Шевченко Н. А. План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы «Ознакомление с комнатными растениями «В царстве фиалок»
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое». Задачи: 1.ОО «Познавательное развитие» · Формировать эстетическое отношение к миру природы. Воспитывать любовь к природе, формировать простейшие экологические представления. · Поощрять стремление детей рассматривать комнатные растения, знакомить со способами ухода за ними в уголке природы. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни комнатных растений(воздух, вода, питание и т.д.). Учить определять потребность растений во влаге. · Способствовать формированию у детей интереса к исследовательской деятельности, устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Воспитывать любовь к природе, формировать простейшие экологические представления. 2.ОО «Речевое развитие» · Совершенствовать диалогическую речь: участвовать в беседе, правильно отвечать на вопросы. · Закреплять умение составлять описание предмета. · Продолжать учить детей употреблять в речи простейшие виды сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Активизировать словарный запас словами по теме «Комнатные растения»3.ОО «Социально-коммуникативное развитие» · Формировать готовность у детей к совместной деятельности. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. 4. ОО«Художественно-эстетическое развитие» · Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. 5.ОО «Физическое развитие» · Продолжать развивать двигательную активность у детей. Методы и приемы: Практические: выполнение работ по уходу за комнатными растениями, игровых упражнений, заданий, физкультминутка. Наглядные: просмотр презентации «Комнатные растения-фиалки», показ иллюстраций, схем Словесные: художественное слово, беседа. Вопросы по теме нод. Материал и оборудование: кукла «Буратино»,мультимедийный проектор, экран, ноутбук, коробка с содержимым в ней: картинка с изображением комнатного растения(фиалки),лейка, стеки, лопатка, кисточка, ведерко, лупа, кубики, фломастеры, восковые мелки, схемы растения на каждого ребенка, 5 комнатных растений в горшочках с подставками(фиалка), стеки-3 шт, лейки-2шт, 3 кисточки с широким ворсом, смайлики по количеству детей Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности Познавательно-исследовательская Проблемная ситуация: Познакомить детей с комнатным растением, научить правильно ухаживать за ним. Цель: закрепление представлений детей об условиях, необходимых для жизни комнатных растений(воздух, вода, питание и т.д.). Коммуникативная Беседа при рассматривании комнатных растений Цель: закрепление умения правильно строить предложения. Отгадывание загадок. Цель: совершенствование умения слушать и отвечать на вопрос. Описание комнатного растения. Цель: формирование умения составлять описание предмета. Игровая Дидактическая игра: «Найди нужные предметы» Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности. Дидактическая игра « Найди комнатное растение по картинке» Цель: ознакомление со способами ухода за комнатными растениями. Двигательная Физкультминутка Цель: совершенствование двигательной активности у детей.
Ход занятия: Игровая ситуация с использованием сказочного персонажа Буратино. Воспитатель приглашает детей пройти в уголок природы, обращает внимание на то, что на подставках появились новые комнатные растения. В это время раздается стук в дверь, появляется кукла-Буратино. Буратино пришел с красивой коробкой. Воспитатель и дети приглашают Буратино к себе в гости, воспитатель открывает коробку и вместе с детьми рассматривают содержимое. Введение в игровую ситуацию: Воспитатель обращает внимание детей на пришедшего героя и его коробку, рассматривает вместе с детьми ее содержимое: картинки с изображением комнатного растения(фиалки),лейка, стеки, лопатка, кисточка, ведерко, лупа, кубики, фломастеры, восковые мелки. Воспитатель просит детей назвать эти предметы. (ответы детей). Воспитатель спрашивает героя: -Буратино, а зачем ты принес все эти предметы? Буратино сообщает детям: «Ребята. Я не знаю, что это за предметы, помогите мне разобраться?» Воспитатель предлагает детям помочь герою найти применение предметам из коробки Буратино. Игровая ситуация «Отгадай загадку» Воспитатель зачитывает загадку: «На окнах зеленеют, круглый год цветут, очищают воздух, создают уют» -Правильно, молодцы -это комнатные растения. -А какие комнатные растения вы знаете?(ответы детей) - А для чего люди разводят комнатные растения.(ответы детей) Воспитатель обобщает ответы детей. -Правильно, комнатные растения очищают воздух, а значит приносят пользу для здоровья человека, а еще они украшают дом человека. Воспитатель достает картинки с изображением комнатных растений из коробки Буратино и показывает детям. Воспитатель предлагает детям научить Буратино ухаживать за комнатными растениями. Игровая ситуация: «Найди нужные предметы» Воспитатель предлагает детям выбрать предметы, которые можно использовать для ухода за комнатными растениями. Дети отбирают предметы. Воспитатель вместе с детьми рассматривают то, что они отобрали: -Дети, скажите, пожалуйста, а для чего вы отобрали кисточку?(грабли, стеки, лейку)(ответы детей) -Молодцы, все эти предметы нужны для того, чтобы ухаживать за растениями. -Ребята, а как вы думаете для чего нужно ухаживать за комнатными растениями?(ответы детей) Игровая ситуация «Найди комнатное растение по картинке» Воспитатель предлагает детям пройти в уголок природы и найти растение по картинке. Найденное растение воспитатель показывает детям и представляет его. -Молодцы, вы правильно нашли комнатное растение. -Дети, а кто знает название этого цветка? (ответы детей). -Посмотрите, это очень красивое, ярко цветущее растение- узамбарская фиалка. Воспитатель читает стихотворение о фиалке. «Разноцветные фиалки, как девчонки в платьях ярких. В белом, розовом, лиловом, задаваки одним словом». Воспитатель предлагает рассмотреть фиалку. - Что вы видите у растения?(ответы детей)-Какого цвета листья у фиалки? Воспитатель обращает внимание на то, что листья у фиалки пушистые. Воспитатель рассказывает детям, что фиалки очень красиво цветут, цветы у фиалок бывают разных цветов. Показ схемы растения: В почве находится корень, он питает все растение, из корня растут стебли, на стеблях вырастают листья и цветы. Дети внимательно рассматривают схему растения, воспитатель задает вопросы: -Где находится корень растения?(стебли, листья). воспитатель обобщает ответы детей. ). Для того, чтобы растение было всегда такое красивое за ним нужно правильно ухаживать. Воспитатель предлагает детям научиться ухаживать за фиалками и показать Буратино, как правильно это делать. Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и размяться. Физкультминутка «Комнатные растения» Мы цветочки поливаем, землю палочкой взрыхляем.Вот расточек появился, потихоньку распустился. Пусть цветочки подрастают, пусть на радость расцветают. А мы тряпочки возьмем, все подставочки протрем. К солнцу тянутся листочки, будут чистыми горшочки. Воспитатель предлагает детям научиться правильно ухаживать за фиалкой. -Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что любят комнатные растения? -Правильно, комнатные растения любят хорошую почву, правильный полив и хорошее освещение, тогда они будут расти, цвести и радовать своей красотой нас с вами. Растение нужно правильно поливать: перед поливом посмотреть на верхний слой почвы(показ),если он темный, мокрый, поливать не нужно. Воспитатель показывает, как можно определить почву на содержание влаги(потрогать верхний слой пальцем). Воспитатель берет горшочек с фиалкой и показывает детям, как правильно нужно рыхлить почву при помощи стеки, как правильно стряхивать пыль с листочков кисточкой. -Дети, скажите, а для чего мы рыхлим почву? (ответы детей) -Правильно, чтобы корни, находящиеся в почве дышали кислородом и насыщали все растение полезными веществами. -А как вы будите поливать растение?(ответы детей) -Аккуратно, чтобы вода не попадала на листочки. Воспитатель предлагает детям надеть фартуки для работы с растениями. На столах приготовлены комнатные растения(фиалки) Воспитатель делит детей на 3 группы: 1 группа рыхлит растения, 2 группа стряхивает пыль с листочков при помощи кисточки, 3 группа поливает растения. С каждой группой воспитатель обговаривает выполнение заданий, показывает, помогает детям. Заключительный этап: По окончании работ по уходу за растениями воспитатель подводит итог: -Молодцы, посмотрите, какие красивые стали наши фиалки. -Как вы думаете почему? (ответы детей).Воспитатель обращает внимание детей на комнатные растения-Дети, а как вы думаете. Мы научили Буратино ухаживать за комнатными растениями? ответы детей) - Какие советы мы дадим нашему гостю по уходу за фиалками?(ответы детей) Воспитатель благодарит детей и раздает веселые смайлики на память о занятии. Дети прощаются с Буратино. Воспитатель предлагает детям снять фартуки и помыть руки.