Гаврилюк Т.И. Воспитание патриотических чувств у дошкольников во взаимодействии воспитателя детского сада с семьей
Библиографическое описание:
Гаврилюк Т.И. Воспитание патриотических чувств у дошкольников во взаимодействии воспитателя детского сада с семьей // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности.
В условиях реформирования системы дошкольного образования в нашей стране все более актуальной становится проблема приобщения ребенка к отечественным и общечеловеческим ценностям, формирования его гражданской идентичности, патриотических чувств (любви к своей семье, к детскому сообществу, к родному краю, к своей Родине), усвоения национальных традиций, и социокультурных норм.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года; федеральные законы Российской Федерации: от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации»[http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/];
«О высшем и послевузовском образовании» от 22.08.1996 N 125-ФЗ (последняя редакция) [https://web.archive.org/web/20080128150224/http://www.sam.fizteh.ru/materials/laws/vishee_obrazovanie.html]; «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями на 13 июня 2023 года), [https://www.zakonrf.info/zakon-voinskiy/]; «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ (последняя редакция); «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995г.№ 32-ФЗ [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/];
«Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» от 19.05.1995 №80 ФЗ, внесены изменения от 01.07.2021 №278 [https://base.garant.ru/1518946/]; Указ президента Российской Федерации от 10 января 2000г. №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» [http://www.kremlin.ru/acts/bank/14927]; Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25592/]; иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части касающейся вопросов патриотического воспитания.
Теоретические и методические вопросы воспитания у детей нравственно-патриотических чувств раскрывают в своих работах: Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, Л.А. Кодрынская, М.Д. Маханева, В.И. Петрова, А.Н. Верщиков, Н.В. Микляева, Н.И. Карпухина, Н.В. Алешина и др.
Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, со всем окружающим, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Поэтому, очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте прочувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Постижение ребенком социального мира, строится на движении от осознания своей общности, с ближайшим окружением, (семья, детский сад, город, край в котором родился) к региону, - к пониманию России, как государству, объединенному общей символикой, нравственным ценностям и далее к осознанию - Земля, планета, на которой мы живем. Таким образом, выстраивается закономерная цепь формирования гражданской идентичности в дошкольном возрасте: Моя семья - Мой дом - Детское сообщество – «Детский сад» – Мой край – Россия – Мы россияне.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
В силу своей профессии педагоги обязаны позитивно влиять на развитие детей своей группы. Но их мастерство, советы, их мудрость должны быть искренне разделены и приняты родителями на основе сформированного доверия и продуктивного взаимодействия. Есть хорошая мудрость: «Мы разные, но мы вместе», и она напоминает нам теперь о себе отовсюду. Она должна помочь осознать, что в этом и заключаются человеческие ценности. Педагоги должны оценить потенциал разных семей, разных людей, которые вовлечены в жизнь детей их группы. Узнать о нем можно только так, чтобы они сами захотели открыться воспитателям, рассказать, что для них важно, в чем они могут участвовать, что и когда они хотят и готовы делать для вас. Хорошо, если они задают вопросы о развитии своего ребенка, доверяя опыту и профессионализму воспитателей, их заинтересованности в развитии детей. Это и будет продуктивное сотрудничество с семьей в интересах детей, это будет вовлечение семьи, которого хочет от педагогов программа «Сообщество». Программа предлагает самые разные формы вовлечения семьи, которые должны, однако, исходить из определенных, в том числе, этических правил.
Педагог, выступает в роли гида, общаясь с детьми, задает им вопросы, постоянно ищет решение проблем вместе с родителями и коллегами, интересуется у родителей о ребенке, и вместе с ними оценивает его развитие, узнаёт цели и пожелания родителей в отношении ребёнка и его группе, и, в свою очередь, объясняет и обосновывает свои предложения. Педагог чувствует, когда уместно искать другие ресурсы и направляет родителей к ним, старается вместе с родителями находить функциональную деятельность, подходящую детям по домашним условиям и расписанию. Готов не только преподавать, но и учиться у родителей.
Какова реальная польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду? И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и прежде всего самим родителям: эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к детскому саду, помогающим другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам. Физическая вовлеченность позволяет им формировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться, а непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, так как возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым "премудростям" работы с детьми и дома применять полученные навыки.
Наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь.
На наш взгляд, педагогически организованная практическая деятельность ребенка, окрашенная положительными чувствами, имеющая общественную направленность и осознанный характер, является основой нравственного воспитания. Так выстраивается последовательность формирования гражданской идентичности в дошкольном возрасте: Моя семья - Мой дом - Детское сообщество – «Детский сад» – Мой край – Россия.
Для того, чтобы родители чувствовали себя желанными гостями в детском саду, требуется больше усилий, чем написание записки или однократное приглашение. И чтобы помочь им чувствовать себя нужными и полезными, мы заботимся о том, чтобы в группе присутствовала информация, подсказывающая, где и как заняться конкретным делом с пользой для детей и педагогов. Родителям предоставляется возможность права выбора центра и времени его посещения. В помощь родителям, в каждом центре прикрепляются «Памятки», где изложены конкретные дела и действия, которые родители могли бы там предпринимать.
Воспитателями нашей группы разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина», с вовлечением в процесс родителей детей группы. Работа по проектной деятельности начиналась с анкетирования родителей, с выявления их знаний и понимания самого процесса привития детям нравственно-патриотических чувств. В ходе проектной деятельности совместно с родителями созданы альбомы «Путешествие по городу» (в него вошли фотографии у достопримечательностей города, совместно родителей с детьми) и «Семейный альбом». При рассматривании альбомов у детей возникает момент воспоминаний о своих путешествиях и появляется желание о них рассказывать. На основе реальных событий формируется связная речь ребенка.
Осознавая роль дома и семьи как среды, где начинается обучение и социальное развитие ребенка, педагог должен выстраивать мостики между детским садом и семьей, местным сообществом и способствовать постоянному двустороннему общению.
С учетом возрастных особенностей дошкольников формируется целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, понимание существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будующего.
Мы считаем, что первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных ценностей дошкольниками, может стать прочным фундаментом для их последующего осмысления и формирования системы ценностей, стимулирующей мотивацию самосовершенствования к самоутверждению.
Библиографический список:
· Верщиков А.Н., Климов С.Н., Кусмарцев М.Б., Метлик И.В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Учебное пособие. М.: Планета, 2010. 336 с. [https://www.livelib.ru/book/1001172798 rossijskij-patriotizm-istoki-soderzhanie-vospitanie-v-sovremennyh-usloviyah].
· Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4 -7 лет, нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 80 с. [https://djvu.online/file/2aJcnw1VQ1ZEh].
· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»- утвержена правительством Российской федерации от 5 октября 2010г. № 795. [https://base.garant.ru/199483/].
· Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2013. 144 с. [https://www.livelib.ru/book/1000649840-nravstvennopatrioticheskoe-i-duhovnoe-vospitanie-doshkolnikov-natalya-miklyaeva].