НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Меркер Е.В., Микушева О.Н., Оголь О.И. Роль адаптационных игр в период социализации детей младшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада очень актуальна в настоящее время. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Характер адаптации зависит от нескольких факторов: возраста; состояния здоровья н уровней развития ребенка; биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери; осложнения при  родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения - режим дня, питание,  игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни и др.).
Процесс адаптации у детей протекает по-разному: у одних - быстро и  легко, у других - длительно и трудно. Можно говорить как о благоприятной  (нормальной, физиологической), так и о неблагоприятной (патологической) адаптации. Р.В. Тонкова - Ямпольская и Т.Я. Черток различают три степени  адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкую, средней тяжести и  тяжелую.
При легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо спит, теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр. Однако все эти явления проходят в течение месяца, иногда и раньше - за 2-3 недели.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние, аппетит и  сон нормализуется медленнее. Кроме того, в первый месяц после поступления в детский сад многие дети заболевают острой респираторной  вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более 7-10 дней и проходит  без осложнений.
При тяжелой адаптации у детей отмечаются стойкие нарушения  поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате,  зовут маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. В первые дни  они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам,  потом становятся вялыми и пассивными.
Такие дети, как правило, заболевают ОРВИ в первые 10 дней после  поступления в дошкольное учреждение, болеют повторно и с осложнениями.  Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше. Задача  взрослых - максимально облегчить ребенку процесс адаптации к новым  условиям, к новому образу жизни у детей.
Чтобы период адаптации прошел менее болезненно, мы в своей работе  используем комплекс различных методов и приемов: посещения на дому  родителей, дети которых поступают в детский сад; создание развивающей  среды в группе, которая способствует легкому привыканию ребенка к  дошкольному учреждению; использование адаптационных игр в процессе  социализации детей младшего дошкольного возраста.
Основная задача игр в адаптационный период - формирование  эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен  увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как  мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на  основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой  интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
В первые дни проводятся фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не  чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираются с учетом  игровых возможностей детей, места проведения и т.д.
Например, «Наш веселый поезд».
Дети цепляются друг за друга и отравляются в путь. Вслед за  воспитателем они воспроизводят движения колес (чу-чу-чу-чу). Движение  поезда то убыстряется, то замедляется, делается остановка, и снова отправляемся в путь.
Совместные игры помогают сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение совместных игр  не только обогащает впечатление малышей, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития личности ребенка. Например:  «Солнышко и дождик», «Ножки», «Лови-лови!», «Раздувайся, пузырь!»,  «Карусели».
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,  застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Чтобы  облегчить их душевное состояние, поднять настроение, используются  «пальчиковые» игры. Кроме того, эти игры обучают согласованности и  координации движений.
Например: «Этот пальчик-дедушка», «Пирог», «Сорока - белобока». Дети 2-х-З-х летнего возраста еще не испытывают потребности в  общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом,  прыгать, взявшись за руки, а при этом оставаться совершенно равнодушными  к состоянию и настроению другого ребенка. Мы должны научить их  общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный  период.
Сгладить адаптационный период помогают физические упражнения и  игры, которые проводятся по несколько раз в день.
Многие дети, попав в новое детское общество, испытывают робость и  неуверенность. Чтобы преодолеть это состояние, организуются игровые  ситуации, цель которых - снять негативное переживание и вызвать общие  положительные эмоции. Сначала используются просто эмоциональные  моменты, поддерживающие общее чувство радости, удивления, веселья. Это:  показ заводных или музыкальных игрушек (лягушка-попрыгушка,  танцующий клоун, заяц-барабанщик); народных потешных игрушек из  дерева (курочки, клюющие зернышки; матрешки; мишки, лакомящиеся  медом) и т.п.
Также у детей вызывают общую радость сюрпризные моменты,  например, воздушные шары, мыльные пузыри.
К адаптационным играм также относятся игры с песком, которые мы  используем в своей работе. Игры с песком - это проявление естественной  активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в  песочнице. Игры с песком положительно влияют на эмоциональное  самочувствие, являются прекрасным средством для развития и  самореализации ребенка.
На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на  развитие тактильно-кинеститической чувствительности и мелкой моторики  рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации  эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни  пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
В период социализации и адаптации детей к дошкольному учреждению мы также используем так называемые игры на коленках.
Например: Игра «На лошадке, на коровке».
Подбрасываем ребенка на коленках, приговаривая потешку:
Едем-едем на лошадке, по дорожке гладкой-гладкой. Как кричит наша  лошадка? (Иго-го!).
А по кочкам ловко-ловко, мы поедем на коровке. Как мычит наша корова? (Му-у-у.)
На собаке - по оврагам (гав-гав-гав), А на кошке по ухабам (мяу).
Мы скакали, мы скакали, а теперь скакать устали. В ямку - бух!
Эмоциональное тактильное общение ребенка со взрослым помогает пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые сначала не  идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно, видя, как  весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть.
Кроме вышеперечисленных адаптационных игр, создаются условия в  группе для самостоятельных упражнений детей: предлагаются малышам  каталки, машинки, мячи, куклы. Главной фигурой и центром внимания для  двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим  интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в  данный момент к подвижным играм, читается сказка или играем в спокойные  игры.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама  все время была рядом. Для этого в группе существует «семейный» альбом с  фотографиями всех детей и их родителей. Малыш в любой момент берет  альбом, просматривает его, видит своих близких и уже не так тоскует вдали  от дома.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность  действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным  особенностям ребенка в семье и детском саду. Еще до поступления малыша в  группу устанавливается контакт с семьей. Все привычки и особенности  ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями  узнаем, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.  Приглашаем родителей посмотреть групповые помещения, показываем  шкафчик, кровать, где их ребенок будет раздеваться, спать, знакомим с  режимом дня. Для родителей мы разработали ряд консультаций,  рекомендации, памятки.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между  своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в  новой обстановке. Главное в период адаптации - создать детям в детском  саду теплую, сердечную атмосферу, наполнить жизнь маленького ребенка  интересными событиями, занимательными играми, полезными занятиями,  весельем и музыкой.
Малыш должен почувствовать себя окруженным вниманием и заботой,  найти первых друзей, научиться проявлять доброжелательность к людям.  Наша основная задача в этот период состоит в том, чтобы каждый ребенок  чувствовал себя в детском саду комфортно, постоянно накапливая опыт  положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и
взрослым.
Наши наблюдения показывают, что именно использование адаптационных игр способствует более успешному протеканию процессов
социализации и адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Разработанная нами система адаптационных игр, со специальным подбором игр, применяемых для работы с младшими дошкольниками, показала, что данное направление работы дает свои результаты.
2022