Степановская А.В. Педагогическая мастерская письма как одна из форм работы во внеурочной деятельности
Библиографическое описание:
Степановская А.В. Педагогическая мастерская письма как одна из форм работы во внеурочной деятельности // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Цель: активизировать детей на творческую работу, на создание творческого текста.
Задачи:
1. Создать условия для самовыражения и проявления индивидуальности учащихся.
2. Обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
3. Развивать ассоциативное мышление, письменную и устную речь.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты: а) регулятивные: умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; восприятие русского языка как явления национальной культуры; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; познавательные: умение самостоятельно составлять связные письменные тексты на заданную тему в прозе; развитие интеллектуальных способностей ребенка через владение словом, как инструментом общения и мышления; личностные: понимание детьми того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
«Опять о них, кудрявых и белесых...»
Опять о них, кудрявых и белесых...
А, что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год,
Хоть вечно колеси…
Г.Тумарев «Березы»
Звучит мелодия на мотив песни «Во поле береза стояла…»
Прислушайтесь. Слышите звуки? Это звуки природы. Они живут в каждом из нас. Кто-то их слышит сильнее, кто-то совсем тихо.…
Все, наверное, узнали эту известную русскую народную песню. О каком дереве сочинил песню народ?
Напишите на листке слово БЕРЁЗА. Разделите страничку на три столбика.
Вслушайтесь, всмотритесь в слово БЕРЁЗА и запишите в первый столбик слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями,
мыслями и знаниями об этом дереве.
Произнесите вслух те слова, которые хочется произнести.
Остальные дети записывают понравившиеся слова на свой листок.
Послушайте стихи о березе (звучит аудиозапись). Запишите те слова или сочетания слов о березе, которые Вам понравились, запомнились.
1. Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками.
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнется, но не ломится.
А. Прокофьев
2. Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Туманная ли ляжет мгла,
Дождинка стряхнув, улыбнется,
Березка и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Она делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется в шуме березы
Есть русская наша душа.
В. Рождественский
3. Береза - лебедь белая,
Рядком с тобой стою.
Тебе, моя несмелая,
Я песенку пою.
Зеленая, раздольная,
Ты, гибче камыша,
Березка белоствольная,
Ну, всем, ты, хороша!
Видны тропинок кончики,
И звон прошелся вдруг,
Как будто в колокольчики
Ударили вокруг!
А. Прокофьев
Произнесите вслух те слова, которые Вам больше всего понравились.
Ответы детей: березка русская, грустная, в белом сарафанчике, ненаглядная, родная, нарядная, плакучая, гнётся, не ломится, зелёные косы, в белом платье, весёлая, лебедь белая, несмелая, зелёная, раздольная
Закончите письменно предложения, которые я сейчас прочитаю.
Прочитайте самые интересные предложения о Вашем дереве.
Моя береза… Я у березы.… Возле березы мне интересно… Я люблю…
Тебе ветерок… Я хочу.… Мне жаль.… Почему ты так рано...
Ответы детей:
Моя береза: очень красивая, молодая, начинает расти, светлая, красивая, кудрявая.
Я у березы: стою и любуюсь, очень люблю стоять, сижу и думаю.
Возле березы мне интересно: сочинять стихи, смотреть на птиц, играть, смотреть на муравьев, мечтать.
Я люблю: красивую, белоствольную, высокую березу, свою березоньку.
Тебе ветерок: растрепал листья, дует в ветки.
Я хочу: посадить свою березоньку, попробовать березового сока.
Мне жаль: что, ты печальная, березка, одинокую березку.
Послушайте предложения о березе. Объясните смысл этих предложений.
Береза-символ России.
Береза – русская красавица.
Береза - согревает, лечит, освещает, поит и кормит.
Нарисуйте на отдельном листе березу и всех тех, кого Вы хотели бы видеть рядом с этим деревом. Звучит песня Н. Расторгуева «Березы» (музыка - М. Андреев, слова - И. Матвиенко).
Перечитайте все слова и выберите главное слово или словосочетание. Напишите его с большой буквы на своем листе. Это и есть тема Вашего сочинения.
Напишите сочинение.
Сочинения детей:
Родная березка
Березка - красивое дерево. Она согревает людские души своей красотой. Береза родная не только для тех, кто ее посадил, она родная для всех людей. Березку в душе любит каждый человек. Береза - символ России. Она самая красивая и самая родная. (Навлютова Алина)
Молодая береза.
Молодая береза стоит на полянке. Ее белый ствол с черными крапинками очень красивый. Береза стоит в тишине и полном спокойствии. Лишь легкий ветерок изредка колышет ее ветви. Береза стоит гордо. Она очень красивая и живая. (Смирнов Максим)
Моя березонька.
Я очень люблю стройную, красивую, белоствольную березоньку. Я люблю любоваться березонькой, люблю сидеть под ней и мечтать. Люблю представлять, что рядом с моей березкой стоит дом. Недалеко от него озеро, и там плавают белые лебеди. (Пушкарский Иван)
Что понравилось на занятии? Что не понравилось? Когда было легко? Когда было трудно? Как Вы работали? (утомительно, с интересом и т. д.)
Ответы детей:
-На уроке все понравилось, было интересно, увлекательно;
-Ждала с интересом следующее задание;
-Было немножко трудно продолжить предложения;
-Было легко писать слова-воспоминания, ощущения, мысли о березе;