Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf
Современный, все убыстряющийся темп жизни, интенсификация процесса обучения, нервные перегрузки и дефицит двигательной активности неуклонно ведут к ухудшению показателей здоровья школьников.
По данным специалистов, частота функциональных нарушений у учащихся за последнее десятилетие увеличилась в 1,5 раза, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является сегодня особенно актуальной.
Безусловно, данная проблема носит комплексный характер и должна решаться на разных уровнях совместными усилиями государства
и общества. Однако особая ответственность в решении этой проблемы лежит на системе образования, так как большую часть времени ребенок проводит именно в детском образовательном учреждении. Школа,
по моему мнению, не должна оставаться в стороне в решении данной проблемы. В своей педагогической деятельности я стараюсь способствовать пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, формировать у них правильное отношение к своему здоровью.
Конечно, у классного руководителя больше возможностей в вопросе формирования у детей культуры здорового образа жизни, нежели
у учителя-предметника. Такие воспитательные мероприятия, как оздоровительные прогулки, встречи со специалистами в области здравоохранения, посещение тематических выставок, игры, викторины
и другие внеклассные мероприятия дают возможность в неназидательной форме пропагандировать ЗОЖ.
Помимо этого, опираясь на тематическое планирование программы обучения здоровью в общеобразовательных учреждениях (В. Н. Касаткин, С. М. Чечельницкая, Е.Л. Раневский. Здоровье: Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. М.: 2003), я разработала цикл бесед для учащихся 5 - 11 классов, которые были бы интересны для каждой возрастной категории. Например, такие как:
1) «Чистота-залог здоровья» (о гигиене тела);
2) «Движение-жизнь» (о пользе физических упражнений);
3) «Ты то, что ты ешь» (о здоровом питании);
4) «Безопасное поведение в школе и дома, предотвращение травматизма»;
5) «Первая доврачебная помощь»;
6) «Как справиться со стрессом»;
7) «Правила общения со сверстниками»;
8) «Как укрепить память»;
9) «Что со мной происходит? Особенности подросткового периода»;
10) «Как уберечься от гриппа»;
11) «Курение или здоровье?»;
12) «Последствия употребления ПАВ» и т.п.
Обучать здоровому образу жизни можно и во время урочной деятельности. Уроки русского языка и литературы также предоставляют учителю широкое поле деятельности для воспитательной работы.
На своих уроках русского языка, если позволяет тема урока, стараюсь использовать интересную информацию из занимательной, научно-популярной и художественной литературы, афоризмы, пословицы
и поговорки, шуточные стихи, загадки, кроссворды соответствующей тематики. Например, текст из детской энциклопедии «История России.
От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ» («Аванта +», Т. 5,
ч.2) можно использовать в 5-6 классах в качестве диктанта (объяснительного, предупредительного, тренировочного, контрольного):
«В допетровской Руси стол зажиточного человека отличался большим разнообразием. Самой полезной и здоровой пищей считались каши.
Их употребляли с молоком, маслом, репой, изюмом и патокой. Мясо ели редко. Основным продуктом была рыба.
Однако люди не забывали и о лакомствах. Их готовили из садовых
и лесных ягод и фруктов. На зиму запасали пастилу из яблок с пряностями. Из напитков предпочитали морс, квас, пиво, мед и виноградные вина.
Петровские преобразования коснулись и традиций питания. В моду стали входить кушанья по иностранным рецептам. Появились новые, никогда раньше не виданные продукты. Люди привыкали пить чай, кофе
и устраивать званые обеды и ужины».
Неоценимую помощь в подготовке подобных уроков мне оказывает «Энциклопедия здоровья» С.А. Брагиной (Изд-во «Учитель», 2008г.).
В данном пособии представлены различные занимательные
и дидактические материалы, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы. Так на уроках русского языка для изложений, контрольных и творческих диктантов можно использовать тематические тексты. Например, «Л.Н. Толстой о медицине», «Музыка, которая исцеляет», «Красота и здоровье», «Доктор Чехов» и т.п. Подобные тексты всегда вызывают у детей неподдельный интерес, являясь не только средством обучения, но и воспитания.
В 6 классе при изучении темы «Фразеологизмы» можно предложить учащимся подготовить проект «Съедобные фразеологизмы», рассказать об устойчивых словосочетаниях, связанных с едой наших предков («пуд соли съесть», «несолоно хлебавши», «не фунт изюму», «отрезанный ломоть», « чепуха на постном масле», «тертый калач», «сбоку – припеку», «манна небесная» и др). Связь с историей, знакомство с традициями русского народа не только расширяют кругозор детей, но и заставляют задуматься о пищевых пристрастиях людей, учат культуре питания.
В качестве творческого задания детям в 5 классе при обучении написанию сочинения-рассуждения можно предложить такие свободные темы сочинений: «Каким видом спорта я занимаюсь (хочу заниматься) и почему?», «Почему необходимо соблюдать режим дня?», «Почему жевательная резинка может быть вредной?» и др. Подобная тематика всегда интересна детям, она дает им возможность не только высказать собственную точку зрения, но и познакомиться с полезной информацией,
В 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» можно для анализа предложить учащимся проанализировать структуру пословиц определенной тематики (хлеб да вода - солдатская еда; язык - враг наш, а рот - губитель; хлеб - всему голова и др.).
Уроки литературы также дают возможность для бесед с детьми
о здоровом образе жизни. Так, в 6 классе при изучении биографии
А.С. Пушкина темой для обсуждения может стать режим дня лицеистов
(потом можно спросить детей об их режиме дня). Особое внимание учащихся стоит обратить на обязательное присутствие физических упражнений в жизни воспитанников. Это может стать темой для дальнейшей беседы с детьми об их спортивных предпочтениях.
Вообще рассказы об образе жизни русских и зарубежных писателей, их пристрастиях к тому или иному виду спорта всегда вызывают уважение и заинтересованность у детей, заставляя задуматься и над своей жизнью. Особенно детей впечатляет в этом отношении фигура Л.Н. Толстого, его способность до глубокой старости сохранять великолепную физическую форму(занятия на турнике, велосипед, коньки, гири, вегетарианство).Опять же подобные проекты можно предложить подготовить и самим детям. Это будет способствовать популяризации здорового образа жизни, мотивировать их заниматься спортом.
Литературные произведения также могут дать интересный материал для беседы. Например, в 9-10 классах темой для разговора и проведения аналогии с современной действительностью могут послужить гастрономические пристрастия столичного и поместного дворянства
(А.П. Пушкин «Егений Онегин», Л.Н. Толстой «Война и мир»), стать средством характеристики персонажа («Сравните меню столичной аристократии и семейный обед в доме дяди. Почему Наташа испытывает восторг и удовольствие от этого обеда? Как этот эпизод характеризует Ростовых?»).
Безусловно, огромное влияние на формирование позитивного отношения к своему здоровью будет иметь семья ученика, пример его родителей. Однако и школа не должна оставаться
в стороне от процесса формирования у ребенка правильной модели поведения. Таким образом, не только внеклассная работа, но и уроки русского языка и литературы могут способствовать формированию
у учащихся позитивной мотивации к ведению здорового образа жизни.
Литература
1. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья на уроках русского языка: 5-7 классы: занимательные и дидактические материалы. – Волгоград: Учитель,2009. – 123 с.2.Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л. Здоровье: Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью.– М.: Дрофа,2003. – 68 с.
3. Протопопова В.А. Управление здоровьесберегающим образовательным пространством. – Волгоград: Учитель, 2016. – 144 с.