Библиографическое описание:
Еникеева М.Е. Педагогический проект «Путешествие в Мир книг» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Проект: долгосрочный, групповой
Вид проекта: познавательный, творческий
Продолжительность: 1 год
Состав участников проекта: воспитатели, дети средней группы, музыкальный руководитель, родители
Актуальность проекта:
1. Негативные тенденции современного мира:
- заметное снижение интереса к чтению у младших школьников,
- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за вытеснения книги из жизни детей телевидением, аудио- и видеотехникой, компьютерными играми,
- подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
2. Принятие и реализация Национальной программы поддержки развития чтения;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ.
Проблема:
Приобщение ребенка к чтению.
Формирование отношения к литературе как к самоценному виду искусства и воспитание в ребенке грамотного читателя.
Цель: Развитие у детей читательского интереса, эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературы.
Задачи:
1. Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.
2. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений художественной литературы; связную речь.
3. Развивать умение выразительно читать стихотворения, пересказывать произведения.
4. Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
5. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие читательского интереса у детей.
6. Вовлечь родителей воспитанников в процесс семейного чтения.
Критерии ожидаемых результатов:
1. Умения детей по восприятию произведений:
- умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины,
- умение воссоздавать в воображении художественные картины,
- умения, связанные с осмыслением прочитанного (идея произведения, восприятие образа - персонажа, восприятие изобразительно–выразительных средств художественного языка);
2. Умения художественно–речевой деятельности детей:
- литературных предпочтений,
- объем литературного опыта,
- знание литературных жанров,
- творческие речевые умения.
3. Представления детей о значении иллюстраций в книгах и об иллюстраторах детских книг.
4. Представления детей о театре, умение детей использовать литературный опыт в самостоятельной творческой деятельности.
Диагностический инструментарий:
- Наблюдение и анализ;
- Беседа с детьми;
- Игровые задания.
Содержательно – организационные условия реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- Анкетирование родителей по теме «Литературное развитие ребенка» (изучение отношения родителей и их роли к литературному развитию детей в домашних условиях);
- Изучение условий развивающей среды для литературного развития детей среднего дошкольного возраста в группе;
- Диагностика «Определение начального уровня литературного развития детей среднего дошкольного возраста»;
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по литературному развитию детей среднего дошкольного возраста;
- Разработка и накопление методических материалов по теме.
2. Основной (практический) этап:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по литературному развитию детей в различных видах деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей, организация деятельности воспитателем и педагогами ДОУ, пополнение развивающей предметно–пространственной среды, направленной на развитие читательского интереса у детей, вовлечение родителей воспитанников в процесс семейного чтения.
Непосредственно-образовательная деятельность включает занятия, согласно плану образовательной деятельности.
Совместная деятельность взрослого и ребенка:
- ежедневное чтение,
- прослушивание записей и просмотр видеофильмов,
- беседы после чтения,
- беседы о книгах,
- чтение с продолжением,
- творческие задания: «Изобрази героя сказки», «Мишка рассердился» и др.,
- литературные игры: «Расставь героев сказки по порядку», «Назови сказку»,
- выразительное чтение стихотворений,
- совместное рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство с иллюстраторами детских книг; знакомство с творчеством Е.М.Рачева, Ю.А.Васнецова,
- наблюдения в природе с использованием пословиц, примет, загадок, художественного слова,
- продуктивная деятельность по произведениям.
Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание иллюстраций в книгах,
- разыгрывание сказок с помощью разных видов театра, режиссерские игры, драматизации,
- рисование.
Организация деятельности воспитателем и педагогами ДОУ:
- тематических выставок: «Книги Агнии Барто», «Книги С.Я.Маршака», «Сказки К.Чуковского», «Русские народные сказки», «Загадки из сказки», «Сказки и картинки», «Любимые стихотворения».
- вечеров литературных развлечений: «Вечер загадок», «Расскажем сказку вместе», «Лучший чтец».
- инсценировки произведений: «Сказка о глупом мышонке», «Теремок», «Колобок», «Цыпленок и утенок» и др.
- театрализованного представления «Теремок на новый лад»,
- детской проектной деятельности (мини-проекты).
Пополнение развивающей предметно–пространственной среды, направленной на развитие читательского интереса у детей:
- книжный центр,
- подбор аудиозаписей по сказкам (чтение сказок народными артистами),
- центр творческо–речевой деятельности: мнемотаблицы «Расскажи сказку», «Придумай загадку», «Прочти стихотворение»; игры «Назови героя сказки», «Из какой сказки картинка?»; лабиринты «Куда придет герой сказки?», «Собери картинку».
- театральный центр с разными видами театра: пальчиковый, би-ба-бо, настольный, фланелеграф; атрибутами: маски, элементы костюмов.
Вовлечение родителей воспитанников в процесс семейного чтения:
- помощь родителей при организации тематических выставок,
- участие в выставке рисунков и поделок «Моя любимая сказка» (совместное творчество родителей и детей),
- конкурс «Читающая семья»,
- изготовление костюмов к театрализованному представлению,
- участие в детско–проектной деятельности: «Сочиняем сказку», «Иллюстрация к любимой сказке», «Творчество К.И.Чуковского», «Путешествие по произведениям В.Сутеева», «Сказки К.И.Чуковского».
- консультации: «Круг детского чтения», «Как развить у детей интерес к чтению»,
- памятка «Семья и книга», папка-передвижка «Читаем дома»,
- круглый стол «Как организовать семейное чтение».
3.Заключительный этап:
- Итоговая диагностика детей по литературному развитию детей.
- Литературная викторина «Путешествие в Литературную страну».
- Анкетирование родителей.
- Оформление результата проекта в виде презентации и представление на Совете педагогов и на родительском собрании.
Эффект проекта:
Формирование личности, обладающей определенным читательским опытом:
развитый интерес к чтению,
умение воспринимать и понимать художественное произведение,
способность к самовыражению в разных видах художественно–речевой деятельности.
Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Возрождение и поддержание традиции семейного чтения.
Библиографический список:1. «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года № 1155-р.
2. «Национальная программа поддержки и развития чтения». Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Российский книжный союз (утверждена Роспечатью).
3. «Программа поддержки и развития чтения в Свердловской области на 2018 – 2021 годы» (утверждена распоряжением Правительства Свердловской области от 07.06.2018 № 379-РП).
Еникеева М.Е. Педагогический проект «Путешествие в Мир книг» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Проект: долгосрочный, групповой
Вид проекта: познавательный, творческий
Продолжительность: 1 год
Состав участников проекта: воспитатели, дети средней группы, музыкальный руководитель, родители
Актуальность проекта:
1. Негативные тенденции современного мира:
- заметное снижение интереса к чтению у младших школьников,
- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за вытеснения книги из жизни детей телевидением, аудио- и видеотехникой, компьютерными играми,
- подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
2. Принятие и реализация Национальной программы поддержки развития чтения;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ.
Проблема:
Приобщение ребенка к чтению.
Формирование отношения к литературе как к самоценному виду искусства и воспитание в ребенке грамотного читателя.
Цель: Развитие у детей читательского интереса, эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературы.
Задачи:
1. Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.
2. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений художественной литературы; связную речь.
3. Развивать умение выразительно читать стихотворения, пересказывать произведения.
4. Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
5. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие читательского интереса у детей.
6. Вовлечь родителей воспитанников в процесс семейного чтения.
Критерии ожидаемых результатов:
1. Умения детей по восприятию произведений:
- умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины,
- умение воссоздавать в воображении художественные картины,
- умения, связанные с осмыслением прочитанного (идея произведения, восприятие образа - персонажа, восприятие изобразительно–выразительных средств художественного языка);
2. Умения художественно–речевой деятельности детей:
- литературных предпочтений,
- объем литературного опыта,
- знание литературных жанров,
- творческие речевые умения.
3. Представления детей о значении иллюстраций в книгах и об иллюстраторах детских книг.
4. Представления детей о театре, умение детей использовать литературный опыт в самостоятельной творческой деятельности.
Диагностический инструментарий:
- Наблюдение и анализ;
- Беседа с детьми;
- Игровые задания.
Содержательно – организационные условия реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- Анкетирование родителей по теме «Литературное развитие ребенка» (изучение отношения родителей и их роли к литературному развитию детей в домашних условиях);
- Изучение условий развивающей среды для литературного развития детей среднего дошкольного возраста в группе;
- Диагностика «Определение начального уровня литературного развития детей среднего дошкольного возраста»;
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по литературному развитию детей среднего дошкольного возраста;
- Разработка и накопление методических материалов по теме.
2. Основной (практический) этап:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по литературному развитию детей в различных видах деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей, организация деятельности воспитателем и педагогами ДОУ, пополнение развивающей предметно–пространственной среды, направленной на развитие читательского интереса у детей, вовлечение родителей воспитанников в процесс семейного чтения.
Непосредственно-образовательная деятельность включает занятия, согласно плану образовательной деятельности.
Совместная деятельность взрослого и ребенка:
- ежедневное чтение,
- прослушивание записей и просмотр видеофильмов,
- беседы после чтения,
- беседы о книгах,
- чтение с продолжением,
- творческие задания: «Изобрази героя сказки», «Мишка рассердился» и др.,
- литературные игры: «Расставь героев сказки по порядку», «Назови сказку»,
- выразительное чтение стихотворений,
- совместное рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство с иллюстраторами детских книг; знакомство с творчеством Е.М.Рачева, Ю.А.Васнецова,
- наблюдения в природе с использованием пословиц, примет, загадок, художественного слова,
- продуктивная деятельность по произведениям.
Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание иллюстраций в книгах,
- разыгрывание сказок с помощью разных видов театра, режиссерские игры, драматизации,
- рисование.
Организация деятельности воспитателем и педагогами ДОУ:
- тематических выставок: «Книги Агнии Барто», «Книги С.Я.Маршака», «Сказки К.Чуковского», «Русские народные сказки», «Загадки из сказки», «Сказки и картинки», «Любимые стихотворения».
- вечеров литературных развлечений: «Вечер загадок», «Расскажем сказку вместе», «Лучший чтец».
- инсценировки произведений: «Сказка о глупом мышонке», «Теремок», «Колобок», «Цыпленок и утенок» и др.
- театрализованного представления «Теремок на новый лад»,
- детской проектной деятельности (мини-проекты).
Пополнение развивающей предметно–пространственной среды, направленной на развитие читательского интереса у детей:
- книжный центр,
- подбор аудиозаписей по сказкам (чтение сказок народными артистами),
- центр творческо–речевой деятельности: мнемотаблицы «Расскажи сказку», «Придумай загадку», «Прочти стихотворение»; игры «Назови героя сказки», «Из какой сказки картинка?»; лабиринты «Куда придет герой сказки?», «Собери картинку».
- театральный центр с разными видами театра: пальчиковый, би-ба-бо, настольный, фланелеграф; атрибутами: маски, элементы костюмов.
Вовлечение родителей воспитанников в процесс семейного чтения:
- помощь родителей при организации тематических выставок,
- участие в выставке рисунков и поделок «Моя любимая сказка» (совместное творчество родителей и детей),
- конкурс «Читающая семья»,
- изготовление костюмов к театрализованному представлению,
- участие в детско–проектной деятельности: «Сочиняем сказку», «Иллюстрация к любимой сказке», «Творчество К.И.Чуковского», «Путешествие по произведениям В.Сутеева», «Сказки К.И.Чуковского».
- консультации: «Круг детского чтения», «Как развить у детей интерес к чтению»,
- памятка «Семья и книга», папка-передвижка «Читаем дома»,
- круглый стол «Как организовать семейное чтение».
3.Заключительный этап:
- Итоговая диагностика детей по литературному развитию детей.
- Литературная викторина «Путешествие в Литературную страну».
- Анкетирование родителей.
- Оформление результата проекта в виде презентации и представление на Совете педагогов и на родительском собрании.
Эффект проекта:
Формирование личности, обладающей определенным читательским опытом:
развитый интерес к чтению,
умение воспринимать и понимать художественное произведение,
способность к самовыражению в разных видах художественно–речевой деятельности.
Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Возрождение и поддержание традиции семейного чтения.
Библиографический список:1. «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года № 1155-р.
2. «Национальная программа поддержки и развития чтения». Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Российский книжный союз (утверждена Роспечатью).
3. «Программа поддержки и развития чтения в Свердловской области на 2018 – 2021 годы» (утверждена распоряжением Правительства Свердловской области от 07.06.2018 № 379-РП).