НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Белашова Н.А., Григорян А.Н. Методическая разработка технологии изготовления и использования атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Кафе»

Библиографическое описание:

Белашова Н.А., Григорян А.Н. Методическая разработка технологии изготовления и использования атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Кафе» // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Предисловие

Данная методическая разработка направлена на развитие и формирование социально-коммуникативных умений и навыков, мотивацию к самостоятельной игровой деятельности, развивает инициативу, организаторские и творческие способности детей. Развивает способность к самостоятельному созданию условий для игры.

Методическая разработка представлена несколькими этапами работы, которые осуществляются совместно с педагогами, детьми и родителями. Позволяет освоить материал с теоретической стороны, а также применить полученные знания на практике.

Введение

С раннего возраста у ребёнка начинается процесс социализации, который сопровождает его всю жизнь. Потребность к общению, взаимодействию с людьми помогает реализовать сюжетно-ролевая игра. В процессе увлекательной деятельности дети примеряют на себя различные социальные роли взрослых, моделируя в воображаемых условиях реальные жизненные ситуации. Игра в дошкольном возрасте доступный вид деятельности, способ отражения полученных впечатлений, умений и навыков. В игре ребенок проявляет свои знания, особенности мышления, воображения и умение общаться со сверстниками. Сюжетно-ролевые игры - творческие игры, где ребенок не только отражает свои умения и навыки, но и создает новые сюжеты и проявляет свои творческие способности. Дошкольники очень любят сюжетно-ролевые игры. В играх дети обретают внутреннее ощущение свободы, поскольку действие протекает в воображаемой ситуации, всё происходит «понарошку». Благодаря этому активно развивается воображение, образное мышление. Однако свою развивающую функцию игра выполняет лишь тогда, когда она усложняется по мере взросления ребёнка.
Дошкольники воплощают в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывают, проявляют самостоятельность (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов). Ребятам уже проще договориться друг с другом: они объединяются в сюжетно-ролевые игры по интересам и взаимным симпатиям. За счёт этого они лучше понимают друг друга, проявляют уступчивость и доброжелательность к партнёрам.

Очень хорошо отражается
последовательность ролевых взаимодействий и событий, тесно связанных между собой в сюжетно-ролевой игре «Кафе». С помощью игры осваиваются различные виды деятельности, решаются развивающие, обучающие и воспитывающие задачи. По мере получения новых знаний мотивирует на реализацию творческого потенциала ребенка. Дает возможность самостоятельно и совместно с педагогами и родителями создать и организовать игру. Педагоги и родители берут на себя роль партнёров по игре и ненавязчивых помощников.

Мир игры - волшебный круг, внутри которого у ребенка появляется свобода творить собственную реальность. И задача взрослых, не нарушая границ, быть незримым проводником в этот прекрасный мир!

Основная часть.

Цель: создание условия для формирования социальных отношений детей в сфере услуг, поддержка детской инициативы посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

1.Развитие умения взаимодействовать друг с другом и развивать сюжет игры.

2.Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность на основе полученных знаний;

3.Развивать умение проявлять самостоятельность, творческое воображение и инициативу, выполняя игровые правила и нормы, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников;

4.Развивать связную и диалогическую речь, обогащать словарь детей;

5.Воспитывать культуру поведения за столом, формировать навыки вежливого общения.

Приоритетная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Участники: дети подготовительных групп, педагоги, родители.

Условия реализации данной методической разработки:

- дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет;

- форма организации: коллективная; индивидуальная.

Перечень используемого оборудования и материалов: Бумага, скачанные с интернета картинки с продуктами питания и посуды, карандаши, краски, кисти, фломастеры, маркеры на водной основе, пленка для ламинирования, липучки, клей, скотч.

Планирование деятельности.

Наши ребята очень любят играть в сюжетно-ролевые игры. Были игры, к которым со временем они теряли интерес, не желая развивать сюжет. Но есть много игр, в которые они играют с удовольствием, постоянно развивая сюжетную линию. Одной из таких игр является сюжетно-ролевая игра «Кафе».

На одном из занятий по ФЭМП ребята знакомились с монетами, учились их различать, набирать и разменивать (для ознакомления детям были предоставлены настоящие монеты). Глядя на ребят, мы, педагоги, были очень удивлены насколько они погрузились в мир финансовой грамотности. На протяжении месяца пока проходила серия занятий, мы много играли в разнообразные игры: дидактические, настольные, сюжетно-ролевые и т.д. В один из таких дней один из детей предложил поиграть в сюжетно-ролевую игру «Кафе», но другому, «по-настоящему». Вот такая проблемная ситуация у нас образовалась. Чтобы выяснить, что имел ввиду ребенок, общим решением был собран детский совет. На совете идеей уже загорелись практически все дети. Оказалось, ребятам очень интересно погрузиться в огромный мир сферы услуг, название которой «Ресторанный сервис» (с названием ребятам помогли мы, педагоги, после того как выслушали что хотят узнать и реализовать ребята).

Ну и, конечно, главный вопрос: где мы можем найти информацию? Ведь чтобы игра получилась увлекательной, дети должны обладать знаниями, детальными сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать. Были предложены варианты:

-найти в интернете;

-посмотреть энциклопедии;

-попросить помощь у родителей.

На следующий день к нам обратилась одна из бабушек, и сообщила, что она имеет опыт работы в интересующей нас сфере услуг (работает в кафе администратором), и она могла бы провести с детьми беседу. Мы конечно же согласились и пригласили её к нам в гости.После интересной беседы с Людмилой Евгеньевной (так звали нашу гостью), мы с ребятами разработали план, исходя из него были выделены основные пункты:

- профессии в этой сфере услуг, какие обязанности выполняют люди этих профессий;

-придумать название кафе, вывеску к каждому отделу, бейджики;

-составление меню;

-изготовление посуды и других атрибутов;

-финансовая сторона (изготовление денег и т. д).

Путем голосования ребята выбрали название НАШЕГО БОЛЬШОГО ДЕЛА. Из трех вариантов, предложенных детьми, большая часть голосов была отдана за название «Смайлики», как нам кажется очень подходящее название для нашего современного мира.

Детям пришла идея предложить организовать совместное дело с ребятами из другой группы. Для этого ребята взяли свой план и отправились с деловым предложением в группу «Солнышко». Там ребята организовали совместный детский совет, на котором изложили свои идеи, предложения, и коллективно было решено:

-ребята группы «Солнышко» на свое усмотрение создают и наполняют свое кафе, придерживаясь частично нашего плана, и дополняя его своими идеями;

-всю атрибутику для сюжетно-ролевой игры ребята изготавливают из бумаги, которую необходимо заламинировать и прикрепить, где необходимо липучки;

-также совместно дети договорились, что деньги будут изготовлены одинаковыми для использования в обоих кафе.

Для того чтобы распределить работу по изготовлению, ребята составили план, кто чем будет заниматься.

Технология изготовления игры

Изготовление атрибутов педагогов с детьми

Когда мы с ребятами занялись поиском информации о интересовавшей нас теме в интернете, нам попадались очень красивые картинки с изображениями блюд, посуды и прочие интересные идеи для нашей игры. Ребятам очень захотелось некоторые изображения использовать по своему усмотрению. Для этого мы их скачали и распечатали в большом количестве. Затем дети вырезали все детали, а затем заламинированы.

После того как ребята закончили работу над составлением меню, мы сделали несколько ксерокопий и скрепили пружинами. И у нас получились классные альбомы «Меню»

на каждый стол.Технология изготовления атрибутов от наших конкурентов

Ребята из группы «Солнышко» решили назвать свое кафе «Самовар», вот такое исконно-русское название, которое стало нашим конкурентом в мире ресторанного сервиса. Меню и атрибуты к игре они тоже изготовили в русском стиле.

Помощь в изготовлении атрибутов родителями

Спасибо большое нашим родителям за огромную помощь в изготовлении столовых приборов, для наших ребят в группе это оказалось невыполнимой задачей. И мы доверили это дело настоящим профессионалам!!!

Варианты игры

На детском совете было решено, когда будет готовы все атрибуты, обыгран сюжет игры, ребята очень хотели бы посетить кафе
конкурентов, и посмотреть, что же получилось из нашей задумки. Первыми решили поделиться своим результатом ребята из кафе «Самовар»

Кафе «Самовар»

Один из вариантов сервировки стола в кафе «Самовар»

На входе нас встретили серьёзный охранник и очень симпатичная гардеробщица, затем приветливый администратор, которая была всегда на связи и готова встречать гостей.

На кухне кипит работа

Добро пожаловать к свободному столику

Когда подошло время оплатить услуги кафе, ребята сами решили это будет наличный или безналичный расчет. Не забудьте оставить отзыв, напоминает администратор. Первые посетители остались довольны!

Вариант игры

Кафе «Самовар» приглашает родителей

Мы решили сделать в кафе день открытых дверей, и пригласили мам. Всем очень понравился такой формат общения!

Вариант игры

В гостях в кафе «Смайлики»

Любое кафе без исключения начинается с гардеробной и гостеприимного администратора. Служба безопасности всегда на чеку. Все готово к приему гостей.

Наши долгожданные гости из группы «Солнышко» уже готовы к посещению кафе «Смайлики». Ребята уже сделали заказ и наслаждаются приемом пищи и общением.

Посетители готовы оплатить счет. Нам очень интересно как оценят нас наши конкуренты…Ура! Ребятам все понравилось!

Применение игры в воспитательном-образовательном процессе

Мастер-класс для малышей

«Правила столового этикета»

Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.

Задачи:

-познакомить младших дошкольников с видами и назначением предметов сервировки стола.

-закреплять у детей навыки правильного поведения за столом.

-укреплять сотрудничество старших и младших дошкольников.

-воспитывать аккуратность, вежливость, умение применять полученные знания на практике.

Узнав, что у нас открылось кафе, воспитатели средней группы попросили, чтобы наши ребята провели мастер-класс по столовому этикету для малышей. Было решено провести его в индивидуальной форме. В течении мастер – класса наши маленькие друзья многому научились. Мы рады, что наши знания оказались очень полезными!

Проблемная ситуация

«В кафе объявлена пожарная тревога»

Цель: Обогащение знаний о правилах поведения при пожаре

Задачи:

- познакомить детей с пожарной сигнализацией, с её принципом работы;

- показать пути эвакуации, объяснить значение этого выражения;

- познакомить с огнетушителем и принципом его работы;

- закрепить знания детей о правилах поведения при пожаре;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

В кафе сработала противопожарная сигнализация, объявлена пожарная тревога. Ребятам предложено показать правильные действия при пожаре.

1.Закрыли лицо подходящей влажной тканью (в данном случае салфеткой)

2.Покинули помещение не толкаясь, без паники

3.Направились по указателям к выходу

4.Затем покинули помещение сотрудники заведения

5. Служба безопасности проверяет все ли покинули помещение и тоже выходит, закрывая двери. Ребята справились на отлично! Молодцы!

Заключение

В процессе этой увлекательной деятельности дети примеряли на себя различные социальные роли взрослых, моделировали в воображаемых условиях реальные жизненные ситуации. Получили массу впечатлений, усовершенствовали умения и навыки. В ходе игры ребята проявили свои знания, особенности мышления, воображения и умение общаться со сверстниками. Дети воплотили в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывали, проявив максимум самостоятельности (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов). У ребят легко получалось договориться друг с другом, за счёт этого они проявляли уступчивость и доброжелательность к партнёрам по игре как своей группы, так и к группе «конкурентов».

В ходе игры хорошо прослеживалась последовательность ролевых взаимодействий и событий, тесно связанных между собой. Как, педагоги, считаем, с помощью игры «Кафе» удалось удачно сочетать различные виды деятельности, и решить все развивающие, обучающие и воспитывающие задачи, заявленные в основной части.

Список используемой литературы1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

2. От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2018.

3. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Игровая среда в группах детского сада в контексте ФГОС дошкольного образования. Практическое пособие для воспитателей. – М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2014. – 68 с.

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. - М.; Мозаика-синтез, 2015.-128 с.

5. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности детей. Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера

6.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Под.ред. Морозова О. Изд. Феникс 2014 г.
2023