитак хра­нят? Давай спросим ребят, они тебе с удовольствием расскажут, как нуж­но обращаться с книгами.
Поговорить с детьми, как чи­тать книги, как их хранить.
Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, как нужно обращаться с книгами?
Дети:
Правила обращения с книгой
1.       Не брать книгу грязными руками.
2.       Не рисовать в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.
3.       Переворачивать страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
4.       Подклеивать страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых.
5.       Не загибать листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
6.       Пользоваться закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.
7.       Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думай о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье.
8.       Переворачивай страницу только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.
9.       На время чтения библиотечной книги нужно оборачивать в обложку.
10.   Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.
Ведущий:
Ну что, Евсейка, уяснил, как надо обращаться с книгами? Вижу по книгам, которые в твоей сум­ке, что ты любишь читать рассказы. (Евсейка кивает.) Хорошая тема для разговора. Хочу тебе объяснить, Евсейка, что ты попал на день литературы, и сегодня мы путешествуем по страницам книги «Сквер М. Горького». Ты хотел бы остаться с нами и попутешествовать?
Евсейка: Конечно, мне будет очень интересно, а вам ребята?
Дети: Да.
Ведущий: ( в руках большая книга -Чебоксары)
Итак, ребята называется книга наша книга «Сквер М. Горького»
Глава 1 «Мой город Чебоксары»
В этой Главе, мы поговорим о родном городе – Чебоксары. Шура Шупашкар -Так любовно называют чуваши свою столицу. Белые Чебоксары. Город действительно кажется белым пароходом, только что причалившим к живописному берегу Волги. Улицы похожи на каменную летопись, где рядом мы можем увидеть дома разных веков и десятилетий. Надо только научиться читать эту летопись. Помогут нам в этом вот эта книга «Сквер М. Горького»
Предлагается Блиц-игра «Знаю ли я свой город» Все готовы?
- Как называется наш город? (Чебоксары)
- Как звучит по чувашски название нашего города? (Шупашкар)
- Как называют жителей нашего города? (чебоксарцы)
- Назовите главу Чувашской Республики. (М. В. Игнатьев)
- Назовите главу города Чебоксары? (Л. И. Черкесов)
- На берегу какой реки раскинулся город Чебоксары? (Волга)
Ведущий: Молодцы. Очень хорошо знаете наш город. А скажите, ребята, а вам нравиться ваш город? (Да!)
А чем он вам нравиться? (Чистый, много памятников, цветов и т.д.)
Предлагаю послушать несколько стихотворений из 1 Главы.
Ребёнок:
Люблю всем сердцем этот город
Я в нем родился и живу
Горжусь тобою Чебоксары
Ты очень дорог, я тебя очень люблю!
Ребёнок:
Где бы меня ветры только ни носили
(Есть у нас большие города),
Но родней, чем этот уголок России,
Не найти мне в жизни никогда.
Александр Лукашин
Ребёнок:
Есть у каждого на свете
Свой родимый уголок
Для меня таким, поверьте,
Стал наш тихий городок.
Раньше мы не понимали
И печалилась порой,
Если мама после сада
Нас вела пешком домой.
Мы экскурсий не хотели,
Мы хотели на качели!
Ребёнок:
Но теперь мы стали старше
И проснулся интерес:
Про родной и славный город
Разузнать всё, наконец.
Каждый день мы с нетерпеньем
Ждем, когда пойдём гулять,
Потому что мама может
Обо всём мне рассказать:
Ребёнок
Про скульптуры, монументы,
Парки, памятники и скверы
Про спортсменов, мастеров,
Знаменитых земляков..
Мы должны гордиться им,
Нашим городом родным!
Ведущий: Действительно город наш красив, Чебокса́ры - это город в России, столица Чувашской Республики, город со своей историей, биографией. Походив по ее улицам, всегда можно понять, каков он, этот народ, живущий в этом городе, на этой земле. Особенно о многом расскажут названия улиц и площадей, парки, скверы и памятники.
Предлагаю перейти к следующей 2 Главе «Сквер М.Горького». Сегодня мы с вами совершим удивительную экскурсию в сквер Максима Горького. Кто знает, где находится этот сквер, кто был там? А ты там был Евсейка?
Евсейка: Нет, но мне будет очень интересно побывать там.
Ведущий: Предлагаю парами всем встать и отправиться в сквер М. Горького изучать.
Ребята идут по маршруту в сквер М. Горького

Ведущий: Вот мы с вами и пришли в сквер М. Горького.
Евсейка: А почему это не парк, а сквер?
Ведущий: Ребята, вы можете объяснить Евсейке, что такое сквер? (ответы детей)
Ведущий: Сквер (англ. square — площадь) — благоустроенная и озеленённая территория внутри жилой или промышленной застройки. Является объектом озеленения города, небольшой величины; размещается обычно на площади, перекрёстке улиц, либо на примыкающем к улице участке квартала. Сквер включает в себя дорожки, площадки, газоны, цветники, отдельные группы деревьев, кустарников. Предназначается для кратковременного отдыха пешеходов; художественного оформления архитектурного ансамбля.
Ведущий: Этот сквер называется Сквер М. Горького. Скажем все вместе. Вы знакомы с этим писателем? Какие произведения М. Горького вам уже знакомы? Сегодня я расскажу вам о жизни Максима Горького.
Ведущий о М. Горького
Ни один писатель в мире не был столь знаменит, как М. Горький. «Человек – эпоха» - писала о нем Марина Цветаева. «Океанический человек» - называл его Борис Пастернак.
Максим Горький (Пешков Алексей Максимович) – писатель, родился в 1866 году в Нижнем Новгороде.
Максим Горький заложил теоретические основы советской детской литературы. Он создал для детей несколько значительных, разнообразных по жанрам произведений для детей: рассказы, сказки, повести, которые вошли в школьную программу.
Ребята, скажите какие вы помните сказки, рассказы М. Горького?
Ответы детей
Ведущий: 25 декабря 1984 года в Чебоксарах в сквере им. М. Горького состоялось торжественное открытие скульптуры великого писателя. С гранитного постамента Алексей Максимович смотрит на Волгу. Он еще совсем молод, жизнь, полная борьбы, исканий и служения народу, у него все впереди. А прежде, чем отправиться в дорогу, ему нужно набраться сил, вдохнуть свежего волжского ветра, подумать о самом главном. Наверное, именно эту степень становления характера писателя хотел передать в свое произведении скульптор И.П. Шмагун.
В Чебоксарах установлена скульптурная копия памятника, воздвигнутого в Нижнем Новгороде. Место для нее выбрано не случайно. Здесь на крутом берегу, пролег проспект, носящий имя буревестника революции, здесь разбит горьковский сквер.
Ведущий: Скажите, ребята, почему в честь него назван сквер? Ответы детей.
Молодцы Предлагаю вам сесть на скамейку и отдохнуть Переходим к следующей к 3 главе книги «Хорошая речь коротка». Объяснять пословицу думаю не надо. Понятно, что в этом конкурсе нужно будет отвечать очень коротко - одним словом. Я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и быстро отвечайте. Чтобы вам было легче, скажу, что все загадки о книге, библиотеке, ведь библиотека – это дом книг. Внимательно слушаем загадки и ты, Евсейка, помогай.
1.Знает каждый шалунишка –
Стать умней поможет… (Книжка)
2.Знает каждый читатель
Книги пишет …(Писатель)
3.Сапоги тачает сапожник,
А иллюстрации к книге рисует… (Художник)
4.Книги здесь не продают,
Их бесплатно выдают.
Не магазин и не аптека,
А любимая …(Библиотека)
5. Весною, осенью, зимою, летом
Ходят и ходят по библиотекам…(Читатели)
6. Мне отыскать страницу не сладко,
Ведь я забыл положить …(Закладку)
7. Книгу нашли тебе – не молчи как рыба,
Скажи библиотекарю… (Спасибо)
8. Если уходишь, не забудь на прощание
Сказать библиотекарю… (До свидания)
Ведущий: Молодцы, ребята. Ребята, Максим Горький вырос в народной среде, что придает его творчеству народный характер, а его образам романтические черты, поэтическую стройность, душевность и красоту. Истинно русская народная черта писателя была и любовь к детям. Детские произведения Горького - это золотой фонд литературы для детей. Поэтому следующая 4 глава книги называется «Сказка к мудрости ступенька». Это русская пословица в ней сказано, что сказка ступенька к мудрости. А как вы думаете, почему сказка – это ступенька к мудрости?
Дети: (говорят свои версии)
Ведущий: А ты, Евсейка, как думаешь?
Евсейка: Я думаю, что сказка учит отличать добро от зла, как поступать в трудных ситуациях, каким в жизни надо быть, чтобы к тебе хорошо относились, учит любить природу, животных, родную землю.
Ведущий: Молодец, Евсейка. Правильно говоришь, сказка учит нас мудрости. Предлагаю посмотреть сказку М. Горького «Воробьишко»
Драматизация сказки «Воробьишко» М. Горького детьми старшей группы.
Ведущий: Понравилась вам сказка. Чему она вас научила? А тебя Евсейка?

Евсейка: Надо всегда слушаться маму и любить её, быть благодарным ей за её самоотверженность и ежедневную заботу о нас.

Ведущий: Молодец, Евсейка. Ты слушаешься маму?
Евсейка: Да, стараюсь всегда.
Ведущий: А вы, ребята?
Дети: Да!
Ведущий: Раз вы такие все послушные и хорошие, расскажу вам ещё о М. Горьком. Максим Горький, ребята, так же унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и правдивость, народные традиции и романтическое поэтизированное отношение к жизни и творчеству. Ребята вы знаете, что такое народное творчество?
Дети: Сказки, пословицы, загадки, поговорки и т.д.
Ведущий: Правильно ребята, предлагаю вам в следующей заключительной 5 Главе книги « Евсейка». Как вы думаете о чем она?
Ведущий: Видишь, Евсейка, М. Горькой написал и о тебе. Мы с ребятами, уже знакомились с этой сказкой. И нам там очень понравилось то, что ты мог разговаривать с морскими обитателями. Ты помнишь, о чем говорил.
Евсейка: Помню, помню как дразнил рака.
Под камнями рак живёт,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух.
Рак не знает вкуса мух.
Ведущий: Ребята, а мы сможем проговорить эту дразнилку? Дети: Да.Тогда предлагаю повторить научи, нас Евсейка.
Дети повторяют 3-4 раза, вместе, отдельно мальчики, девочки.
Ведущий: А ты, помнишь, как щука охотилась.
Евсейка: Конечно, это было интересно.
Плавниками трепеща,
И зубаста да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Ведущий: Ребята, предлагаю тоже попробовать её проговорить.
Дети повторяют 3-4 раза, вместе, отдельно мальчики, девочки
Ведущий: Закончилась наша книга. Ребята, вы молодцы! Мне понравилось, что во время «чтения» книги вы помогали друг другу. Вам понравился сквер М.Горького?
Дети: Да!
Ведущий: А теперь пора возвращаться в детский сад.
Дети возвращаются в детский сад.
Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, с какой интересной книгой мы сегодня познакомились? О ком она? Кто такой М.Горький? А кто приходил сегодня к нам в гости? Чем вам запомнился сегодня литературный день?
Ответы детей.
Ведущий: Я думаю, что после нашего литературного дня вы чаще будете бывать в сквере М. Горького.
Евсейка: И читать интересные книги. Что ж, ребята, мне пора, меня уже наверно, ищет мама. До свиданья.
Ведущий:
Большое спасибо за внимание. Всем, До свидания!
Литература:
1.Бобкина, Л.Н. Книжкины именины: [Материал об истории праздника Неделя детской и юношеской книги»; для 4-6 кл.] / Л.Н. Бобкина // Читаем, учимся, играем. – 2012. - № 2.
2.Побединская, Л.А. Жили-были сказки: Сценарии праздников / Л.А. Побединская.- М.: ТЦ Сфера, 2001.
3.Словарь русских пословиц и поговорок / Сост. В.П. Жуков. – М.: Советская энциклопедия, 1967.
4.Тунгулукова, С.А. В гостях у литературных героев / С.А. Тунгулукова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №1.
5. История Чувашии новейшего времени: в 2 кн. / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; редкол.: И. И. Бойко и др. Кн. 1: 1917-1945 / А. В. Изоркин, В. Н. Клементьев, Г. А. Александров; предисл. И. И. Бойко. Чебоксары: Изд-во ЧГИГН, 2001. С.73-155.
6. Коковенкова, Л.В. От поэтического понедельника до сказочной субботы: для детей 6-8 лет /Л.В. Коковенкова //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. - № 12. – С. 15-17.

2020