НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Еникеева М.Е. Педагогический проект «Путешествие в Мир книг»

Библиографическое описание:

Еникеева М.Е. Педагогический проект «Путешествие в Мир книг» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Проект: долгосрочный, групповой

Вид проекта: познавательный, творческий

Продолжительность: 1 год

Состав участников проекта: воспитатели, дети средней группы, музыкальный руководитель, родители

Актуальность проекта:

1. Негативные тенденции современного мира:

- заметное снижение интереса к чтению у младших школьников,

- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за вытеснения книги из жизни детей телевидением, аудио- и видеотехникой, компьютерными играми,

- подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.

2. Принятие и реализация Национальной программы поддержки развития чтения;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ.

Проблема:

Приобщение ребенка к чтению.

Формирование отношения к литературе как к самоценному виду искусства и воспитание в ребенке грамотного читателя.

Цель: Развитие у детей читательского интереса, эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературы.

Задачи:

1. Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.

2. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений художественной литературы; связную речь.

3. Развивать умение выразительно читать стихотворения, пересказывать произведения.

4. Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

5. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие читательского интереса у детей.

6. Вовлечь родителей воспитанников в процесс семейного чтения.

Критерии ожидаемых результатов:

1. Умения детей по восприятию произведений:

- умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины,

- умение воссоздавать в воображении художественные картины,

- умения, связанные с осмыслением прочитанного (идея произведения, восприятие образа - персонажа, восприятие изобразительно–выразительных средств художественного языка);

2. Умения художественно–речевой деятельности детей:

- литературных предпочтений,

- объем литературного опыта,

- знание литературных жанров,

- творческие речевые умения.

3. Представления детей о значении иллюстраций в книгах и об иллюстраторах детских книг.

4. Представления детей о театре, умение детей использовать литературный опыт в самостоятельной творческой деятельности.

Диагностический инструментарий:

- Наблюдение и анализ;

- Беседа с детьми;

- Игровые задания.

Содержательно – организационные условия реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

- Анкетирование родителей по теме «Литературное развитие ребенка» (изучение отношения родителей и их роли к литературному развитию детей в домашних условиях);

- Изучение условий развивающей среды для литературного развития детей среднего дошкольного возраста в группе;

- Диагностика «Определение начального уровня литературного развития детей среднего дошкольного возраста»;

- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по литературному развитию детей среднего дошкольного возраста;

- Разработка и накопление методических материалов по теме.

2. Основной (практический) этап:

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по литературному развитию детей в различных видах деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей, организация деятельности воспитателем и педагогами ДОУ, пополнение развивающей предметно–пространственной среды, направленной на развитие читательского интереса у детей, вовлечение родителей воспитанников в процесс семейного чтения.

Непосредственно-образовательная деятельность включает занятия, согласно плану образовательной деятельности.

Совместная деятельность взрослого и ребенка:

- ежедневное чтение,

- прослушивание записей и просмотр видеофильмов,

- беседы после чтения,

- беседы о книгах,

- чтение с продолжением,

- творческие задания: «Изобрази героя сказки», «Мишка рассердился» и др.,

- литературные игры: «Расставь героев сказки по порядку», «Назови сказку»,

- выразительное чтение стихотворений,

- совместное рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство с иллюстраторами детских книг; знакомство с творчеством Е.М.Рачева, Ю.А.Васнецова,

- наблюдения в природе с использованием пословиц, примет, загадок, художественного слова,

- продуктивная деятельность по произведениям.

Самостоятельная деятельность детей:

- рассматривание иллюстраций в книгах,

- разыгрывание сказок с помощью разных видов театра, режиссерские игры, драматизации,

- рисование.

Организация деятельности воспитателем и педагогами ДОУ:

- тематических выставок: «Книги Агнии Барто», «Книги С.Я.Маршака», «Сказки К.Чуковского», «Русские народные сказки», «Загадки из сказки», «Сказки и картинки», «Любимые стихотворения».

- вечеров литературных развлечений: «Вечер загадок», «Расскажем сказку вместе», «Лучший чтец».

- инсценировки произведений: «Сказка о глупом мышонке», «Теремок», «Колобок», «Цыпленок и утенок» и др.

- театрализованного представления «Теремок на новый лад»,

- детской проектной деятельности (мини-проекты).

Пополнение развивающей предметно–пространственной среды, направленной на развитие читательского интереса у детей:

- книжный центр,

- подбор аудиозаписей по сказкам (чтение сказок народными артистами),

- центр творческо–речевой деятельности: мнемотаблицы «Расскажи сказку», «Придумай загадку», «Прочти стихотворение»; игры «Назови героя сказки», «Из какой сказки картинка?»; лабиринты «Куда придет герой сказки?», «Собери картинку».

- театральный центр с разными видами театра: пальчиковый, би-ба-бо, настольный, фланелеграф; атрибутами: маски, элементы костюмов.

Вовлечение родителей воспитанников в процесс семейного чтения:

- помощь родителей при организации тематических выставок,

- участие в выставке рисунков и поделок «Моя любимая сказка» (совместное творчество родителей и детей),

- конкурс «Читающая семья»,

- изготовление костюмов к театрализованному представлению,

- участие в детско–проектной деятельности: «Сочиняем сказку», «Иллюстрация к любимой сказке», «Творчество К.И.Чуковского», «Путешествие по произведениям В.Сутеева», «Сказки К.И.Чуковского».

- консультации: «Круг детского чтения», «Как развить у детей интерес к чтению»,

- памятка «Семья и книга», папка-передвижка «Читаем дома»,

- круглый стол «Как организовать семейное чтение».

3.Заключительный этап:

- Итоговая диагностика детей по литературному развитию детей.

- Литературная викторина «Путешествие в Литературную страну».

- Анкетирование родителей.

- Оформление результата проекта в виде презентации и представление на Совете педагогов и на родительском собрании.

Эффект проекта:

Формирование личности, обладающей определенным читательским опытом:

развитый интерес к чтению,

умение воспринимать и понимать художественное произведение,

способность к самовыражению в разных видах художественно–речевой деятельности.

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Возрождение и поддержание традиции семейного чтения.

Библиографический список:1. «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года № 1155-р.

2. «Национальная программа поддержки и развития чтения». Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Российский книжный союз (утверждена Роспечатью).

3. «Программа поддержки и развития чтения в Свердловской области на 2018 – 2021 годы» (утверждена распоряжением Правительства Свердловской области от 07.06.2018 № 379-РП).
2023