2020 год очень важен для Чувашской Республики, мы празднуем 100-летие со дня образования Чувашской автономной области. Это событие превратило республику, которая была одной из отсталых окраин царской России, в республику с механизированным сельским хозяйством, с высокоразвитой промышленностью и передовой культурой. Получив автономную национальную государственность в составе Российской Федерации, в Чувашии возросла грамотность населения, становление чувашского научного языкознания. практически сформировался новый пласт национального искусства – чувашская профессиональная музыка, происходит создание основных атрибутов культуры – культурно-просветительских учреждений, прессы, книгоиздательского дела. Слоган — «Пĕрле» (Вместе), выбранный для празднования 100- летия со дня образования Чувашской автономной области подобран удачно. Он показывает многозначность, яркость и объединяет все народы, проживающие сегодня в республике. 100-летие Чувашской автономной области —важно для всех, так как способствует сохранению народа и его самоидентичности, дает новый толчок развитию культуры и искусств. Чувашия развивается, при этом сохраняет свои традиции. Отчётливо проследить эту линию можно по собраниям музеев, где важное место занимают экспонаты этнографического и краеведческого направления. В республике много монастырей и православных храмов, как построенных несколько столетий назад, так и возведённых уже в нашем веке. Столица Чувашской Республики Чебоксары -это интересный город. Здесь есть набережная, скульптуры, монументы, которые встречаются повсеместно, много зелёных зон. Сохранение истоков традиционной народной культуры, развитие интереса у дошкольников к национальным традициям является актуальным вопросом в мире современности. Педагогам необходимо создавать условия для того, чтобы ребенок с детства впитывал культуру своего народа и проникнулся уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он общается в непосредственном окружении. Дошкольный возраст особенно благоприятен для этого: им нравится изучать чувашские слова, говорить о своем городе, рассматривать книжки чувашских писателей, чувашской музыкой. Для них это интересно, доступно, увлекательно… В детском саду такое знакомство осуществляется через игру, творческую деятельность и общение, использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию знаний детей о родном городе, о достопримечательностях города Чебоксары, воспитания у детей чувства любви и гордости за свой город. Предлагаю вашему вниманию конспект организованной совместной деятельности, организованный в форме литературного дня из серии «Изучаю свой город» «Сквер М. Горького» Литературный день «Сквер М. Горького» (для детей 6-7 лет) Цель: Познакомить с достопримечательностью региона, в котором живут дети. Программное содержание: Образовательные задачи: -формирование первичных представлений объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, -Познакомить с основными моментами жизни и творчества Максима Горького Развивающие задачи «Речевое развитие» -Закрепление навыков свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. -Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; воображения и творческой активности; Воспитательные задачи - Воспитание интереса и любви к чтению; к творчеству писателя. - развитие литературной речи, умение связно отвечать на вопросы; анализировать некоторые факты и реальные поступки -Воспитание любви к Родине, гордости Материал: «Сквер М. Горького» Активизация словаря: глава, Максим Горький, писатель, книга, Предшествующая работа: знакомство с писателем М.Горьким, чтение детских произведений «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка». Индивидуальная работа: активизировать малоговорящих детей Игровой сказочный персонаж: Евсейка Место проведения: детский сад и «Сквер М. Горького» Организация: дети и взрослые в жёлтых футболках, взрослые в белых футболках с синими шарфами Методические приемы: - Игровая мотивация путешествие по страницам книги «Сквер М. Горького» - Глава 1 «Мой город Чебоксары» - Глава 2 «Сквер М. Горького» - Глава 3 «Хорошая речь коротка». - Глава конкурс «Сказка к мудрости ступенька». - Глава 5 «Евсейка» -Эпилог -Беседа -Вопросы -Поощрения Ход мероприятия Ведущий: Чебоксары - лучший город, это родина моя. Здесь выросли мои предки, здесь выросли вы и я. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я вижу, что на наш литературный день собралось много ребят. Это замечательно. Значит он будет весёлым и радостным! Появляется Евсейка. В авоське лежат рваные книги. Евсейка: Это детский сад? Ведущий: Да. А вы, извините, кто такой? Евсейка: Я — Евсейка, говорят в вашем детском саду мальчики и девочки очень умные, а я тоже хочу стать очень умным мальчиком, вот и книги принёс. Ведущий: Это очень хорошо, что ты хочешь стать умным, только вот вид у твоих книг не очень опрятный опрятный... Разве книгитак хранят? Давай спросим ребят, они тебе с удовольствием расскажут, как нужно обращаться с книгами. Поговорить с детьми, как читать книги, как их хранить. Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, как нужно обращаться с книгами? Дети: Правила обращения с книгой 1. Не брать книгу грязными руками. 2. Не рисовать в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования. 3. Переворачивать страницы аккуратно, чтобы не порвать их. 4. Подклеивать страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых. 5. Не загибать листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы. 6. Пользоваться закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать. 7. Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думай о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье. 8. Переворачивай страницу только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы. 9. На время чтения библиотечной книги нужно оборачивать в обложку. 10. Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается. Ведущий: Ну что, Евсейка, уяснил, как надо обращаться с книгами? Вижу по книгам, которые в твоей сумке, что ты любишь читать рассказы. (Евсейка кивает.) Хорошая тема для разговора. Хочу тебе объяснить, Евсейка, что ты попал на день литературы, и сегодня мы путешествуем по страницам книги «Сквер М. Горького». Ты хотел бы остаться с нами и попутешествовать? Евсейка: Конечно, мне будет очень интересно, а вам ребята? Дети: Да. Ведущий: ( в руках большая книга -Чебоксары) Итак, ребята называется книга наша книга «Сквер М. Горького» Глава 1 «Мой город Чебоксары» В этой Главе, мы поговорим о родном городе – Чебоксары. Шура Шупашкар -Так любовно называют чуваши свою столицу. Белые Чебоксары. Город действительно кажется белым пароходом, только что причалившим к живописному берегу Волги. Улицы похожи на каменную летопись, где рядом мы можем увидеть дома разных веков и десятилетий. Надо только научиться читать эту летопись. Помогут нам в этом вот эта книга «Сквер М. Горького» Предлагается Блиц-игра «Знаю ли я свой город» Все готовы? - Как называется наш город? (Чебоксары) - Как звучит по чувашски название нашего города? (Шупашкар) - Как называют жителей нашего города? (чебоксарцы) - Назовите главу Чувашской Республики. (М. В. Игнатьев) - Назовите главу города Чебоксары? (Л. И. Черкесов) - На берегу какой реки раскинулся город Чебоксары? (Волга) Ведущий: Молодцы. Очень хорошо знаете наш город. А скажите, ребята, а вам нравиться ваш город? (Да!) А чем он вам нравиться? (Чистый, много памятников, цветов и т.д.) Предлагаю послушать несколько стихотворений из 1 Главы. Ребёнок: Люблю всем сердцем этот город Я в нем родился и живу Горжусь тобою Чебоксары Ты очень дорог, я тебя очень люблю! Ребёнок: Где бы меня ветры только ни носили (Есть у нас большие города), Но родней, чем этот уголок России, Не найти мне в жизни никогда. Александр Лукашин Ребёнок: Есть у каждого на свете Свой родимый уголок Для меня таким, поверьте, Стал наш тихий городок. Раньше мы не понимали И печалилась порой, Если мама после сада Нас вела пешком домой. Мы экскурсий не хотели, Мы хотели на качели! Ребёнок: Но теперь мы стали старше И проснулся интерес: Про родной и славный город Разузнать всё, наконец. Каждый день мы с нетерпеньем Ждем, когда пойдём гулять, Потому что мама может Обо всём мне рассказать: Ребёнок Про скульптуры, монументы, Парки, памятники и скверы Про спортсменов, мастеров, Знаменитых земляков.. Мы должны гордиться им, Нашим городом родным! Ведущий: Действительно город наш красив, Чебокса́ры - это город в России, столицаЧувашской Республики, город со своей историей, биографией. Походив по ее улицам, всегда можно понять, каков он, этот народ, живущий в этом городе, на этой земле. Особенно о многом расскажут названия улиц и площадей, парки, скверы и памятники. Предлагаю перейти к следующей 2 Главе «Сквер М.Горького». Сегодня мы с вами совершим удивительную экскурсию в сквер Максима Горького. Кто знает, где находится этот сквер, кто был там? А ты там был Евсейка? Евсейка: Нет, но мне будет очень интересно побывать там. Ведущий: Предлагаю парами всем встать и отправиться в сквер М. Горького изучать. Ребята идут по маршруту в сквер М. Горького Ведущий: Вот мы с вами и пришли в сквер М. Горького. Евсейка: А почему это не парк, а сквер? Ведущий: Ребята, вы можете объяснить Евсейке, что такое сквер? (ответы детей) Ведущий: Сквер (англ.square — площадь) — благоустроенная и озеленённая территория внутри жилой или промышленной застройки. Является объектом озеленениягорода, небольшой величины; размещается обычно на площади, перекрёстке улиц, либо на примыкающем к улице участке квартала. Сквер включает в себя дорожки, площадки, газоны, цветники, отдельные группы деревьев, кустарников. Предназначается для кратковременного отдыха пешеходов; художественного оформления архитектурного ансамбля. Ведущий: Этот сквер называется Сквер М. Горького. Скажем все вместе. Вы знакомы с этим писателем? Какие произведения М. Горького вам уже знакомы? Сегодня я расскажу вам о жизни Максима Горького. Ведущий о М. Горького Ни один писатель в мире не был столь знаменит, как М. Горький. «Человек – эпоха» - писала о нем Марина Цветаева. «Океанический человек» - называл его Борис Пастернак. Максим Горький (Пешков Алексей Максимович) – писатель, родился в 1866 году в Нижнем Новгороде. Максим Горький заложил теоретические основы советской детской литературы. Он создал для детей несколько значительных, разнообразных по жанрам произведений для детей: рассказы, сказки, повести, которые вошли в школьную программу. Ребята, скажите какие вы помните сказки, рассказы М. Горького? Ответы детей Ведущий: 25 декабря 1984 года в Чебоксарах в сквере им. М. Горького состоялось торжественное открытие скульптуры великого писателя. С гранитного постамента Алексей Максимович смотрит на Волгу. Он еще совсем молод, жизнь, полная борьбы, исканий и служения народу, у него все впереди. А прежде, чем отправиться в дорогу, ему нужно набраться сил, вдохнуть свежего волжского ветра, подумать о самом главном. Наверное, именно эту степень становления характера писателя хотел передать в свое произведении скульптор И.П. Шмагун. В Чебоксарах установлена скульптурная копия памятника, воздвигнутого в Нижнем Новгороде. Место для нее выбрано не случайно. Здесь на крутом берегу, пролег проспект, носящий имя буревестника революции, здесь разбит горьковский сквер. Ведущий: Скажите, ребята, почему в честь него назван сквер? Ответы детей. Молодцы Предлагаю вам сесть на скамейку и отдохнуть Переходим к следующей к 3 главе книги «Хорошая речь коротка».Объяснять пословицу думаю не надо. Понятно, что в этом конкурсе нужно будет отвечать очень коротко - одним словом. Я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и быстро отвечайте. Чтобы вам было легче, скажу, что все загадки о книге, библиотеке, ведь библиотека – это дом книг. Внимательно слушаем загадки и ты, Евсейка, помогай. 1.Знает каждый шалунишка – Стать умней поможет… (Книжка) 2.Знает каждый читатель Книги пишет …(Писатель) 3.Сапоги тачает сапожник, А иллюстрации к книге рисует… (Художник) 4.Книги здесь не продают, Их бесплатно выдают. Не магазин и не аптека, А любимая …(Библиотека) 5. Весною, осенью, зимою, летом Ходят и ходят по библиотекам…(Читатели) 6. Мне отыскать страницу не сладко, Ведь я забыл положить …(Закладку) 7. Книгу нашли тебе – не молчи как рыба, Скажи библиотекарю… (Спасибо) 8. Если уходишь, не забудь на прощание Сказать библиотекарю… (До свидания) Ведущий: Молодцы, ребята. Ребята, Максим Горький вырос в народной среде, что придает его творчеству народный характер, а его образам романтические черты, поэтическую стройность, душевность и красоту. Истинно русская народная черта писателя была и любовь к детям. Детские произведения Горького - это золотой фонд литературы для детей. Поэтому следующая 4 глава книги называется «Сказка к мудрости ступенька». Это русская пословица в ней сказано, что сказка ступенька к мудрости. А как вы думаете, почему сказка – это ступенька к мудрости? Дети: (говорят свои версии) Ведущий: А ты, Евсейка, как думаешь? Евсейка: Я думаю, что сказка учит отличать добро от зла, как поступать в трудных ситуациях, каким в жизни надо быть, чтобы к тебе хорошо относились, учит любить природу, животных, родную землю. Ведущий: Молодец, Евсейка. Правильно говоришь, сказка учит нас мудрости. Предлагаю посмотреть сказку М. Горького «Воробьишко» Драматизация сказки «Воробьишко» М. Горького детьми старшей группы. Ведущий: Понравилась вам сказка. Чему она вас научила? А тебя Евсейка?
Евсейка: Надо всегда слушаться маму и любить её, быть благодарным ей за её самоотверженность и ежедневную заботу о нас.
Ведущий: Молодец, Евсейка. Ты слушаешься маму? Евсейка: Да, стараюсь всегда. Ведущий: А вы, ребята? Дети: Да! Ведущий: Раз вы такие все послушные и хорошие, расскажу вам ещё о М. Горьком. Максим Горький, ребята, так же унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и правдивость, народные традиции и романтическое поэтизированное отношение к жизни и творчеству. Ребята вы знаете, что такое народное творчество? Дети: Сказки, пословицы, загадки, поговорки и т.д. Ведущий: Правильно ребята, предлагаю вам в следующей заключительной 5 Главе книги « Евсейка». Как вы думаете о чем она? Ведущий: Видишь, Евсейка, М. Горькой написал и о тебе. Мы с ребятами, уже знакомились с этой сказкой. И нам там очень понравилось то, что ты мог разговаривать с морскими обитателями. Ты помнишь, о чем говорил. Евсейка: Помню, помню как дразнил рака. Под камнями рак живёт, Рыбий хвостик рак жует. Рыбий хвостик очень сух. Рак не знает вкуса мух. Ведущий: Ребята, а мы сможем проговорить эту дразнилку? Дети: Да.Тогда предлагаю повторить научи, нас Евсейка. Дети повторяют 3-4 раза, вместе, отдельно мальчики, девочки. Ведущий:А ты, помнишь, как щука охотилась. Евсейка: Конечно, это было интересно. Плавниками трепеща, И зубаста да тоща, Пищи на обед ища, Ходит щука вкруг леща! Ведущий: Ребята, предлагаю тоже попробовать её проговорить. Дети повторяют 3-4 раза, вместе, отдельно мальчики, девочки Ведущий: Закончилась наша книга. Ребята, вы молодцы! Мне понравилось, что во время «чтения» книги вы помогали друг другу. Вам понравился сквер М.Горького? Дети: Да! Ведущий: А теперь пора возвращаться в детский сад. Дети возвращаются в детский сад. Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, с какой интересной книгой мы сегодня познакомились? О ком она? Кто такой М.Горький? А кто приходил сегодня к нам в гости? Чем вам запомнился сегодня литературный день? Ответы детей. Ведущий: Я думаю, что после нашего литературного дня вы чаще будете бывать в сквере М. Горького. Евсейка: И читать интересные книги. Что ж, ребята, мне пора, меня уже наверно, ищет мама. До свиданья. Ведущий: Большое спасибо за внимание. Всем, До свидания! Литература: 1.Бобкина, Л.Н. Книжкины именины: [Материал об истории праздника Неделя детской и юношеской книги»; для 4-6 кл.] / Л.Н. Бобкина // Читаем, учимся, играем. – 2012. - № 2. 2.Побединская, Л.А. Жили-были сказки: Сценарии праздников / Л.А. Побединская.- М.: ТЦ Сфера, 2001. 3.Словарь русских пословиц и поговорок / Сост. В.П. Жуков. – М.: Советская энциклопедия, 1967. 4.Тунгулукова, С.А. В гостях у литературных героев / С.А. Тунгулукова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №1. 5. История Чувашии новейшего времени: в 2 кн. / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; редкол.: И. И. Бойко и др. – Кн. 1: 1917-1945 / А. В. Изоркин, В. Н. Клементьев, Г. А. Александров; предисл. И. И. Бойко. – Чебоксары: Изд-во ЧГИГН, 2001. – С.73-155. 6. Коковенкова, Л.В. От поэтического понедельника до сказочной субботы: для детей 6-8 лет /Л.В. Коковенкова //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. - № 12. – С. 15-17.