Актуальные вопросы начального общего образования

Воробцова А. Ю. Развитие речи младших школьников при изучении грамматической темы «Имя прилагательное»

Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf


Программа по каждому разделу грамматики выдвигает требования к навыкам литературного произношения и выразительного чтения, к развитию у школьников умения пользоваться изучаемыми средствами языка. Успешность овладения этими средствами напрямую зависит от уровня речевого развития детей. Однако "часто образовательный и воспитательный эффект от проведённой работы снижается из-за недостатков в методике проведения работы по развитию речи" [Ладыженская 1967: 9]. Возможно, это обусловлено общественными факторами, среди которых превалирующая в современном обществе тенденция смены культурных ценностей на материальные, вносящая упрощённо-ненормативный элемент в речь. Орфоэпические, грамматические ошибки в речи стали нормой. Приоритет информативности отдан Интернету и социальным сетям с шаблонными и безликими фразами. Несовершенства коммуникативных умений обучающихся "осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации" [Шишкова 2005: 3].
Развитие речи (РР) как область лингвистического учения носит синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается умение "полки за собой повести". Вопросы РР школьников всегда были в центре внимания педагогов и методистов-русистов: М. А. Рыбниковой, Е. Н. Петровой (первая половина ХХ в.); Т. А. Ладыженской, В. И. Капинос, Н.А. Пленкина (вторая половина ХХ в.); Г. И. Банщиковой, Т. М. Пахновой, А. Д. Дейкиной (на рубеже ХХ – ХХI вв).
Сегодня РР на уроках русского языка (РЯ) – это вся работа, проводимая для освоения языковых норм, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь языковыми средствами в соответствии с коммуникативной ситуацией. РР – обязательный аспект изучения каждой темы школьного курса РЯ, обеспечивающий практическую направленность обучения родному языку. Учителям нужно строить урок так, чтобы изучать язык со всех сторон: лексической, фонетической, словообразовательной и грамматической. Это позволит обучающимся осознать важность и уникальность языка как средства общения.
На уроках РР дети учатся отличать текст от набора предложений, озаглавливать, выделять части, составлять свой текст. Ведущее место в развитии словарного запаса занимает, на наш взгляд, сочинение-описание: в нём обучающимся предстоит выделить из массы слов наиболее яркие, актуальные. Работа над описанием помогает развить наблюдательность и внимание к окружающему миру, замечать в предмете особенное, присущее лишь ему. Описание требует выбора признаков и расположения их в определённом порядке. Так, описание животного зависит от того, какое животное описывается: хорошо известное или малознакомое. Описание по воображению задача более сложная. У одних детей воображение хорошее, и им не составит труда написать такое сочинение. Другие, наоборот, будут долго думать. Приведём текст школьного сочинения, представленный в работе Т.А. Ладыженской [Ладыженская 1967: 203-204], а после дадим краткие комментарии относительно выбора имён прилагательных и их функционирования в данном тексте.

Какой бы я посадил сад.

Я хочу создать такой красивый сад, чтобы люди, приходящие отдыхать сюда, смогли бы забыть о всех неприятностях и любовались бы садом.
Такой сад часто представляется в моём воображении. Арка, обвитая плющом. Это вход в сад. От него выходят в разные стороны тенистые дорожки. В середине сада большая клумба, на которой растут нежные ароматные розы.
Сад этот большой: каждый может уединиться, если захочет. Есть в нём и участки настоящего леса – с берёзами, соснами и моими любимыми лиственницами.
Чего только нет в этом саду! И вишни, и сливы, и черешни, и различные кустарники: малина, ежевика, красная, чёрная и белая смородина. Прекрасные развесистые яблони, между которыми зеленеют целые поляны мяты.
Здесь персидская махровая сирень, французский жасмин и другие прекрасные, незнакомые мне цветы. Когда они цветут, по всему саду разливается восхитительный аромат. Приятно лежать где-нибудь в мяте или сидеть под огромной развесистой яблоней и смотреть на окружающую прекрасную природу.
Но самый чудесный уголок сада – бассейн с золотыми рыбками, по краям которого растут лилии и нарциссы. Под самыми тенистыми деревьями стоят скамеечки. В глубине сада – беседки, обвитые плющом. Поют птицы, прыгают ручные белки, спокойно расхаживают зайцы.
Я мечтаю создать такой сад, как описал.
Прежде всего, отметим богатство речи: предложения построены грамотно, соединены логически, прослеживается чёткая концептуальная линия, развивающая мысль о воображаемом саде. Автор раскрыл идею, высказанную вначале: он хочет создать такой красивый сад, чтобы люди смогли в нём отдыхать и любоваться природой.
Все прилагательные употреблены уместно. Из многообразия синонимичных слов обучающийся отбирает те, которые наиболее полно раскрывают сущность предмета или явления. Например, сочетание "персидская махровая сирень". Ещё Ю.М. Нагибин в рассказе "Сирень" отметил проявление данного признака: "Даже куст никогда не цветшей махровой (выделено мной. – А. В.) сирени возле павильона зажёг маленький багряный факел". Это тонкое наблюдение присуще и ребёнку. Лексема "махровая" указывает на внешнее проявление признака, маркируя одновременно основной признак ("цветок с большим количеством лепестков" [Ожегов 1961: 334]) и качество, свойство: соцветие сирени подобно махровой ткани, с небольшими складками, оно мягкое, приятное на ощупь. Представляется интересным предложить детям подобрать имена прилагательные, позволяющие описать сирень. Скорее всего, аналогичных ассоциаций будет крайне мало.
Синтаксическая конструкция "нежные ароматные розы" удачна, позволяет совместить два разных признака ("запах" и "вид") в образе розы. При прочтении сочинения ощущается, что у автора хорошо развито чувство прекрасного, которое он способен передать письменно, используя средства художественной выразительности. Такие работы заслуживают наивысшей оценки.
В рамках изучения прилагательного школьный учебник даёт достаточно упражнений, позволяющих усвоить базовый материал. Характер заданий, направленных на РР, преимущественно одинаков: в основном предлагается дать толкование выделенным словам или пословицам; найти слова в переносном значении; подобрать синонимы; озаглавить; определить тему и главную мысль. Однако упражнения зачастую состоят из набора предложений, относящихся к разным произведениям. Полагаем, что детям было бы интересно работать со связным текстом. Однотипные задания, большей частью повторяющиеся из раздела в раздел, вряд ли вызовут положительную мотивацию к обучению. Упущением авторов учебника, по нашему мнению, является призыв "прочитайте". Именно "прочитайте", а "не прочитайте выразительно". Мы считаем целесообразным прочтение текста не только "про себя", но и вслух, с соблюдением интонационного рисунка.
Например, можно предложить текст, рассказывающий о красоте природы родного края, и сформулировать ряд заданий. Попытаемся сделать это.
Упражнение № 1. Прочитайте выразительно текст и выполните предложенные задания.
Маленькая горная страна по имени Красная Поляна уютно расположилась в 40 километрах от побережья на высоте 600 метров над уровнем моря. Она находится у самого подножья Главного Кавказского хребта, в окружении гор высотой до 3000 метров.
С декабря до начала весны здесь всегда лежит снег. Тут же, в районе горы Ачишхо, на высоте 2391 метров над уровнем моря, находится полюс влажности России, отличающийся обилием дождей и снежным покровом до семи метров.
Отдых на курорте Красная поляна привлекателен в любое время года. Летом окрестности горного поселка встречают гостей великолепием кавказской природы. Зелёные склоны альпийских лугов манят своей свежестью, а выше, почти под облаками, искрятся на солнце не тающие даже в самую знойную жару ледники. В декабре, когда на всем побережье курорта Сочи еще стоит осенняя погода, на Красной поляне уже царствует настоящая русская зима. Но даже в это время здесь можно комфортно отдохнуть. С берега моря к заснеженным хребтам по горным ущельям проникает теплый морской бриз. Красная поляна – единственное место в России, где можно встретить столь благоприятные условия для зимнего отдыха.

По материалам сайта http://www.sochiru.ru/rest/red-glade

1. Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? Какие? Можете ли вы предположить, что эти слова обозначают? Определите, о чём этот текст. Как бы вы его озаглавили?
Вероятно, дети назовут слова "бриз", "хребты". Бриз – местный слабый береговой ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море [Ожегов 1961: 57]. Хребет – горная цепь [там же: 855].
2. Найдите в тексте прилагательные. Определите, признак какого предмета они раскрывают и как (море, гора, воздух)? Для этого найдите словосочетания с прилагательными и главное слово.
Например: зелёные склоны, осенняя погода и т.д. Данные прилагательные уточняют признак/качество/характер явления.
3. Можно ли заменить синонимами выделенные в тексте слова?
Задание в рамках опережающего обучения. Обучающимся можно предложить это задание, наведя на мысль о том, что прилагательные могут обозначать признак опосредованно или прямо. Выделенные слова нельзя заменить синонимами, т.к. эти слова являются относительными прилагательными, т.е. обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени.
4. Из последнего абзаца выпишите в три столбика прилагательные: 1) м.р., 2) ж.р., 3) ср.р. Употребите прилагательные в другом роде. Составьте с изменёнными прилагательными словосочетания.
Необходимо обратить внимание на то, что в абзаце присутствуют прилагательные в полной и краткой форме, в ед.ч. и во мн.ч., и поэтому, чтобы определить род, необходимо употребить прилагательное в форме ед.ч. Например: морской бриз – м.р., морское свечение – ср.р, морская волна – ж.р.
5. Хотели ли бы вы оказаться в Красной Поляне? Как бы организовали свой отдых? Напишите об этом письмо другу (подруге, родителям). Объясните, почему вы хотите поехать туда, опишите местность.
Задача, поставленная перед обучающимися, трудная, но интересная, предполагающая комплексную работу, привлечение знаний из ранее изученных тем, развитие речи, умение сопоставить языковые явления, отобрать наиболее яркие слова. Положительным моментом будет демонстрация учителем фотографий описываемой местности.
Приведём аналогичные упражнения без пояснений.
Упражнение № 2. Выразительно прочитайте текст. Выполните задания.

Случалось ли вам собирать грибы

В лесу, где тропинки протоптаны лешим?

Где кони тумана встают на дыбы

В проёмах зелёных проплешин?

Известно ли вам, как старик-подосиновик

В траву загоняет свою детвору,

Как в жёлтых платочках и ярко-малиновых

Ведут хоровод сыроежки в бору?

Видали ли вы, как под хвойною крышей

Гуляет в сапожках сафьяновых рыжик

И гриб-боровик входит в сумрак глубокий,

За юбки молоденьких ёлок держась?

Ложилась ли вам на горячие щёки

Лесных паутинок прохладная вязь?

А. Коваленков

1. О чём этот текст? Какова позиция автора?
2. Составьте с прилагательными другие словосочетания.
3. Определите лексическое значение выделенных слов. При необходимости обратитесь к толковому словарю.
4. Какой художественный приём использует автор, описывая грибы? Придумайте аналогичные примеры рассказа не о грибах, а о цветах (фруктах, ягодах).
5. Видели ли вы эти грибы? Опишите их своим друзьям в письме. Если вы не видели, то пофантазируйте, представьте, как выглядят. Сравните созданные вами образы с фотографиями грибов в книге или Интернете.
6. Как вы думаете, почему так названы эти грибы: рыжики, подосиновики, сыроежки? Какие грибы вы ещё знаете? Напишите сказку "Где живут грибы".
Упражнение 3. Прочитайте выразительно и выполните задания.
(1) А ещё через некий срок внезапно лопаются почки – и чёрный узор сучьев сразу осыпают зелёные мушки. (2) А там надвигается первая туча, гремит первый гром, свергается первый ливень – и опять, ещё раз совершается диво: дерево раскинулось так густо и широко, что глазам не веришь. (3) Удивителен весенний расцвет дерева. (4) Взглянув на дерево однажды утром, поражаешься обилию почек, покрывающих его за ночь. (5) А как он удивителен, если весна дружная, счастливая!

И. Бунин. Жизнь Арсеньева

1. Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?
2. Переставьте предложения так, чтобы получился текст. О чём этот текст? Как его можно озаглавить? Каково отношение автора к описываемому?
3. Перепишите получившийся текст. Подчеркните прилагательные и определите их синтаксическую роль. В какой форме употреблены эти прилагательные?
4. Составьте с прилагательными словосочетания. Возможна ли замена этих прилагательных синонимами?
5. В чём, по-вашему, прелесть весны? А как изменяется облик дерева осенью? Поработайте в парах. Опишите весеннее дерево вашему соседу по парте, а он пусть опишет дерево осенью. Сравните получившиеся описания.
Речь – одна из центральных важнейших психических функций. Она оказывает решающее влияние на наблюдательность, развитие логического и образного мышления, воображение, эмоции. Наблюдая окружающий мир, слушая учителя, читая книги, фантазируя, дети учатся проникать в сущность вещей, объяснять причины происходящего, по-своему передавать с помощью речи увиденное и услышанное.

Библиографический список

1. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям в V – VIII классах. – М.: Просвещение, 1967. – 312 с.
2. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/ Н.Е. Богуславская, А. Ю. Купалова и др./ Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. – 900 с.
4. Шишкова М. И. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2005. – 40 с.
2021