Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада очень актуальна в настоящее время. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Характер адаптации зависит от нескольких факторов: возраста; состояния здоровья н уровней развития ребенка; биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери; осложнения при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения - режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни и др.).
Процесс адаптации у детей протекает по-разному: у одних - быстро и легко, у других - длительно и трудно. Можно говорить как о благоприятной (нормальной, физиологической), так и о неблагоприятной (патологической) адаптации. Р.В. Тонкова - Ямпольская и Т.Я. Черток различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкую, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо спит, теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр. Однако все эти явления проходят в течение месяца, иногда и раньше - за 2-3 недели.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуется медленнее. Кроме того, в первый месяц после поступления в детский сад многие дети заболевают острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более 7-10 дней и проходит без осложнений.
При тяжелой адаптации у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате, зовут маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. В первые дни они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными.
Такие дети, как правило, заболевают ОРВИ в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение, болеют повторно и с осложнениями. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше. Задача взрослых - максимально облегчить ребенку процесс адаптации к новым условиям, к новому образу жизни у детей.
Чтобы период адаптации прошел менее болезненно, мы в своей работе используем комплекс различных методов и приемов: посещения на дому родителей, дети которых поступают в детский сад; создание развивающей среды в группе, которая способствует легкому привыканию ребенка к дошкольному учреждению; использование адаптационных игр в процессе социализации детей младшего дошкольного возраста.
Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
В первые дни проводятся фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.
Например, «Наш веселый поезд».
Дети цепляются друг за друга и отравляются в путь. Вслед за воспитателем они воспроизводят движения колес (чу-чу-чу-чу). Движение поезда то убыстряется, то замедляется, делается остановка, и снова отправляемся в путь.
Совместные игры помогают сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение совместных игр не только обогащает впечатление малышей, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития личности ребенка. Например: «Солнышко и дождик», «Ножки», «Лови-лови!», «Раздувайся, пузырь!», «Карусели».
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Чтобы облегчить их душевное состояние, поднять настроение, используются «пальчиковые» игры. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Например: «Этот пальчик-дедушка», «Пирог», «Сорока - белобока». Дети 2-х-З-х летнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, а при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Мы должны научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Сгладить адаптационный период помогают физические упражнения и игры, которые проводятся по несколько раз в день.
Многие дети, попав в новое детское общество, испытывают робость и неуверенность. Чтобы преодолеть это состояние, организуются игровые ситуации, цель которых - снять негативное переживание и вызвать общие положительные эмоции. Сначала используются просто эмоциональные моменты, поддерживающие общее чувство радости, удивления, веселья. Это: показ заводных или музыкальных игрушек (лягушка-попрыгушка, танцующий клоун, заяц-барабанщик); народных потешных игрушек из дерева (курочки, клюющие зернышки; матрешки; мишки, лакомящиеся медом) и т.п.
Также у детей вызывают общую радость сюрпризные моменты, например, воздушные шары, мыльные пузыри.
К адаптационным играм также относятся игры с песком, которые мы используем в своей работе. Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Игры с песком положительно влияют на эмоциональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинеститической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
В период социализации и адаптации детей к дошкольному учреждению мы также используем так называемые игры на коленках.
Например: Игра «На лошадке, на коровке».
Подбрасываем ребенка на коленках, приговаривая потешку:
Едем-едем на лошадке, по дорожке гладкой-гладкой. Как кричит наша лошадка? (Иго-го!).
А по кочкам ловко-ловко, мы поедем на коровке. Как мычит наша корова? (Му-у-у.)
На собаке - по оврагам (гав-гав-гав), А на кошке по ухабам (мяу).
Мы скакали, мы скакали, а теперь скакать устали. В ямку - бух!
Эмоциональное тактильное общение ребенка со взрослым помогает пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно, видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть.
Кроме вышеперечисленных адаптационных игр, создаются условия в группе для самостоятельных упражнений детей: предлагаются малышам каталки, машинки, мячи, куклы. Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, читается сказка или играем в спокойные игры.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Для этого в группе существует «семейный» альбом с фотографиями всех детей и их родителей. Малыш в любой момент берет альбом, просматривает его, видит своих близких и уже не так тоскует вдали от дома.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Еще до поступления малыша в группу устанавливается контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями узнаем, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Приглашаем родителей посмотреть групповые помещения, показываем шкафчик, кровать, где их ребенок будет раздеваться, спать, знакомим с режимом дня. Для родителей мы разработали ряд консультаций, рекомендации, памятки.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Главное в период адаптации - создать детям в детском саду теплую, сердечную атмосферу, наполнить жизнь маленького ребенка интересными событиями, занимательными играми, полезными занятиями, весельем и музыкой.
Малыш должен почувствовать себя окруженным вниманием и заботой, найти первых друзей, научиться проявлять доброжелательность к людям. Наша основная задача в этот период состоит в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, постоянно накапливая опыт положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и
взрослым.
Наши наблюдения показывают, что именно использование адаптационных игр способствует более успешному протеканию процессов
социализации и адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Разработанная нами система адаптационных игр, со специальным подбором игр, применяемых для работы с младшими дошкольниками, показала, что данное направление работы дает свои результаты.