Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Кюрчева Н.Н. Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Библиографическое описание:
Кюрчева Н.Н. Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/74-3.pdf.

Дети с ОВЗ и дети – инвалиды, в чем отличие? Многие родители спрашивают, что означает поставленный диагноз – ребенок с ОВЗ и означает ли это, что он инвалид? Сегодня государством очень большое внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями, но тем, кто не работает с детьми-инвалидами, наверняка, термин «ОВЗ» известен только в общих чертах. Ребенок с ОВЗ – это ребенок с ограниченными возможностями здоровья, у которого временное или постоянное отклонение в физическом или психическом развитии. К их числу относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией, и он может быть изменен, если у малыша наблюдается положительная динамика. А ребенок-инвалид — это лицо, не достигшее 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированным последствиями травм, 2 заболеваниями или врожденными дефектами, которые привели к ограничению жизнедеятельности. Так чем же ребенок с ОВЗ отличается от ребенка – инвалида и так ли существенна эта разница? На самом деле разница очень важна. Путаница в понятиях приводит не только к неправильным цифрам в статистике, но и к тому, что при обучении в школе и социализации не учитываются особенности этих двух групп детей. Понятия «ребенок-инвалид» и «ребенок с ОВЗ» предполагают наличие патологии или заболевания, которое ограничивает возможности ребенка. Но при этом разница заключается только в наличии или в отсутствии официально установленной инвалидности. Ведь, по сути, инвалид – это не только медицинское понятие, но и юридическое. Поэтому, ребенок-инвалид является лицом с ОВЗ, но не все дети с ОВЗ – инвалиды. С точки зрения психологов термин «ОВЗ» звучит более корректно, чем термин «инвалид». Потому что, первый – это нераскрытый потенциал ребенка, а второй – окончательный диагноз. Но вопрос о разнице этих понятий должен решаться на законодательном уровне. Это позволит сделать жизнь детей немного счастливее. Для системы образования, не затрагивая медицинских аспектов «инвалид» - это ребенок, который имеет заболевание, но оно не мешает ему учиться и усваивать материал наравне со сверстниками. Лицо с ОВЗ – это ребенок, которому для освоения программы нужны особые образовательные условия или посторонняя помощь (индукционная петля, тьютор, сурдопереводчик, ассистент, книги со шрифтом Брайля). Инвалидность с детства устанавливается в тех случаях, когда вследствие заболевания (или увечья), возникшего в детстве, наступила до достижения 16 лет (учащимся - 18 лет). Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в образовательных учреждениях; особая форма активности обучающихся, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, включающая в себя овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий. Понятие «деятельность» - это творческое преобразование людьми окружающей действительности. В педагогическом словаре деятельность - это «динамическая связь субъекта с объектами окружающего мира, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности, реализация знаний, реализация разума». Эта деятельность, в процессе которой человек не только проявляет свои качества и свойства, но и формирует их. Таким образом, «любая деятельность представляет собой в первую очередь, обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности».

Термин «учебная деятельность» понимается учеными в узком и широком значении. В широком смысле учебная деятельность представляет собой процесс (деятельность) по овладению новым опытом (привычками, умениями, навыками, знаниями). Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправленного обучения, является деятельностью ученика по овладению обобщенными способами учебных действий, саморазвитием в процессе решения учебных задач. Данные задачи ставит педагог на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку. Однако, как показывает практика, при равных условиях обучения, обучающиеся дают существенно отличающиеся результаты, что говорит о различии их психологических возможностей. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, путем проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, с обеспечением доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. В настоящее время обучение данной категории обучающихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам обучающийся приспосабливается под общеобразовательную систему). Данные особенности развития эмоционально-волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала в целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения. Конечно, следует отметить, что у школьников общеобразовательного класса и школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности. Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Данная проблема обостряется при переходе данной категории учащихся на среднюю ступень ОУ, так как происходит рассредоточение и снижение целенаправленности педагогических усилий по формированию мотивации учебной деятельности.

Причины снижения мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ:

1. Низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.

2. Низкая готовность к обучению, которая включает инертность познавательных процессов, несформированность произвольных форм деятельности, психоэмоциональную незрелость. Так, у данной категории учащихся отмечаются трудности в процессах: - восприятия, что выражается в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ; недостатки пространственного восприятия; - мнемической деятельности, что выражается в повышенной тормозимости мнемических следов под воздействием помех, уменьшение 7 объема памяти, скорости запоминания; - мышления, а именно в применении таких интеллектуальных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстракция; страдает словеснологическое мышление; дети не владеют иерархией понятий; недостаточно выражен ориентировочный этап при решении интеллектуальных задач, обнаружена неспособность к необходимому умственному усилию, выявлено неумение контролировать себя в ходе выполнения задания; - речи, что проявляется в слабой способности к звуковому и содержательному анализу речи: звуков, слогов, слов; трудности в понимании лексико-грамматических структур; неумение выстроить развернутую фразу, бедность пассивного и активного словаря; речь в основном носит ситуативный характер; - внимания, при этом снижение его устойчивости носит разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение, сосредоточение после некоторого периода работы, периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы.

3. Низкая познавательная активность, отсутствие интереса к учебе, безответственность в отношении к выполнению учебных заданий. Медленное вхождение в работу, при затруднениях - остановка деятельности. Учителя могут лишь на короткий срок внешне формально организовать их учебную деятельность. Также можно отметить низкую готовность к решению познавательных задач, отсутствие направленности на решение интеллектуальных задач, интерес к внешней стороне учебного процесса (выйти к доске, посмотреть картинки, поднять руку).

4. Дефицитарность произвольной регуляции поведения. Данная группа учеников не соотносит цель деятельности с этапами планирования и контроля, они не могут организовать свою деятельности и самостоятельно справиться с заданием.

5. Заниженный уровень притязаний. Так, на оценивание учителем, учащиеся реагируют неадекватно, не принимая при этом негативную оценку и не стремясь что-то изменить. Они не могут оценивать выполненную ими работу, не обращают внимания на исправленные учителем в тетрадях ошибки. Некоторые дети, несмотря на низкую успеваемость, говорят про себя, что учатся хорошо.

6. Преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход от игровой ведущей деятельности к учебной. То есть такой ученик продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. В своей деятельности он, как правило, руководствуется эмоцией удовольствия.

7. Незрелость личностных компонентов учебной деятельности. При несформированности школьных интересов ученики данной группы не полностью понимают учебную ситуацию, не могут самостоятельно выполнять задания, так как не удерживают инструкцию, не могут контролировать свою работу. Их эмоции неустойчивы и поверхностны. В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания, такие ученики вялые, бездеятельные и оживляются, когда переключаются на игру, соответствующую их потребностям. Младшие школьники с ОВЗ характеризуются низким уровнем готовности к школьному обучению. В связи с этим в процессе обучения в начальной школе познавательная сфера детей данной категории также имеет свои характерологические особенности. Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт показывают, что у школьников данной категории отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием, что выражается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмечаются недостатки пространственного восприятия, Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму. У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в информированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане. Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в педагогической науке и практике особого внимания заслуживает проблема развития познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности учебной деятельности.

Медико-социальное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Задачи комплексной поддержки и реабилитации:

1. Формирование в образовательной организации целостной комфортной образовательной среды для обучающихся, обладающих различным уровнем состояния здоровья;

2. Создание комплекса мер социального и психологического сопровождения семей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

3. Обеспечение взаимодействия с медицинскими организациями с целью оказания медицинской помощи обучающимся;

4. Организация совместных мероприятий для всех категорий обучающихся;

5. Обеспечение постоянного мониторинга качества оказания образовательных услуг.

Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1. Формирование единой системы психолого-педагогической помощи для всех категорий обучающихся;

2. Диагностика по выявлению обучающихся, которые нуждаются в помощи специалистов социально-психологической службы;

3. Диагностика актуального состояния обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их адаптивных возможностей;

4. Определение конкретных причин трудностей развития и адаптации;

5. Разработка комплекса мер психолого-педагогической поддержки;

6. Разработка «индивидуальных реабилитационных маршрутов» для конкретных категорий обучающихся.

Однако, для обеспечения специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами рекомендуется проводить разъяснительные беседы с родителями (законными представителями) о необходимости организации процедур психолого-педагогического сопровождения с учетом заключений ПМПК и ИПРА для успешного овладения образовательной программой и профессионального становления обучающегося.

Литература

1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 297 с.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М.: АСТ, 2009. – 811 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

4. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в общеобразовательных организациях: учебно-методическое пособие / Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования; [составители: Афанасьева Н.В., Коновалова. А.П., Малухина Н.В., Смирнова Т.Е.; под редакцией Афанасьевой Н.В.]. – Вологда: ВИРО, 2020. – 112 с.

5. Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми-инвалидами. https://refdb.ru/look/1388111.html
2023