Актуальные вопросы начального общего образования

Степановская А.В. Педагогическая мастерская письма как одна из форм работы во внеурочной деятельности

Библиографическое описание:

Степановская А.В. Педагогическая мастерская письма как одна из форм работы во внеурочной деятельности // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Цель: активизировать детей на творческую работу, на создание творческого текста.

Задачи:

1. Создать условия для самовыражения и проявления индивидуальности учащихся.

2. Обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.

3. Развивать ассоциативное мышление, письменную и устную речь.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Планируемые результаты: а) регулятивные: умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; восприятие русского языка как явления национальной культуры; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; познавательные: умение самостоятельно составлять связные письменные тексты на заданную тему в прозе; развитие интеллектуальных способностей ребенка через владение словом, как инструментом общения и мышления; личностные: понимание детьми того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

«Опять о них, кудрявых и белесых...»

Опять о них, кудрявых и белесых...

А, что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год,

Хоть вечно колеси…

Г.Тумарев «Березы»

Звучит мелодия на мотив песни «Во поле береза стояла…»

Прислушайтесь. Слышите звуки? Это звуки природы. Они живут в каждом из нас. Кто-то их слышит сильнее, кто-то совсем тихо.…

Все, наверное, узнали эту известную русскую народную песню. О каком дереве сочинил песню народ?

Напишите на листке слово БЕРЁЗА. Разделите страничку на три столбика.

Вслушайтесь, всмотритесь в слово БЕРЁЗА и запишите в первый столбик слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями,

мыслями и знаниями об этом дереве.

Произнесите вслух те слова, которые хочется произнести.

Остальные дети записывают понравившиеся слова на свой листок.

Ответы детей: высокая, стройная, зеленая, русская, гордая, молодая, живая, веселая, белоствольная, спокойствие, нежность, красота, душевность, движение сока.

Во второй столбик запишите однокоренные слова к слову БЕРЁЗА

Ответы детей: березка, березонька, березняк, березовый, подберезовик.

В третий столбик к каждому однокоренному слову напишите слова-ассоциации. Произнесите вслух те слова, которые захотелось произнести.

Остальные дети записывают понравившиеся слова на свой листок.

Ответы детей: березка - маленькая, молоденькая, тонкая, белоствольная; березонька - красивая, добрая, чувственная, улыбается; березняк - густой, светло, спокойно, березовый - лес, сок, ствол; подберезовик-гриб, грибок под березой, вкусный, красивый.

Послушайте стихи о березе (звучит аудиозапись). Запишите те слова или сочетания слов о березе, которые Вам понравились, запомнились.

1. Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками.

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится,

И гнется, но не ломится.

А. Прокофьев

2. Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Туманная ли ляжет мгла,

Дождинка стряхнув, улыбнется,

Березка и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Она делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется в шуме березы

Есть русская наша душа.

В. Рождественский

3. Береза - лебедь белая,

Рядком с тобой стою.

Тебе, моя несмелая,

Я песенку пою.

Зеленая, раздольная,

Ты, гибче камыша,

Березка белоствольная,

Ну, всем, ты, хороша!

Видны тропинок кончики,

И звон прошелся вдруг,

Как будто в колокольчики

Ударили вокруг!

А. Прокофьев

Произнесите вслух те слова, которые Вам больше всего понравились.

Ответы детей: березка русская, грустная, в белом сарафанчике, ненаглядная, родная, нарядная, плакучая, гнётся, не ломится, зелёные косы, в белом платье, весёлая, лебедь белая, несмелая, зелёная, раздольная

Закончите письменно предложения, которые я сейчас прочитаю.

Прочитайте самые интересные предложения о Вашем дереве.

Моя береза… Я у березы.… Возле березы мне интересно… Я люблю…

Тебе ветерок… Я хочу.… Мне жаль.… Почему ты так рано...

Ответы детей:

Моя береза: очень красивая, молодая, начинает расти, светлая, красивая, кудрявая.

Я у березы: стою и любуюсь, очень люблю стоять, сижу и думаю.

Возле березы мне интересно: сочинять стихи, смотреть на птиц, играть, смотреть на муравьев, мечтать.

Я люблю: красивую, белоствольную, высокую березу, свою березоньку.

Тебе ветерок: растрепал листья, дует в ветки.

Я хочу: посадить свою березоньку, попробовать березового сока.

Мне жаль: что, ты печальная, березка, одинокую березку.

Послушайте предложения о березе. Объясните смысл этих предложений.

Береза-символ России.

Береза – русская красавица.

Береза - согревает, лечит, освещает, поит и кормит.

Нарисуйте на отдельном листе березу и всех тех, кого Вы хотели бы видеть рядом с этим деревом. Звучит песня Н. Расторгуева «Березы» (музыка - М. Андреев, слова - И. Матвиенко).

Перечитайте все слова и выберите главное слово или словосочетание. Напишите его с большой буквы на своем листе. Это и есть тема Вашего сочинения.

Напишите сочинение.

Сочинения детей:

Родная березка

Березка - красивое дерево. Она согревает людские души своей красотой. Береза родная не только для тех, кто ее посадил, она родная для всех людей. Березку в душе любит каждый человек. Береза - символ России. Она самая красивая и самая родная. (Навлютова Алина)

Молодая береза.

Молодая береза стоит на полянке. Ее белый ствол с черными крапинками очень красивый. Береза стоит в тишине и полном спокойствии. Лишь легкий ветерок изредка колышет ее ветви. Береза стоит гордо. Она очень красивая и живая. (Смирнов Максим)

Моя березонька.

Я очень люблю стройную, красивую, белоствольную березоньку. Я люблю любоваться березонькой, люблю сидеть под ней и мечтать. Люблю представлять, что рядом с моей березкой стоит дом. Недалеко от него озеро, и там плавают белые лебеди. (Пушкарский Иван)

Что понравилось на занятии? Что не понравилось? Когда было легко? Когда было трудно? Как Вы работали? (утомительно, с интересом и т. д.)

Ответы детей:

-На уроке все понравилось, было интересно, увлекательно;

-Ждала с интересом следующее задание;

-Было немножко трудно продолжить предложения;

-Было легко писать слова-воспоминания, ощущения, мысли о березе;

-Было легко рисовать березку, писать сочинение.

Использованная литература:1. Кузьмина А.Г. Творческая мастерская // НШ.-2007.-№4

2. Окунев А.А. Мастерская: Поиск решения педагогических проблем: Методическое пособие.- СПб: СПбАППО, 2007.

3. Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… - СПб: Просвещение, 2001.
2023