Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Сирунян З. М. План-конспект урока по русскому языку в 9 классе «Сложносочиненные предложения»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Тема урока: Повторение по теме «Сложносочиненные предложения». Способы сжатия текста. Подготовка к ОГЭ.
Цели:
1.Повторить теоретические сведения по теме “Сложносочиненные предложения”.
2. Различать сложносочиненные предложения по структуре и средствам связи.
3. Уметь расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
4. Продолжить подготовку учащихся к части 1 ОГЭ по русскому языку – сжатому изложению;
5.Развивать правильную монологическую и диалогическую устную и письменную речь учащихся.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска.

Ход урока

1. Оргмомент.
Добрый день. Сегодня мы должны повторить и обобщить сведения по теме "Сложносочиненные предложения".
2. Повторение теоретического материала о сложносочинённом предложении.
Ответить на вопросы:
1.Какие предложения называются сложносочиненными? (слайд 2)
2. На какие группы делятся сочинительные союзы? (слайды 3-6)
- Наступило прекрасное время года – осень. Многие поэты и писатели посвящали ей замечательные строки. Вот и Иван Алексеевич Бунин написал небольшой рассказ «Осенние воспоминания».
3. Самостоятельная работа
Задание: на экране записан этот текст, сейчас мы его прочитаем, а затем вы самостоятельно выпишите
1 вариант: сложносочинённые предложения,
2 вариант: простые предложения.
Расставьте знаки препинания. (слайд 7).

Осенние воспоминания.

1.Вспоминается мне ранняя погожая осень.
2.Воздух так чист, точно его совсем нет.
3.В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой.
4.Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым.
5.Темнеет.
6. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.
7.Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра.
8. На поляне немного светлее, и над головой белеет Млечный Путь.
9. Долго глядишь в темно – синюю глубину неба, переполненную созвездиями.
10. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. (По И. Бунину)
Проверяем.
4. Синтаксический разбор предложений. (слайд 8)
Определите вид сложносочинённого предложения, составьте схемы.
(работа на интерактивной доске)
1. Он любит ее и это простое открытие вызвало в нем целую га(м,мм)у чу..ств и переживаний.
Определите грамматические основы, расставьте знаки препинания.
С помощью какого союза соединены простые предложения?
Аналогично разбираем следующие предложения:
2. Владимир и писал бы оды да Ольга не читала их. (А. С. Пушкин)
3. То я впадал вн...запно в без..сходную хандру то она вдруг начинала п..чалит(?)ся.(И. Поливанов)
5. Подготовка к ОГЭ
-А сейчас мы поработаем с текстом. Используя различные приёмы сжатия, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания уменьшился вдвое.

Текст для сжатия (слайд 9)

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик "Животные - герои". Я считаю её своим "будильником". От других людей знаю, что для них "будильником" чувства природы был месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который "на все открыл глаза", первое путешествие с рюкзаком, с ночевкой в лесу...
Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Это школа должна обязательно быть.
И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. (По В.М. Пескову)
6. Работа с текстом. (слайд 10)
1. Чтение текста учителем.
2. Выполнение заданий к тексту:
- определите стиль и тип речи;
- определите темы, идеи, структуру данного текста.
7. Работа над "сжатием" текста. (слайд 11)
-Сколько микротем содержится в данном тексте?
-Что такое микротема?
(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)
В каждом абзаце найдите главную информацию, которая направлена на раскрытие микротемы.
- Каковы основные приемы сжатия текста?
Основных приемов сжатия информации -3:
- обобщение частной информации,
- исключение второстепенной части,
- упрощение.
- Как правило, количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

8. Сжатый текст. (слайд 12)

Когда мне было лет десять, я прочитал книгу «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». Знаю, что для некоторых людей «будильником» чувства природы стал месяц в деревне, первое путешествие с рюкзаком…
Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в детстве интерес и особое отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигает, как всё в живом мире взаимосвязано, как он прочен и вместе с тем уязвим, как всё зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Она делает познание мира интересным. С нею человек обретает важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь к природе и есть любовь, приближающая человека к счастью.
Учащиеся читают свои "сжатые" тексты, сравнивают с вариантом, представленным на доске, делают выводы.
9. Итог урока. Рефлексия. (слайд 13)
--Закончите предложения:
1. Сложносочиненные предложения – это предложения, в которых ….
2. Простые предложения соединяются в сложносочинённое с помощью…
3. Если в ССП есть общий второстепенный член, то запятая в предложении…
4. Если отношение чередования явлений или возможности одного из двух или нескольких, то это предложение….
10. Домашнее задание
- Ребята, вот мы и обобщили с вами знания по теме «ССП».
Оценки выставляются с аргументацией.
д\з. Упр. 70. Написать сжатое изложение от 3-го лица.
2022